Организация эффективной занятости в мировой экономике

Как показал зарубежный опыт, отсутствие точного определения размера стандартной продолжительности рабочего времени при частичной занятости затрудняет выделение данной категории граждан в общей структуре трудоспособного населения. При определении частично занятых лиц существуют трудности и иного порядка. Например, человек, работающий по совместительству, может трудиться на нескольких предприятиях как частично занятый, хотя и имеет в целом полный объем трудовой нагрузки. Этот момент необходимо учитывать при определении частичной занятости гражданина в рамках законодательства.                                                                                          Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. Пособия для частично занятых устанавливаются в меньшем размере, чем пособия для полностью занятых, если учитывается размер трудовой нагрузки. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых.     Ориентируясь на мировой опыт регулирования проблем занятости населения и международные акты, Россия, как государство с социально ориентированной рыночной экономикой, должна адекватно реагировать на отношения, возникающие на рынке труда. Отсутствие в части правового регулирования вопросов частичной занятости практически полностью нивелирует социальную защиту и государственную поддержку в обеспечении занятости данной категории граждан.                                                                           Например, в случае если гражданин был занят на двух работах по совместительству, с основной работы был уволен, но во второй организации продолжает трудиться, он, как и ранее, относится к числу занятых граждан. Ранее совмещаемая работа становилась основной, а он приобретал статус занятого гражданина на условиях неполного рабочего времени. При этом государством совершенно не учитывается такое изменение правового и фактического положения гражданина. Естественно, что в данной ситуации у гражданина значительно сокращается заработок, который в данной ситуации может быть во много раз меньше прожиточного минимума. Возникает вполне обоснованный вопрос о реализации конституционного права каждого на социальную защиту со стороны государства при возникновении подобной ситуации.                     Вместе с тем, формально признаваясь занятым, данный гражданин лишается права на получение пособия по безработицы, а, фактически остается без средств к существованию, и значительно ограничен в государственном содействии в подборе подходящей работы через систему органов службы занятости, поскольку не может быть зарегистрирован в качестве безработного.                                      Этот пример наглядно демонстрирует важность и огромную социальную значимость необходимости регулирования отношений по обеспечению занятости частично занятых граждан. Необходимо на законодательном уровне определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и наделить возможно, с определенными ограничениями их рядом правомочий, принадлежащих безработным, в целях обеспечения прав данной категории граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.                                                                                 Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для появления новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т.д.                     В настоящее время идет поиск гибких, реалистичных и эффективных способов решения проблем, возникших на новом этапе научно-технического прогресса, который, как и в прошлом, нарушает сложившийся баланс в сфере социально-экономических отношений. Появилось множество пессимистических и оптимистических интерпретаций последствий нововведений. Снова возродились катастрофические сценарии, предсказывающие "конец труда", в то же время усиливается стремление к созданию нового информационного общества. Сегодня все больше проявляется озабоченность тем, что переход к такому обществу сопровождается растущей циклической и структурной безработицей, охватившей большинство стран, особенно европейских, включая Италию. В то время как в США доля незанятых в общественном производстве (только мужчины от 15 до 65 лет) с 1965 г. остается на уровне примерно 21%, в европейских странах за тот же период она возросла более чем вдвое-с 14 до 31%. Вот почему общественное внимание приковано к влиянию, которое ИТТ оказывают на создание новых и замещение выбывающих рабочих мест.

Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.                      Согласно экспертным оценкам, в США вклад информационного сектора (информационные системы и телекоммуникации, средства массовой информации) в ВВП в следующем десятилетии удвоится, что приведет к созданию 3-5 млн. новых рабочих мест главным образом в малых и средних инновационных фирмах. Только вокруг Ин-тернета уже возникло примерно 400 тыс. рабоччх мест. Япония, в свою очередь, надеется создать в секторе мультимедиа в ближайшие 15 лет 2,5 млн. рабочих мест, а страны ЕС - 6 млн.                                                Опыт США опровергает широко распространенное мнение, что инновационные процессы снижают качество и ухудшают содержание труда, разделяя рабочую силу на своего рода рабочую аристократию - "тех, кто знает" - и основную массу работников низкой квалификации. В действительности в посседнее десятилетие значительная часть новых рабочих мест была создана в третичном секторе, где работники выполняют функции менеджеров, специалистов, консультантов и мелких предпринимателей, нередко работая неполный день. Например, на предприятиях, производящих программное обеспечение, с высокой долей специалистов в числе занятых за пять лет было создано 250 тыс. новых рабочих мест, в то время как в обрабатывающей промышленности их количество сократилось на 116 тыс. В секторе финансовых услуг за последние десять лет было ликвидировано 80 тыс. рабочих мест, связанных с оказанием традиционных услуг, но появилось 500 тыс. рабочих мест в таких новых областях, как управление ценными бумагами и активами, обслуживание кредитных карт.                                                              Среди возможностей информационных сетей следует особо отметить поддержку дистанционной (надомной) работы. Это - часть процесса децентрализации служебной деятельности во времени и пространстве. Несмотря на все сложности, связанные с внедрением подобного новшества, компаниям оно может дать не только организационные, но и экономические преимущества. Многие успешные эксперименты, проведенные в разных странах мира и в том числе в Италии, подтвердили, что дистанционная работа не только означает возможность трудиться дома; она способствует обеспечению более гибкого подхода к выполнению работником своих функций, оптимизируя соотношение рабочего времени и времени, затрачиваемого на поездки на работу. Молодые профессионалы новой сферы услуг нередко предпочитают такую форму занятости и работу неполный день, чтобы вести независимый образ жизни, далекий от стандартов корпоративной бюрократии. Распространение надомной работы требует достижения согласия между работниками и работодателями и пересмотра их отношений. Частичная занятость все больше рассматривается как результат современных структурных сдвигов в экономике, а не как новая форма эксплуатации трудящихся. Поощрение независимой работы в информационных сетях приведет к увеличению доли самозанятых по сравнению с долей наемных работников.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: