Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Установленное п. "ж" ст. 103 полномочие Государственной Думы по выдвижению обвинения против Президента для отрешения его от должности означает, что только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного в статье 93 Конституции Российской Федерации, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации.

Должны быть урегулированы процедуры рассмотрения вопроса на заседании палаты и проведения голосования. Комиссия готовит проект постановления по каждому предложению о выдвижении обвинения; постановление принимается либо тайным голосованием с использованием бюллетеней либо открытым с применением именных бюллетеней[30].

В мае 1999 г. состоялось голосование Государственной Думы по пяти предложениям о выдвижении обвинения против первого Президента Российской Федерации. Применялось открытое голосование именными бюллетенями. Ни одно из предложений не было поддержано; наибольшее количество голосов (283) получил "третий пункт" обвинения - "в связи с развязыванием и проведением военных действий на территории Чеченской Республики в 1994-1996 годах".

 

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полномочия Совета Федерации освещены в статье 102 Конституции РФ, полномочия Государственной Думы в статье 103. Также большое значение играют Регламенты палат и некоторые федеральные законы, определяющие процедуру осуществления полномочий палат Федерального Собрания. Подводя итоги по данной работе, можно сказать, что палаты Федерального Собрания обладают очень большими полномочиями. Совет Федерации утверждает изменение границ между субъектами РФ, указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения, решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, назначает выборы Президента и отстраняет его от должности, назначает на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию, выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности.

Первый состав Совета Федерации, сформированного в 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. Первое заседание Совета Федерации первого созыва открыл Президент Российской Федерации, а затем заседание палаты вел старейший по возрасту депутат до тех пор, пока не был избран и не приступил к исполнению своих обязанностей Председатель Совета Федерации.

27 апреля 2006 г. Государственной Думе России исполнилось 100 лет. В то время, когда Дума могла бы отмечать 25- или 50-летие, она, так сказать, временно отсутствовала, поскольку с 1917 г. по 1993 г. вместо Государственной Думы были сначала Советы рабочих и крестьянских депутатов, потом – Советы народных депутатов и Верховный Совет СССР.

С 1906 г. по февраль 1917 г. в России действовали Государственные Думы четырех созывов. Права Думы  первого созыва оказались довольно ограничены, все принятые Думой законы могла отвергнуть верхняя палата – Государственный совет. Комиссии и отделы устанавливала сама Дума. Депутат должен был сложить с себя полномочия, если получал назначение по государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями. Член Государственной Думы временно отстранялся от участия в заседаниях в случае привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях.

Возрождение Думы произошло в 1993 года. Президент России Борис Ельцин подписал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ предписывал «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов и Верховным Советом». Система Советов, таким образом, была ликвидирована. Президентский указ ввел в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. С тех пор мы четыре раза сталкивались с предвыборными дрязгами, склоками в СМИ, черным пиаром и разочарованиями. Но если посмотреть на историю, Англия считается колыбелью парламентаризма – он зародился там в XIII веке. Ему почти тысяча лет. А российскому – на самом деле даже не 100 – 11 лет до Октябрьского переворота плюс 13 лет после роспуска Верховного Совета, всего получается 24 года.

 

                       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993г. Официальное издание Ростов н/Д: Феникс, 2005

2. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания (с изменениями от 29 марта 2002 г.) принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

3. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г.

4. Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г.

5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

6. Федеральный Закон от 5 августа 2000г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» № 113-ФЗ (в ред. Федерального закона от 16.12.2004 N 160-ФЗ)

7. Федеральный Закон № 121-ФЗ от 24.06.99 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

8. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.)

9. Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003г. № 19-ФЗ

10. Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992г. № 2202-1

11. Федеральный Закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ

12. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ

13. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004г.

14. Гранкин И.В. Парламент России. Изд. 2-е, дополненное. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2001г.

15. Парламентское право России: Учебное пособие/Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой – М.:Юристъ, 1999г.

16. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 г.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

РФ – Российская Федерация

ФЗ – Федеральный Закон

п.   – пункт

ч. – часть

ст. – статья

г. – год

 

 

                                                                                             

 

 

                                                                                               Приложение 1

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

(извлечения)      

           Глава 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Статья 94

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Феде­рации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран граж­данин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представитель­ных органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления.

3. Депутаты Государственной Думы работают па профессиональ­ной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и ивой твор­ческой деятельности.

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также под­вергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это пре­дусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности дру­гих людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответствую­щей палатой Федерального Собрания.

                                                    Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим ор­ганом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на трид­цатый день после избрания. Президент Российской, Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старей­ший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового со­зыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекра­щаются.

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздель­но.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы явля­ются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посла­ний Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностран­ных государств.

                                                     Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Со­вета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его замес­тителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители ведут засе­дания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слу­шания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счет­ную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введе­нии военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введе­нии чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Рос­сийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заме­стителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудито­ров.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, от­несенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной поря­док принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначе­ние Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федера­ции;

в) назначение на должность и освобождение от должности Пред­седателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Пред­седателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Феде­рации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большин­ством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Рос­сийской Федерации.

                                               Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федера­ции, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъек­тов Российской Федерации. Право законодательной инициативы при­надлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Вер­ховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении фи­нансовых обязательств государства, другие законопроекты, предус­матривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

                                               Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не пре­дусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в те­чение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федера­ции, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федераль­ного закона Советом Федерации палаты могут создать согласитель­ную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государ­ственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Сове­та Федерации федеральный закон считается принятым, если при по­вторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат при­нятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулиро­вания, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Россий­ской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Феде­рации;

е) войны и мира.

                                                   Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направля­ется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародо­вания.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадца­ти дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Кон­ституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают дан­ный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и де­путатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президен­том Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по воп­росам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голо­сов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обна­родованию.

Статьи 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российс­кой Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основани­ям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федера­ции, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума, не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федера­ции до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период дей­ствия на всей территории Российской Федерации военного или чрез­вычайного положения, а также в течение шести месяцев до оконча­ния срока полномочий Президента Российской Федерации.

 

 

                                                                                         Приложение 2

 

Регламент Совета Федерации

Федерального Собрания РФ

Глава 3 статья 15

 

 

· Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

· Комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны;

· Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности

· Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики;

· Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики;

· Комитет Совета Федерации по международным делам;

· Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

· Комитет Совета Федерации по аграрной политике;

· Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

· Комитет Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

· Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов.

 

 

                                                                                                                 Приложение 3

Регламент Государственной Думы

Федерального Собрания

Статья 20

 

· Комитет Государственной Думы по законодательству;

· Комитет Государственной Думы по государственному строительству;

· Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике

· Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам:

· Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;

· Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству;

· Комитет Государственной Думы по собственности;

· Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и       наукоемким технологиям;

· Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;

· Комитет Государственной Думы по обороне;

· Комитет Государственной Думы по безопасности;

· Комитет Государственной Думы по международным делам;

· Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых  Государств и связям с соотечественниками;

· Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

· Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

· Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

· Комитет Государственной Думы по информационной политике;

· Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту;

· Комитет Государственной Думы по образованию и науке;

· Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;

· Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

· Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;

· Комитет Государственной Думы по экологии;

· Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

· Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

· Комитет Государственной Думы по культуре и туризму;

· Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока

· Комитет Государственной Думы по делам ветеранов


[1] Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 1

[2] Федеральный закон № 121-ФЗ от 24.06.99 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 3

[3] Конституция Российской Федерации 1993г. ч. 3 ст. 63

[4] Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Ст. 147

[5] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ

[6] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России, 1999г.

[7] Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.) Ст. 3

 

[8] Регламент Совета Федерации  п.1 ст. 150

[9] Регламент Совета Федерации п.1 ст. 155

[10] Регламент Совета Федерации ст.161

[11] Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003г. № 19-ФЗ Ст. 5

[12] Регламент Совета Федерации ст.165

[13] Конституция Российской Федерации ч. 1 ст. 93

[14] Регламент Совета Федерации ст. 170

[15] Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право РФ, 2003г.

[16] Регламент Совета Федерации Ст.173

[17] Регламент Совета Федерации, ст. 175

[18] Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992г. № 2202-1, ст. 12

[19] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России, 2004г.

[20] Регламент Совета Федерации, ст. 186

[21] Регламент Совета Федерации, п. 1. Ст. 190.

[22] Конституция Российской Федерации 1993г., ст. 111

[23] Парламентское право России /Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой, 1999г.

[24] Регламент Государственной Думы РФ ст.167, 169

[25] Регламент Государственной Думы РФ, ст. 159

[26] ФЗ от 11 января 1995г. «О счетной палате РФ», ст. 29

[27] Регламент Государственной Думы РФ, ст. 157

[28] Гранкин И.В. Парламент России, 2001г.

[29] Регламент Государственной Думы, ст. 182

[30] Регламент Государственной Думы, ст. 176, 178




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: