Публичное право на предклассическом этапе

 

Основным содержанием Предклассического публичного права было действие магистратского права. Оно регламентировало деятельность возникших (или видоизменённых) в результате реформ Сервия Тулия и последующих законов высших органов власти Республики: сенат, комиции и магистраты. СЕНАТ. Вначале сенат состоял из 300 патрициев, избиравшихся из наиболее знатных родов. Но после возникновения в республике сословной системы, в Сенат стали избираться только представители высшего сословия – нобилей, т.е. те, кто имел доход свыше 1млн.сестерциев, что и определило Римское государство как аристократическую республику. Но позже, при Цезаре, сенат расширился до 900 человек за счет вошедших в него представителей второго сословия – всадников. Списки сенаторов составлялись особой магистратурой – цензорами, обновлялись и дополнялись каждые 5 лет. Сенат осуществлял высшую правительственную власть: распределял и контролировал финансы, налоговую систему; ведал всем госимуществом Республики; проводил внешнюю политику, принимая решения относительно войны и мира (но через утверждения комициями); ведал назначением и снятием с должностей военачальников; следил за общественным порядком и соблюдением законов (через преторов) в Риме. Только сенат мог объявить в стране чрезвычайное положение и назначить диктатора. Частично сенат обладал и законодательной властью: он мог вносить по любому вопросу своё мнение, т.е. поправку в виде senat consulta. КОМИЦИИ. Самый ранний вид комиций – куриатные, т.е. собрания по куриям – объединениям из десяти патриацианских родов. Каждая курия имела один голос. Потом появляются центуриатные комиции – голосование по центуриям, т.е. по классам. Сюда уже допускались и плебеи, но голосование начиналось с первого класса, если здесь вопрос не решался большинством, голосование двигалось дальше на второй класс и т.д. Но так как вопрос обычно решался на первом или втором классе очередь до плебеев все равно не доходила, т.к. в этих классах состояли в основном патриции. Позже создаются наиболее демократичные трибутные комиции, т.е. голосование по территориальным единицам, где большинство уже принадлежало средним сословиям. Такие комиции стали самыми демократичным законодательным органом власти. Комиции отвергали или принимали законопроекты, выдвинутые сенатом по формуле «Да – Нет». магистратуры. Это государственные должности, обладавшие высшей исполнительно-распорядительной властью. Магистраты избирались из числа наиболее богатых и влиятельных людей комициями, а высшие магистраты сенатом. Главной проблемой магистратур была нечёткость их функций. Основной категорией магистратур была высшая, в которую входили консулы, цензоры, преторы, народные трибуны, диктаторы. Консулы, их было двое, выбирались на 1 год центуриантными комициями с подачи сената. Функции: созывать сенат и комиции, командовать Римской армией, осуществлять административные взыскания и наказания. Цензоры избирались сроком на 5 лет. Функции: ведение списков граждан двух высших сословий и сенаторов, распределение граждан по сословиям, распределение налогов, учёт имущества каждой семьи, контроль за сбором пошлин и налогов, контроль за нравами и поведением нобилей и всадников. Преторы – высшая юридическая магистратура. Они избирались сроком на 5 лет. Функции: контроль над исполнением законов, судопроизводством и выполнением решений суда. Но главной их функцией было предварительное рассмотрение гражданского иска на основе преторского эдикта. Т.е. если конкретный случай из иска не был описан в законе, то претор сопоставлял иск со своим эдиктом, где описывались случаи, когда претор мог поддержать иск, направить его в суд и дать истцу правовую защиту. Это получило название преторского права, сделавшего более приспособленной к быстро меняющейся исторической обстановке, всю римскую правовую систему, как бы дополняющего законодательную базу римского гражданского права. Народные трибуны – два человека, избиравшиеся из плебса сроком на 1 год. Они защищали в сенате интересы плебеев, вносили законопроекты в пользу плебеев, имели право приостановить любой законопроект в сенате с помощью права «veto». Диктатор избирался сроком на 6 месяцев в случае угрозы особой опасности для Республики: неудачно сложившейся войны, социального кризиса, стихийных бедствий, эпидемий. Он получал всю полноту власти, которую никто не мог оспорить. Становился полноправным военным и гражданским правителем. Но по истечению 6 месяцев диктатор обязан был сложить с себя полномочия и отчитаться перед сенатом. Сенат строго следил за тем, чтобы диктатура не переросла в тиранию или монархию. Кроме вышеперечисленных высших магистратур существовали и другие: квесторы – вели сбор и учет всех поступлений в казну, вели делопроизводство у сената и высших магистратов, исполняли различные поручения сената; эдилы – исполняли полицейские функции (контроль за соблюдением общ. порядка), осуществляли надсмотр за коммунальным хозяйством; триумвиры – союз трёх лиц, управлявший республикой в кризисные годы гражданских войн; децемвиры – коллегия из десяти человек, избиравшаяся для срочного решения какой-либо проблемы. Таким образом, мы видим, что после реформ Сервия Тулия и последующего законодательства в Римской республике V в. до н.э. все девять признаков государства оказались на лицо. Римское государство (республика – res publicum – дело народа) во второй половине V в. до н.э. завершило своё формирование (после принятия Законов XII таблиц).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: