План
1.Понятие, цели и задачи менеджмента
2.Современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента
3.Научные подходы к менеджменту
Понятие, цели и задачи менеджмента
Современный этап общественного развития характеризуется качественными сдвигами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений эффективно управлять организацией или её подразделениями значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе. Это связано не только с расширением самостоятельности, но и с необходимостью гибкой адаптации к изменениям, когда возникают новые цели и задачи, создаются новые предприятия, изменяются формы собственности, возникают новые хозяйственные связи.
Рыночная система — это сложный механизм, который через систему цен и рынков объединяет действия огромного количества индивидуумов, фирм и государства. Как и любая другая система, она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям.
Переход от одной экономической системы к другой всегда сопряжен с большими потерями и сложностями. В это время идет беспрецедентная ломка существующих стереотипов управленческого мышления. Все усложняющиеся социально-экономические проблемы невозможно эффективно решать без постижения теории и практики современного управления – менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социально-экономических отношений роль менеджмента будет постоянно возрастать, так как он является мощным двигателем и ускорителем общественного развития.
Для того чтобы управлять сложным системами, подобными современным предприятиям, следует знать основы менеджмента − теорию и практику управления.
В период реформирования экономики главным направлением развития являютсянаучные основы управления.
Менеджмент — это область знаний и профессиональной деятельности, которые направлены на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Следует различать понятия управление, менеджмент и руководство.
Управление > Менеджмент > Руководство.
Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что отражено в таблице, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.
Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого, термины «менеджмент» и «управление» используются как тождественные.
Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
Управление | Искусство (практика) выполнения работы | Менеджмент |
Наука (область человеческого знания) | ||
Функция (вид деятельности) | ||
Процесс | ||
Люди, управляющие организацией | ||
Орган или аппарат управления |
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности их деятельности для получения желаемых результатов.
Управление ставит своей непосредственной задачей внесение необходимой упорядоченности в процесс организации совместной деятельности людей для достижения согласованных и координированных действий.
Термин "менеджмент" применяется, к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях, к управлению деятельностью, направленной на получение прибыли. В последнее время его стали применять в отношении государственных и других непредпринимательских организаций.
Основная цель менеджмента состоит в обеспечении согласованного и эффективного функционирования всех внутренних и внешних элементов организации.
Виднейший менеджер XX столетия Ли Яккока, пройдя сложный и тернистый путь познания науки и практики, смог сформировать направления по овладению искусством управления. Во главу угла он поставил умение контактировать с людьми, умение сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем, умение определять приоритеты, четко формулировать цели, умение открыто признавать свои ошибки и упорно добиваться своих целей даже перед лицом возникающих препятствий.
Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, которое означает:
· ориентацию на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль;
· постоянное стремление к повышению эффективности производства;
· хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности;
· постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
· необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных оптимальных решений.
В мировой литературе установилась традиция, дающая термину "менеджмент" чрезвычайно широкую трактовку.
Менеджмент определяется как:
· способ, манера обращения с людьми;
· власть и искусство управления;
· особого рода умелость и административные навыки;
· орган управления, административная единица.
· совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.
«Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
«Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людей в самых разнообразных организациях». [ ]
«Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли». [ ]
Канадский теоретик в области трудовых отношений Н. Кинг трактует менеджмент как «соединительное звено между трудом и капиталом, которое может аннулировать классовые концепции».
«Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата развитого современного производства по использованию законов и закономерностей общественного развития, позволяющую организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды жизнедеятельности. Осуществление данной функции неизбежно предполагает и приводит к возникновению и воспроизводству определённых социально-экономических отношений, выступающих общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального производства». [ ]
В этой связи выделяются следующие основные значения термина "менеджмент":
· умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
· функция, специфический вид деятельности – процесс руководства людьми в организациях;
· область человеческого знания, помогающая осуществлять эту функцию;
· орган управления, выполняющий эту функцию.
Выделяются следующие четыре основных аспекта менеджмента:
· экономический,
· социально-психологический,
· правовой
· организационно-технический.
Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность определенной группы лиц по организации и руководству усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.
Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.
Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.
Кроме того, менеджменту присущи профессиональные различные модификации.
С точки зрения экономистов, менеджмент – это важнейший фактор управления производством наряду с трудом и капиталом.
Администраторы считают его системой власти в организации, с помощью которой осуществляется регулирование отношений между руководителями и подчиненными.
Социологи рассматривают менеджмент как социальный институт, как важный элемент структуры современного общества и системы социальных статусов.
Менеджмент, как система управления, имеет несколько составных частей.
Основные из них: маркетинг, анализ, управление персоналом.
Маркетинг — одна из самых важных составляющих коммерческого успеха. Это не только организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, это еще и формирование потребителей, и управление ими. Каждая фирма должна иметь свою структуру маркетинга, которая используется для достижения поставленной цели, удовлетворения требований целевого рынка. Маркетинг рассматривается как интегрирующая функция менеджмента. Менеджмент и маркетинг представляют собой две стороны управления предприятием.
Поворот бизнеса к управлению организационной культурой − одна из главных тенденций развития управления предприятием. Организационная культура предприятия предусматривает установление высоких стандартов деятельности руководителей, создание атмосферы всеобщей вовлеченности в дела фирмы. Высоко ценятся способность и готовность руководителя делегировать полномочия подчиненным, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, заинтересованный подход к стратегии управления, использование современных информационных систем.
Концептуально менеджмент и маркетинг − это интегрированная, ориентированная на потребителя философия бизнеса в условиях конкуренции.
Как утверждал Кант − родоначальник немецкой классической философии — «...философия есть только идея возможной науки, которая не дана in concreto, но к которой мы пытаемся приблизиться различными путями... Философию вообще нельзя выучить, можно лишь научиться философствовать...».
Талантливый руководитель тот, который сумеет претворить философию маркетинга в алгоритм маркетингового менеджмента, т.е. сумеет трансформировать эту философию в конкретные дела. От таланта и квалификации менеджеров всех уровней управления зависит развитие экономики государства.
Повышение роли менеджмента в условиях переходного периода, который характеризуется изменением социально-экономической системы государства, предъявляет повышенные требования к управлению. Это обусловлено ростом капиталов, размерами предприятий, сложностью технологических, производственных и социально-экономических процессов.
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система, независимо от сферы деятельности и формы собственности.
Менеджмент – это процесс управления, наука и искусство управления, специфический аппарат управления, интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путём постановки целей и разработки способов их достижения.
Менеджмент - это современная система управления, которая наиболее полно отвечает функционированию социально-экономических систем в условиях рыночных отношений.
Менеджмент – это деятельность по руководству людьми в разнообразнейших организациях. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение достигать поставленные цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент – это наука, отрасль человеческий знаний помогающая осуществлять деятельность по руководству людьми в организациях.
Менеджеры – определённая категория людей, социальный слой тех, кто профессионально осуществляет работу по управлению
Содержание менеджмента
Управление социальными системами (людьми) |
Социальное управление |
Менеджмент как процесс управления
1. По видам управления менеджмент подразделяется на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль:
· стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).
· оперативное управление — деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя:
- организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов;
- выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры.
· контроль - это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.
2. Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы − управление:
· стратегией (стратегический менеджмент);
· маркетингом (маркетинговый менеджмент);
· финансами (финансовый менеджмент);
· персоналом (кадровый менеджмент);
· исследованиями и разработками (инновационный менеджмент).
3. Менеджмент предполагает выполнение следующих
управленческих функций:
· планирование;
· организация;
· координация;
· мотивация;
· принятие решений;
· руководство;
· учет и анализ;
· контроль;
· регулирование и др.
Главной целью менеджмента является обеспечение прибыльности деятельности предприятия, которая обеспечивается рациональной организацией производственного процесса, управлением производства, развитием технико-технологической базы, эффективным использованием кадров, повышением квалификации, творческой активности и лояльности.
Прибыльность свидетельствует об эффективности производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат и максимизации доходов от выпуска и реализации продукции и услуг или их оптимальному сочетанию.
Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования предприятия исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего существования фирмы, поскольку только накопление прибыли в виде резервов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с рынком.
Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервов и предоставление менеджерам свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменениям.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим, в задачи менеджмента входит:
• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
• постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
• постоянный поиск и освоение новых рынков;
• определение конкретных целей развития фирмы;
• выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
• разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;
• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
• установление контроля за выполнением поставленных задач.