Философская система Дзен-буддизма

 

"Дзен -- это облачко, плывущее по небу."

Д. Судзуки

Онтология Дзен

 

Буддизм учит, что объективная реальность — это лишь бесконечный поток вечно изменяющихся дхарм (элементов), а посему мир земной представляет собой случайную игру возбужденных дхарм, и, следовательно, он иллюзорен, неустойчив, изменчив. Мир явлений и событий есть Майя – Великая иллюзия, скрывающая лежащую за ней единую реальность – Брахман.

Человек – это тоже иллюзия, и “я” существует только для тех, кто не познал свою истинную природу – часть Единого. Для буддистов не существует души, переходящей или перерождающейся из одной жизни в другую, т.к. не существует постоянного "я". Нашу жизнь можно сравнить с движущей энергией, которая подпитывается и направляется нашими действиями.

В соответствии с личными действиями, жизненный поток, формирующий ныне наше существование, после смерти стремится к новому воплощению, и таким образом происходит новое рождение. Если неведенье устраняется, устраняется жажда жизни, и нового рождения не наступает. Буддистский закон Кармы не является законом наказания и вознаграждения, но исключительно законом причины и следствия, действия и реакции на это действие.

Целью буддиста является улучшение своей кармы до полного исчезновения желаний. Круговорот перерождений получил названия колеса сансары. Достигнув Просветления, человек выходит из сансары и попадает в нирвану (дословно “затухание”, “выдох”). Но основной парадокс буддизма в том, как можно стремиться к… отсутствию стремлений? Чем старательнее приближаешь нирвану, тем дальше она отодвигается, ибо она противоположна любым стараниям.

Решительный ответ на этот вопрос дал буддизм Махаяны. Еще во 2 в. н.э. Нагарджуна разработал учение о Пустоте, Шуньяваду (“шунья” - пустой). Любая привязанность, даже привязанность к нирванне – тщетна, ибо не к чему привязываться.

“Это не может быть названо ни “пустотой”, ни “не-пустотой”. Ни “оба-вместе”, ни “ни-одно-из-них”. Лишь для того, чтобы это как-то обозначить, Его называют “Пустотой”. [4]

Учение Нагарджуны показывает относительность любых понятий и представлений о реальности. Существование любого предмета или явления можно определить только по отношению к его не-сушествованию. Человеческий ум так устроен, что всегда ищет противоположность предмету или явлению. Как только ум представляет себе форму, он представляет себе и пространство вокруг этой формы. В этом смысле ум “творит” иллюзии, создавая описательное представление о мире. Для буддистов Махаяны и Дзен ум и мир едины, объектов нет, есть лишь процессы, бытие как таковое. И человек – лишь одна из сторон этого бытия, а сознание, ум – лишь одно из проявлений Единого. Гармония достигается при невмешательстве человеком, "отпустившим свое Я", в естественный ход вещей.

Такое учение кажется внешне похожим как на учение о субстанции Спинозы с его "свободой как осознанной необходимостью", так и на субъективный идеализм Беркли, но отличие в том, что в буддизме и ум, и творящий субъект, на самом деле не является субъектом. Ум столь же относителен, как и его построения, и целью буддизма является полное принятие этой относительности, отречение от самостоятельности своего “Я”, постижение принципа "все в одном, одно во всем". Из европейских философов ближе всего к дзен-буддизму Майстер Экхарт с его поисками Бога в человеке и Николай Кузанский с его принципом "все в одном".

В буддизме Махаяне и в дзен-буддизме соответственно понятия сансары и нирваны становятся тождественны. В состояние Просветления дух постигает тотальную взаимосвязь сансары и нирваны, частного и общего. Вся Вселенная помещается в индивидуальном сознании или, точнее, в подсознании, она просто умещается в нем и становится тождественна ему, а различия между ними несущественны. Посмотри на свой палец, и ты увидишь, что он больше горы. [5]

Такова онтология дзен-буддизма, и потому в духе Дзен чистый лист равнозначен сотне томов рассуждений.

Аксиология Дзен

 

Индийское учение о Пустоте встретило в Китае глубокое понимание со стороны приверженцев Даосизма, так как Дао – первичная реальность даосов – тоже ничем не является и ничего не делает.

Дзен-буддизм объединил буддистское понятие о Пустоте с даосским принципом Не-деяния (У-вей). “Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится” [6] – говорится в Дао дэ Цзин. “Ни малейшей малости не приобрел я благодаря непревзойденному, окончательному просветлению, и именно поэтому оно и называется “непревзойденное, окончательное просветление”” [2] - говорит Будда в "Алмазной сутре".

Одной из первых формулировок учения Дзен считают “Трактат о вере в ум” Сэн-цань (ум. 607 г.). “Совершенное Дао — легко, нужно только избегать осуществления выбора. И далее: Следуй своей природе и будь в гармонии с Дао; Двигайся вперед и перестань беспокоится. Если твои мысли связаны, ты портишь то, что подлинно... Не будь противником мира чувств, Ибо когда ты, им не противишься, Оказывается, что это то же самое, что совершенное Просветление. Мудрец ни к чему не устремляется (у-вей), Невежественный человек сам себя связывает... Если трудишься над своим умом с помощью ума, Как избежать тебе невероятного заблуждения?”

Из предпосылок Махаяны и даосизма дзен-буддизм вывел такие свои постулаты, как: “ Нечего больше сказать ” и “ Обыкновенный человек и есть Будда ”. Дзен – это учение, передававшееся исходно в устной традиции, ибо еще в Дао дэ Цзин было сказано “Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает”. Дзен считает своей задачей помочь человеку выявить свою изначальную природу, которая есть не что иное, как "природа будды" (буссё), достичь пробуждения (сатори).

Сатори – "Пробуждение", - это внезапное Просветление в дзенской традиции. Поскольку все люди изначально обладают "природой будды", задача адепта состоит в ее реализации. Сатори должно наступать внезапно, как вспышка молнии. Природа Будды не знает частей и делений, поэтому ее нельзя воспринять постепенно. Глагол “сатору” означает “осознать бессознательное”, и осознать можно лишь с помощью некого “шестого чувства”, которое Дзен называет “не-ум” (у-синь). “Не-ум” – это неактивное действие сознания, сознающего свою тождественность с окружающим миром. Именно действие “не-ума” практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзен-буддизме.

Сатори – сердцевина дзен, но не его конечная цель. "Дзен предпочитает видеть Абсолют действующим в повседневной жизни" [9] Дзен не признает существования вселенского Будды, считается, что он наличествует в каждом индивидууме, который в свою очередь тождествен Абсолюту и является вместилищем неограниченных возможностей. Постигший единство мира человек ведет себя в нем естественно и беззаботно, свободно от моральных и общественных норм, подобно герою стихотворения Сюань-чэ, который:

 “Не бежит ложных мыслей и не стремится к истинным, Ибо неведение и есть природа Будды, А это призрачное, непостоянное, пустое тело и есть Дхармакайя” [7]

В соответствии с этим принципом, высшим идеалом для Дзен является Праджня, интуитивная мудрость. Термин пришел из буддизма Махаяны, но если там является лишь одной из шести совершенств, то для Дзен ее значение выделено, ибо только с помощью праджни можно узреть свою собственную природу. Праджня – это мудрость без мудрствования, знание, постигающее истину неведением.

Доктор Судзуки говорил: “ Если вы спросите меня, чему учит дзен, я отвечу, что дзен не учит ничему. ”[5] В "Дао дэ Цзин" сказано: “Когда будут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат”. Практикующие дзен живут простой, естественной жизнью. Истинное “я” и без того уже является Буддой и не нуждается ни в каком усовершенствовании. Простота и нерассудочность жизни – вот идеал Дзен. Спонтанность, необдуманность поступков – проявление природы будды. Чем естественнее ведет себя человек, тем ближе он к нирване.

"Даосизм, конфуцианство и Дзен выражают склад ума, который чувствует себя во вселенной как у себя дома, и воспринимает человека как неотъемлемую часть окружающей среды. Поскольку мир никуда не идет, некуда и торопиться. Бесцельная жизнь не торопится и не упускает ничего, ибо нет спешки, человек поворачивается к миру всеми своими чувствами и становится способным вместить его". [7]

Таковы ценности дзен-буддизма. И поэтому в духе Дзен рациональные объяснения этих Комментариев объясняют меньше, чем чистый лист естественно пришедший мне в голову при изучении принципов Дзен.

 

Гносеология Дзен

 

Как уже было указано, Дзен – это прежде всего образ жизни в соответствии со своей “истинной природой”. И поэтому методы познания “истинной природы” развиваются им в первую очередь, и гносеология является центральной частью всего учения.

В Дзен нет заповедей и религиозных предписаний. Все слова, сказанные патриархами, имеют смысл лишь в момент их произнесения и лишь для того, для кого они предназначены. Одной из таких фраз было "Увидишь Будду - убей Будду, увидишь патриарха - убей патриарха". Понятно, что учитель Дзен не призывал к физическому убийству духовных авторитетов, но ученик должен был прислушиваться в первую очередь к себе, а не к чьим-то мудрым речам, истинный смысл которых для него все равно недоступен, поэтому и патриарх, и Будда должны перестать существовать для ученика.

Так как Дзен считает невозможным словесную передачу трансцендентального переживания, на первое место в Дзен выходит личный опыт, личное постижение, а сопутствующая литература и наставления учителей помогают лишь примерно обозначить направления поиска, не более того.

Человеку невозможно объяснить его самого, можно лишь подтолкнуть его к самопознанию. Если человеку нельзя объяснить учение, его можно заинтересовать разобраться самому. Поэтому в Дзен существует сатори. Это - совершенно особое состояние психики, при котором человек освобождается от всего наносного, чем он обрастал всю жизнь, искренне считая своим, и становится собой в полном смысле этого слова.

С древнейших времен известны четыре основных принципа Чань:

"Не твори письменных поучений",

"Передавай традицию вне наставлений",

"Прямо указывай на человеческое сердце",

"Прозревай природу и становись Буддой".

Сокровенные истины, считают последователи Дзен, передаются не через буддистские трактаты, а "от сердца, к сердцу", от учителя к ученику. По сравнению с практическим обучением от мастеров Дзен даже учения самого Будды играют в Дзен буддизме второстепенную роль. Для обучения мастер может использовать любые методы (от ничего-не-делания до убийства), но наиболее широко распространены практики дзадзен (сидячая медитация) и коан.

Систему коан, которая будет подробно описана ниже, разработала школа Ринзай с целью развития интуитивного проникновения в природу вещей в противоположность аналитическому или логическому пониманию этой природы. Поиски ответа на коан заставляют ученика забыть все привычные ориентиры и блуждать вслепую в океане сомнений. Сторонники школы Ринзай говорят, что интенсивность сатори пропорциональная интенсивности чувства сомнения, которое предшествует пробуждению.

Учение Дзен направлено против любых общепринятых установок. И в то же время монахов в дзенских монастырях заставляют изо дня в день выполнять определенные ритуалы и подчиняться наставникам. Скрытая цель этого состоит в том, чтобы ученик восстал против ритуала как ритуала – восстал единственно возможным для него способом – перестал воспринимать его как ритуал, обрел внутреннюю свободу.

Дзен подчеркивает важность активного отношения к миру, реализации в нем творческой энергии. Дзен не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. Сидячая медитация – вторая основная (наряду с коаном) практика Дзен – отнюдь не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей “сидение просто так”. Вообще понятие “просто так”, “таковости”(татхата) действия – одно из основных понятий дзен-буддизма. Одно из наименований Будды в Махаяне: “Так-идущий” (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так. В Алмазной сутре говорится: “Нет никакого закона, который мог бы проповедовать Так Приходящий. Тот Закон, который проповедовал Так Приходящий, нельзя взять, нельзя проповедовать.” [2] В антологии дзенских двустиший Дзенрин Кушу, собранной Тойо Эйчо в пятнадцатом веке есть стихи:

“Сиди спокойно и ничего не делай,

Весна приходит и трава растет сами собой”.

В медитации Дзен исчезает понятие времени, постигается не знание, а не-знание. По словам доктора Судзуки “Дзен стремится подняться выше логики, он ставит своей целью достижение высшего утверждения, в котором нет противоположностей.”.

Важнейшей традицией Дзен является передача иным способом того, что не может быть выражено речью,— “прямым указанием”, неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. Дзен-буддийское и, вероятно, довольно позднее предание гласит, что Будда, держа в руке цветок и не произнося ни слова, передал Просветление своему любимому ученику Махакашьяпе. От ученика Махакашьяпы начинается линия Чаньских (Дзенских) патриархов, передавших этот “опыт” Просветления своим ученикам, итак вплоть до наших дней.

Приведу хронологическую последовательность этой передачи Просветления, собранную в книге Алана Уотса [7]

“…Основатель Дзен Бодхидхарма был двадцать восьмым в легендарном списке индийских патриархов и первым китайским патриархом Дзен. Его ученик Хуэй-ко (486-593) сказал однажды:

- У меня нет в уме (синь) покоя. Пожалуйста, успокой мой ум.

- Вытащи его и покажи его мне,— ответил Бодхидхарма, — тогда я успокою его.

- Но когда я начинаю искать свой ум,— возразил Хуэй-ко,— я никак не могу обнаружить его.

- Ну вот,— рявкнул Бодхидхарма,— я и успокоил твой ум.

В этот момент Хуэй-ко испытал сатори… и стал вторым патриархом…

…Преемником Хуэй-ко, по преданию, был монах Сэн-цань (ум. 607 г.), и их первый разговор имеет ту же форму, что диалог Хуэй-ко с Бодхидхармой. Только Сэн-цань просил у учителя не покоя ума, а “очищения от заблуждений”…

…Четвертым патриархом Дзен вслед за Сэн-цанем стал, как утверждает легенда. Дао-синь (579- 652) Он пришел к Сэн-цаню с вопросом:

- Каким способом можно достичь освобождения?

- Кто связал тебя? — спросил Сэн-цань.

- Никто меня не связывал.

- Тогда зачем ты стремишься к освобождению?

И это было моментом сатори Дао-синя…

…Книга “ЧуэнДэн Лу” передает очаровательный рассказ о встрече Дао-синя с мудрецом Фа-юнем, который жил в уединенном храме на горе Нью-тоу и был таким праведником, что птицы подносили ему в дар цветы. Во время их разговора зарычал дикий зверь, и Дао-синь вскочил на ноги. Тогда Фа-юнь заметил:

- Я вижу, это еще есть в тебе, - подразумевая, вероятно, инстинктивную “страсть”- страх.

Вскоре после этого, оставшись один, Дао-синь начертил китайский иероглиф “Будда” на камне, где Фа-юнь имел обыкновение сидеть. Вернувшись, Фа-юнь захотел сесть, но увидел сакральное Имя и не решался сесть.

- Я вижу,— сказал Дао-синь,— это еще есть в тебе”. При этих словах Фа-юнь полностью пробудился... и птицы перестали носить ему цветы.

Пятым патриархом — и здесь мы вступаем на более достоверную историческую почву — был Хун-жань (601-75). При первой встрече с Хун-жанем тогдашний патриарх спросил:

- Как твое имя (сим)?

- У меня есть природа (син), - отвечал Хун-жень, играя словами ,— но это не обычная природа.

- Каково же твое имя, - настаивал Патриарх, не уловив игры слов.

- Это природа Будды.

- Значит у тебя нет имени?

- Конечно, потому что эта природа — пуста.

Хун-жань был, видимо, первым патриархом, который приобрел много последователей, ибо рассказывают, что он руководил монашеской общиной человек в пятьсот в монастыре…

Однако его далеко затмил ближайший преемник Хуэй-нен (637-713), чья жизнь и учение знаменуют подлинное начало истинно китайского Дзен". История его сатори подробно описывается в "Сутре Помоста Шестого Патриарха", и именно Хуэй-нен считается автором учения о "внезапном просветлении", определившего дальнейший путь дзен-буддизма и применяемые им методы обучения. Хуэй-нен умер в 713 году, и с его смертью прекратился институт Патриаршества.

На раннем этапе своего существования в Китае Чань выступал против любых авторитетов, против необходимости изучения священных буддистских текстов. Но с течением времени (в Китае, а еще в большей степени в Японии) декларируемые антиавторитарные принципы спокойно могли сосуществовать с богатейшей письменной традицией, усиленным и глубоким изучением и комментированием писаний других наставников, равно как с почти харизматическим отношением к своим непосредственным наставникам, к их трудам и высказываниям.

Именно в силу этой традиции данные Комментарии приемлемы в духе Дзен и так же полноправны, как и чистый лист непосредственного “указания”. Само же “познание” в дзен-буддизме относительно и может передаваться как цветком, так и листом бумаги.

 

Практическое приложение Дзен-буддизма

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: