Авангардизм в интерьере

Авангард в чистом виде

Основную роль в интерьере авангардном играет цвет. Вы можете смешивать, сочетать, комбинировать какие угодно краски, главное — не переступить грань между броскостью, яркостью и вульгарностью. Цвета должны образовывать органичный ансамбль. Обои противопоказаны. Вооружитесь кисточками, красками и рисуйте. Например, черная стена напротив белой. Соответственно черное кресло около белой стены и светильник со светлым абажуром у черной стены. Или все четыре стены комнаты разных цветов: желтая, оранжевая, красная и вишневая. Запомните: авангард создается на контрастах. Подберите к этим ярким стенам темную мебель, и вы получите удовольствие от нового облика своей квартиры (с. 3 № 17-20).

Мебельные гарнитуры типа «диван плюс два кресла» для такой комнаты вряд ли подойдут. Каждая деталь должна быть оригинальной. Авангард — это смелый эксперимент, при котором, несмотря на, казалось бы, общий хаос, все к месту.

Мебели авангарда присущи неожиданные решения в формах и декоре, необычное сочетание материалов, что напоминают скорее произведение современного искусства, чем утилитарное бытовое изделие.

На этой мебели приятно не только отдыхать, ими можно каждый раз наслаждаться, часами рассматривать, находя каждый раз новые интересные детали и свежие ассоциации.

Интерьер в стиле Авангарда выбирают смелые, решительные люди, которые готовы к сумасшедшим экспериментам и изменениям. Главный акцент в таком интерьере делается на цвет и форму. И еще одним из принципов Авангарда становится контраст, который должен присутствовать везде и во всем.

Авангард оперирует чистыми цветами – белый, черный, красный, желтый, зеленый. В одном помещении может использоваться несколько контрастных цветов одновременно, что будет способствовать динамике и экспрессии. Причем контраст может возникать не только между стенами, полом и потолком, но уже и в цветовой отделке стен. При этом не нужно раскрашивать каждый квадратный сантиметр стены разным цветом. Авангард – это стиль «крупного мазка», поэтому контраст создается крупными формами. Поэтому можно найти смелое цветовое решение верха и низа стены или между смежными или противоположными стенами.

Для отделки интерьера в стиле Авангарда подойдут любые материалы, но особенно прогрессивно будут смотреться современные, новейшие отделочные материалы: стеклообои, декоративные штукатурки, металлизированные обои, подвесные потолки, новые лакокрасочные составы, ламинированные покрытия и т.д.

Мебель должна быть тоже своего рода экспериментом. Форма может быть строго геометричной, с четкими контурами без лишних деталей. Авангард избегает мелкого декора и отделки. Для интерьера отлично подойдет мебель из металла, дерева, стекла.

Наряду с четкими формами и структурами особенно эффектно будут смотреться абсолютно бесформенные предметы, например, огромные кресла-подушки.

В духе авангарда – немыслимые конструкции – подвесные кровати или низкие кровати без ножек. Самое главное при выборе мебели руководствоваться принципом не стандартных решений. Яркую ноту в интерьер привнесет посуда необычных цветов и форм.

Но следует помнить, что Авангард – это не хаос. Здесь есть свое организующее начало, которое строится на чувстве формы, ритма и цвета (с. 9 № 58-65).

Ветви авангарда

 

Поп-арт

 

Стиль Поп-арт зародился в Америке в 60-х гг. XX в. и быстро проявился во всех оформительских искусствах, включая дизайн интерьеров.

Поп-арт – направление в искусстве прошлого века, а основное отличие его от ранее существовавших течений – обращение к эстетике товаров массового потребления. В этом смысле поп-арт – бездуховный стиль, недаром его хрестоматийные образцы – работы Энди Уорхола – готовились с помощью тиражной техники. А еще один эталонный прием Уорхола – бесконечное повторение одного и того же образа, будь это даже сцены катастроф, – заставляет аудиторию относиться к изображению безразлично, не испытывая эмоций.

Расцвет поп-арта как направления в искусстве пришелся на 60-е годы, притом что «временные рамки» его визуальных образов (голливудские звезды, образы гангстерского кино, культовые персоны эстрады, политики, а также неодушевленные уже безо всяких сомнений предметы, такие как хрестоматийная банка супа Campbell, Coca-Cola и, конечно же, банкноты) гораздо шире: это 30–70-е годы 20 века.

Для интерьера в стиле Поп-арт характерны: яркость и новизна, нестандартный подход, простые формы. Ткани с печатными рисунками, комиксами. Радужно-яркие сочетания цветов и материалов, фактур. Орнаменты из произведений Поп-арта(с. 8 № 50-57).

Фурнитура - пластик.

Поп-арт в абсолюте - это слегка сумасшедший дом, который интуитивно приходит на ум при слове «поп-арт»: кислотные цвета, обилие пластика, неоновая подсветка и глянец, глянец, глянец повсюду. Стены обязательно должны быть яркими, а в идеале – разных цветов и даже фактуры. О гармонии в классическом понимании лучше забыть сразу (впрочем, если человек сознательно оформляет так свой дом, напоминание явно излишнее). Хорошим решением может быть вариант, когда одна из стен (следуя элементарному инстинкту самосохранения) все-таки остается светлой, еще две – контрастных ярких (только не натуральных) цветов, а четвертая – выполнена в фирменной уорхоловской технике многократно повторяющегося мелкого узора.

Еще одна особенность дефицит мебели. То есть, типичные для 60-х диваны и кресла округлых форм (и ярких цветов), пуфы и небольшие столики допустимы и даже приветствуются. Но вот шкафов, быть не должно хранить вещи придется в нишах, на подиумах или во встроенных шкафах.

Нет ничего проще, чем выполнить современный интерьер в стиле Поп-арт. Можно вспомнить знаменитую цитату Мика Джаггера: «Если хочешь знать, что было самым популярным в тот или иной период, посмотри, что в это время рисовал Уорхол». И додумать ее дальше: что бы рисовал Энди сегодня? Включите телевизор, посмотрите рекламу… Да просто оглянитесь вокруг: все, что вам нужно для осовремененного поп-арта в интерьере, наверняка уже есть у вас дома. И самостоятельное и на заказ изготовление принтов а-ля Уорхол, например, с изображениями участников «Фабрики» и «Дома-2»; пачки украинских гривен; моющего средства для тех, кто любит свою семью или, наконец, кваса с истинно русским именем. Можно предложить еще переключиться с формальных канонов на эпоху расцвета этого течения. Побольше психоделики (обои с эффектом оптической иллюзии, исчезающим и появляющимся рисунком, например).

Вещь в поп-арте или изображается, или подается сама по себе. Как есть, причем трактуется она, если изображена, иллюзионистически или в манере рекламного образа (с. 10 № 66-72). Поп-арт — это постоянное визуальное и смысловое раздражение привычными образами и текстами. Так появляются гигантские бутерброды высотой в три метра, памятник в виде тюбика для губной помады, копии бутылок, лампочек. Предметы составляются друг с другом — нередко в неожиданных сочетаниях. Художники называют такой прием «комбинациями», а критики — «ассамбляжами».

 

Конструктивизм

 

Официальной датой рождения конструктивизма считается начало ХХ века. Его развитие называют естественной реакцией на изощренные флореальные, то есть растительные мотивы, присущие модерну, которые довольно быстро утомили воображение современников и вызвали желание поисков нового.

Это новое направление начисто было лишено таинственно-романтического ореола. Оно было сугубо рационалистично, подчиняясь логике конструкции, функциональности, целесообразности. Примером для подражания служили достижения технического прогресса, вызванные социальными условиями жизни наиболее развитых капиталистических стран и неизбежной демократизацией общества.

Конструктивизму свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна. Создается мебель простых, строгих, удобных форм. Функция, назначение каждого предмета предельно ясны. Никаких буржуазных излишеств. Простота доводится до предела, до такого упрощения, когда вещи – стулья, кровати, шкафы – становятся просто предметами для сна, сидения. После окончания Первой мировой войны конструктивизм в мебели завоёвывает важные позиции, опираясь на авторитет архитекторов, чьи новаторские сооружения служили подчас своими интерьерами для демонстрации мебельных экспериментов (с. 4 № 21-26).

Конструктивизм задался целью полностью изменить мир и человека, расстаться со всеми традициями, чтобы открыть абсолютно новую страницу в истории искусства. Конструктивисты, категорически отказавшись от любых образцов прошлого, хотели смоделировать будущее, которое представлялось им как гармония ясных геометрических форм. "Простота - не проста", "меньше - значит больше" - эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого архитектора XX века, стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и всего столетия. Ничто лишнее не "цепляет" взгляд, все функционально, продумано, взвешено. Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон - дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался интерьер нового времени.

Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры - все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов.

Продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность построения архитектурной формы. Применение железобетона, кирпича, стекла. Отсутствие лепного декора. На фасадах ритмически чередующиеся объемы и окна, контраст гладких плоскостей стены и стекла, четкость вертикальных и горизонтальных членений. Возможны ленточные окна, плоские покрытия, открытые опоры в нижних этажах.

Предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки. Ясность композиции, монохромность, педалирование естественности фактур. Работа большими плоскостями, графичность.

 

Дадаизм

Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя. Излюбленные жанры Дадаизма – монтаж, коллаж, «реди-мейд» (обыденные предметы, представленные как предметы искусства.) дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал не долго. Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство (с. 5 № 27-31).

 

Китч (Кич)

 

Китч - это своего рода нигилизм в архитектуре, сочетание несочетаемого. Стиль, отрицающий все предыдущие достижения и ставящий под сомнение будущие. Он рождается из-за чрезмерного богатства или пресыщенности, любви к эпатажу или, наоборот, от вопиющей, бросающей вызов бедности (с. 6 № 35-38).

Экспрессионизм

 

Более мягкий и романтичный стиль, чем авангард. Экспрессионизму присущи легкость и живописность, которые достигаются не числом картин на стенах, а за счет гармонии красок и сочетания света и тени. Цвета для такого дома — сочные, яркие и блеклые, размытые. Подойдут красный, голубой, зеленый, лимонный. Главное — избегать тяжелых и глубоких тонов. В экспрессионизме важно присутствие настроения.

Попытайтесь создавать его и при помощи освещения: параллельно с «центральным» светом разместите в комнате подсветку в виде красиво выполненных бра и торшеров, дающих мягкий свет. Прекрасно смотрится цветная подсветка — зеленоватая, розоватая. Абажуры для ламп делаются из легких материалов светлых тонов — плетеных, пластиковых, из тонкого фарфора или ткани. На окна лучше повесить жалюзи, которые создают впечатление легкости и света. Для этого стиля лучше всего подходит пластиковая или плетеная мебель.

Баухауз

 

Основанная в 1919 году школа, оказавшая существенное влияние на развитие промдизайна. Дала миру Людвига МИС ван дер РОЭ, Марселя БРЕЕРА, МартаСТАМА. Основанные на популярной сейчас философии "форма определяется функцией", формы Баухаус были простыми, светлыми, без лишних украшений. Популярные материалы включают в себя трубчатую сталь, фанеру, кожу и пластик. Палитра обычно ограничена черным, белым, коричневым и серым (с. 7 № 45-49).

Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера - проектирование промышленных изделий и их систем с позиций высокой ответственности перед человеком и обществом.

По мнению Вальтера Гропиуса, основателя и руководителя Баухауза, дизайнер должен сознавать ответственность перед развитием культуры. Дизайнером, так же как и художником, должно руководить страстное желание освободить духовные ценности от индивидуальной ограниченности, поднять их до уровня объективной значимости. Вот почему наш ведущий принцип, - писал В. Гропиус, - состоял в том, что формообразующая деятельность является не односторонним интеллектуальным или односторонним материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе.

 

Заключение

 

Авангардизм – общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизации новаторства. Рожденный духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречия между разными системами и техниками авангардизма декларирует создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания.

Выделился главным образом не в законченных формах, а в тенденциях к вытеснению традиционных тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии условности, сильной (звуковой, цветовой, пластической и другой) экспрессивности. Характеризуется также разрушением объективно обусловленных границ между видами и жанрами (проникновение поэзии и музыки в прозу и «прозаизация» поэзии, перенесение принципов музыкальной композиции на литературу и изобразительное искусство.)

В своих крайних формах смыкается с декаденством, модернизмом, абстрактным искусством. Талантливые представители авангардизма 20 века (начала) (футуризма, имажинизма, конструктивизма и др.), которые последовательно придерживались прогрессивного мировоззрения, смогли преодолеть узкие рамки этих направлений и обогатили культуру новыми художественными ценностями.

Этот стиль считается абсолютно противоположным классическому. Он придется по душе человеку с оригинальным вкусом предпочитающему свободу и независимость во всем.

Бурное, стремительное время на рубеже эпох в начале прошлого века, время открытий и ошибок, проектов, дерзких экспериментов, крахов и удач. Эпоха, с сумасшедшей скоростью менявшая жизнь, искусство, мировоззрение. Рушилось то, что казалось незыблемым, и рождалась новая эстетика, появились удивительные люди, талантливые фантазеры - художники, архитекторы, поэты. Захлебнувшись свежим воздухом перемен, они ринулись воплощать в жизнь самые невероятные замыслы, проникнутые духом новой эры. Источником красоты для них стала техника, в ее угловатых контурах искали они новые формы, источником вдохновения для них были безупречно функционирующие механизмы, а творческим девизом: "растворить в деле эстетическую, эмоциональную сущность искусства". Их манила магия "Черного квадрата".

 Авангард - одно из важнейших явлений культуры и искусства XX в., основополагающий для начала столетия принцип поиска "новых языковых форм" культуры: будь то поэтический язык, пластическая форма или перформативное высказывание. Сближение национальных культур и формирование интернационального культурного пространства.

 

Список литературы

1. Художественный авангард и социалистическая программа Часть 1: до второй мировой А. Цветков

2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. — СПб.: 1998

3. В. Прокофьев. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983

4. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М, 1989

5. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. М., 1978.6. Турчин В. С. Пунктир поп-арта // Советское искусствознание. XX век. М., 1991

7. Турчин В. С По лабиринтам авангарда.—М.: 1993

8. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Власов В.Г., Лукина Н.Ю. – Азбука: 2005

9. http://www.darkgrot.ru/cult/zhivopisy/article/654/

10. http://www.design-interiors.com.ua/style9.php

11. http://kolonna.mitin.com/archive/mj20/barabanov.shtml

12. http://www.hrono.ru/text/podyem/avan.html

13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Авангардизм

14. http://www.prosib.info Журнал «Проект-Сибирь»

15. http://paintingart.ru/.

16.http://images.yandex.ru/

17http://www.art4.ru/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: