Семинар №5 Проблема эффективности групповой деятельности
Теоретическая часть:
1. Виды взаимоотношений:
а) официальные, неофициальные;
б) отношения лидерства, руководства и подчинения;
в) деловые, личные;
г) рациональные, эмоциональные.
2. Проблема групповой сплоченности.
3. Эффективность групповой деятельности.
4. Основные критерии эффективности деятельности педагогического и ученического коллективов.
5. Пути повышения эффективности групповой деятельности.
Литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990. - 248с.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.
3. Кричевский Р. Л., Дубровская М. Психология малой группы. – М., 1991.
4. Парыгин Б. Социальная психология. – СПб., 1999.
5. Руденский Е. В. Социальная психология.- М.Новосибирск, 1997.
6. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы, 1998.
7. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М., 1999.
Семинар №6 Динамика развития малых групп
1. Феномен групповой динамики.
2. Элементы групповой динамики: цели, нормы, фазы развития группы.
|
|
3. Факторы групповой динамики.
4. Феномен группового давления.
5. Феномен конформизма.
Литература:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология.-М.,2000.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.
3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 1999.
4. Руденский Е. В. Социальная психология.- М. Новосибирск, 1997.
5. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы, 1998.
6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995. – 544с.
Раздел V. Конфликт и способы его разрешения
Семинар №7
1. Сущность конфликта
2. Виды конфликтов
3. Поведение в конфликте
4. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях:
а) соперничество (конкуренция);
б) сотрудничество;
в) компромисс;
г) приспособление;
д) игнорирование или уклонение
5. Методы разрешения конфликтов
Литература:
1. Бородин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989
2. Джини Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
3. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994.
4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – М., 1996
5. Морозов А.В. Социальная конфликтология. – М., 2002. – 336с.
6. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Спб., 1993
7. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988
8. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996.
Раздел VI. Человек и труд.
Человек как субъект труда
Семинар № 8 Развитие человека как субъекта труда
1. Труд как фактор исторического развития человека.
2. Труд как вид деятельности.
3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта.
|
|
4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда.
5. Развитие человека как субъекта труда в дошкольном возрасте.
6. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза.
7. Стадии цикла профессионализации.
8. Критерии зрелой личности и формы организации труда.
9. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.
10. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации.
Литература:
1. Носкова О.Г. Психология труда. – М., 2004. – 384с.
2. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.
3. Карпов А.В. Психология труда. – М., 2005.
4. Толочек В.А. Современная психология труда. –Спб., 2006. – 478с.
5. Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981
Раздел VII. Мотивы трудовой деятельности. Психология профессий
Теоретическая часть:
1. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга.
2. Концепция «Гуманизация труда»
3. Концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клелланда
4. Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона
5. Профессиографирование и профессиограммы.
6. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала
7. Методы психологического анализа профессий.
8. Способы представления профессиограммы и психограммы.
Практическая часть: Диагностика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи (тест – опросник МУН). Методика изучения факторов привлекательности профессии (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан). Тесты на определение профессиональной направленности.
Литература:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.
2. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Спб., 1999
3. Тутушкина М.К. Практическая психология. – Спб., 2000
4. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. – Спб, 1997
5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
7. Мотнев О.И. Психология самопознания личности. – М., 1993
8. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. С. 320.
9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 512.
10. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. СПб., 2004.
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2003.
Тесты по разделам дисциплины