Введение.
На богатой культурной почве первых цивилизаций Востока, активно впитывая научные и мифологические знания, технические и технологические навыки, вырастает первая культура Запада – культура античной Греции, которая почти сразу же начинает называть своих учителей «варварами», противопоставляя им свой мир как мир «цивилизованный». Так зарождается существующий и поныне раскол культуры человечества на две основные ветви.
Античная культура пленяет нас своим пластичным, выразительно-чувственным, «телесным» характером. Весь мир – «космос» – понимается греками как одушевленное, живое и прекрасное сферическое тело, населённое людьми и богами. «Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим в ней категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония» – отмечает крупнейший знаток античной культуры - А.Ф. Лосев. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности: зло понималось ею как безмерность, а благо – как умеренность.
|
|
Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис – демократически управляемый город - государство, где все свободные граждане принимали непосредственное участие в общественной и политической жизни.
Однако «изнанкой» культурного взлета был рабский труд. По определению Аристотеля «раб есть как бы отделимая часть и орудие господина, а орудие как бы неодушевленный раб». И поскольку уделом раба был ручной труд, свободные греки идеалом считали жизнь, от него избавленную. «… Весь собственный труд, который можно было перевалить на другого, они переваливали на раба», - пишет исследователь античности М. Гаспаров.
Древнегреческие ремесленники были такие же усердные работяги, как и в другие времена и у других народов. Но работали они, как бы стыдясь своего труда. И это чувство - «ручной труд постыден» - накладывало отпечаток на всю греческую культуру. Философия развивалась, а техника не развивалась – почему? Именно поэтому. Изящество и “беззаботность” древнегреческой культуры, богатая одаренность и творческий избыток эллинов многими исследователями связываются с зарей, с детством человеческого духа, а любовь к античности – с очарованием детства и тоской по его невозвратности.
Истоки древнегреческой культуры.
1.1. Культурные контакты греков и Ближнего Востока.
Активные и всесторонние контакты древних греков, а затем и римлян с народами Ближнего Востока оказали безусловное влияние на становление греческой и римской культур. Благодаря длительным связям с египтянами, финикиянами, сирийцами, иудеями и другими этносами этого ареала греки и римляне хорошо знали ближневосточную науку, культуру и мифологию, в частности египетские мифы о божественных творцах языка и письма (букв), о покровителях письма и счета. Они заимствовали некоторых персонажей из ближневосточных мифологических систем в свои пантеоны богов. Заимствование же у финикиян алфавита является наиболее наглядным материальным свидетельством таких контактов.
|
|
Известно, что вплоть до 18 в. ученые соглашались со свидетельствами древних греков, которые говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока. Например, греки называли свой алфавит финикийским, или Кадмовыми буквами – по Кадму, финикийскому принцу, основателю династию в Фивах.
Минойские пришельцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря. Они и принесли на Крит большую часть новшеств и установили разветвленные культурные и торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории. Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов, исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по этническому происхождению и языку, образовывала новые сочетания. Такая составная культура была характерна и для пришельцев, уже вовлеченных в систему торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вел с Критом активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых идей и практических навыков не только с берегов Сирии и Палестины, но и из Египта и Месопотамии.
В результате диффузии (взаимопроникновения) возникла культура, представлявшая собой своеобразную мешанину критской и завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык. Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов, также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Иными словами, это был единый процесс расселения ариев с их прародины — Дона и Северного Причерноморья: ахейской культур, остатки которой еще можно увидеть в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, Микенах и Тиринфе. именно из сокровищницы ахейской культуры с ее развитой мифологией черпали сюжеты Гомер и древнегреческие трагики, создавая прекрасные произведения европейской литературы.
Диффузия культур продолжалась в силу исторических причин. Прежде всего, сыграло свою роль вторжение дорийцев, имеющих более низкую культуру, однако это — внешняя причина. Большая роль в этом принадлежит ситуации, сложившейся в Средиземноморье. В XIII-XII вв. до н. э. бассейн Восточного Средиземноморья был ареной сложных миграций, о чем свидетельствуют древнеегипетские документы, в которых неоднократно упоминается о нападениях морских народов. Эти нападения нарушили политическое равновесие на Ближнем Востоке: Хеттская держава рухнула, Египет потерял свои азиатские владения. Все это привело к тому, что морская торговля замерла, вот тогда-то среди микенских царств, зажатых в тиски нужды, начались междоусобные воины, приведшие к их полному разрушению, а вместе с этим и к упадку высокоразвитой дворцовой культуры. Сохранились обожженные огнем глиняные таблицы; из них известно, что завоеванные ахейцы вместо того, чтобы противостоять дорийцам, подчинились их культуре. Весь этот процесс взаимодействия двух культур является историческим основанием для воссоздания картины интерактивных элементов двух культур: искусства, морали и религии.
1.2. Роль Крито-Микенской культуры в формировании греческой культуры.
Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Шлимана были города Микены и Троя, Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.
|
|
Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности.
Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отличается централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает атоническая религиозность (культы земли и плодородия). Само представление о божестве у критян было более расплывчатым и менее самодовлеющим, чем у египтян и вавилонян. Страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойственен. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий человека от страха перед неизвестным — перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни. Критская культура передала впоследствии древнегреческой радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство.
С угасанием цивилизации Крита в XIV в. до н. э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции — Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы — одноглазые великаны.
|
|
Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственным образцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворца расположен мегарон — парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.
Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.
К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц — толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» — мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая.
Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.
В середине XII в. до н. э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитатели материковой Греции — эллины — создали свою собственную культуру.