Глава II. Экспериментальное изучение специфики мотивационных предпочтений детей дошкольного возраста

II.1. Описание процедуры эксперимента

Для экспериментального изучения специфики мотивационных предпочтений детей дошкольного возраста нами было проведено исследование.

Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: в дошкольном возрасте у детей постепенно происходит смена мотивационных предпочтений; так, социальные мотивы, возникающие в младшем дошкольном возрасте, к старшему дошкольному возрасту начинают занимать в мотивационной сфере доминирующее положение.      

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы мы провели две серии эксперимента с детьми от 3 до 7 лет. Базой экспериментального исследования нам послужил ясли сад № 32 г.Бреста. В эксперименте приняли участие 8 детей: первую группу составили дети в возрасте 3-4 лет, вторую – дети в возрасте 5-7 лет.

    Цель исследования: диагностика осознания мотивационных предпочтений детей дошкольного возраста.

    Задачи:

1. Подобрать методики для диагностики осознания мотивационных предпочтений детей дошкольного возраста.

2. Провести экспериментальное исследование и на основании анализа полученных результатов сделать выводы об особенностях мотивационных предпочтений дошкольников.

Методы исследования: беседа, наблюдение, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент, статистическая обработка данных, анализ.

 

II.2. Описание методики исследования

         Для диагностики мотивационных предпочтений дошкольников нами была использована методика «Три желания».

    Подготовка эксперимента. Для проведения эксперимента мы приготовили изображение золотой рыбки.

    Проведение исследования. Провели 2 серии эксперимента индивидуально с детьми. Участвовали одни и те же дети.

    Первая серия. Ребенку показывали золотую рыбку и говорили: «Это золотая рыбка. Она может выполнить три желания. Попроси у нее что-нибудь для себя». После названия каждого желания спрашивали, почему он выбрал именно это.

    Вторая серия. Проводилась аналогично первой, но ребенку предлагалось попросить что-нибудь для члена его семьи, например, для мамы, и для кого-нибудь из группы детского сада.

    Обработка данных. Анализировалось разнообразие и содержание желаний детей в каждой серии, зависимость их от возраста. Затем все мотивационные предпочтения детей были разбиты на две группы: вещественные и социальные мотивы, после чего делался вывод о доминировании в мотивационной сфере ребенка тех или иных мотивов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: