Основные темы. Полифункциональность культуры. Духовное производство как совокупность функций, необходимых для регуляции общества и деятельности человека. Достаточно ли видеть в культуре преимущественно творческую и гуманистическую функции?
Классификация функций культуры в соответствии со структурой духовного производства.
Функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний и духовное творчество. Проблемы духовного творчества. Историческая эволюция производства значений и знаний: от гадательных способов к научным системам. Роль практического опыта, художественного творчества и науки во введении инноваций. Индустрия знаний и информации в современном мире. Социальные условия принятия инноваций.
Функция накопления, хранения и передачи норм, ценностей, значений, знаний. Культура как память о прошлом, как “хранитель времени”. Культурная организация памяти и отсчета времени: циклы повторений, календарь, праздники и памятные дни. Избирательность культурной памяти. Принципы сохранения и утраты элементов прошлого. М.Элиаде об избирательности коллективной памяти.
|
|
Категория “культурное наследие” как обозначение всего совокупного достояния конкретного общества (или всего человечества). Средства накопления и хранения прошлого опыта. Естественная память индивидов, коллективная память. Язык как средство коллективной памяти. Роль текста, письменности, книгопечатания, искусства в сохранении прошлого опыта. Организация хранения культурного опыта в религиозном обществе. Догматизация как средство упорядочивания и защиты комплекса сакральных смыслов и знаний. Функциональное разделение способов хранения элементов культуры в светской культуре, функциональное противоречие между выработкой инноваций и сохранением накопленного достояния.
Новые информационные технологии и достижения в сфере накопления, хранения и обработки данных.
Воспроизводство духовного процесса. Преемственность и традиция. Расширенное и терминологически корректное употребление слова “традиция”. Традиция как повторение прошлых образцов, противопоставленное изменениям. Традиционные культуры как сфера этнографии. Культура авторская, фиксирующая изменения в составе духовной жизни. Проблема соотношения традиций и современности. Принцип самобытности культур, выражающий их определенность и устойчивость и входе изменений. Научный статус термина “самобытность” (“идентичность”) и его использование в современной культурологии.
Функция целеполагания, специализированная и обыденная культура и разделение труда. Типы специализированных культур. Религиозное спасение как превращение ценности в цель человеческой деятельности. Светские типы специализации культуры. Рациональное целеполагание и программирование деятельности. Разделение труда и профессионализация деятельности в механизме культуры. Научное целеполагание.
|
|
Коммуникативная функция и взаимодействие между индивидами или между общностями. Роль культуры в дифференциации и интеграции общества, в поддержании единства группы и общества или в разделении обществ по различительным признакам. Язык как важнейший и системный носитель коммуникативной функции. Новейшие коммуникативные средства и формирование постиндустриального общества. Концепция Г.Маклуэна о роли коммуникативных технологий в истории культуры. Типы коммуникации: традиционная, функционально-ролевая, массовая.
Социализирующая функция культуры. Статусное значение культурных норм в различной социальной среде. Статусное присвоение культуры в условиях массового производства. Мода и престижное потребление как символ статуса. Статусная символика в субкультурах: гендерная, молодежная, профессиональная, криминальная и пр.
Компенсаторная функция, обеспечивающая различные формы духовной и психологической разрядки и отвлечения от реальных трудностей и отдыха от жизненных проблем. Культура и формы рекреации.
Игровая функция культуры. Природа и значение игры как функции культуры и явления культуры. Принципы игрового поведения: наличие правил, обособленность во времени и пространстве от остальной деятельности. Развлекательные, состязательные, священные варианты игры. Игра и праздничное действие. Праздник в жизни общества. Й.Хей-зинга о роли игры в жизни общества.
Функция — дисфункция — латентная (скрытая) функция, Функциональный плюрализм как возможная характеристика одного и того же культурного явления. Расхождение между субъективной мотивацией и реальной функцией действия. Диалектика функциональности и дисфункционально-сти. Функциональность и дисфункциональность как возможные характеристики одного и того же явления. Проявления дисфункциональности в различных сферах культуры.
Латентные функции в культурных процессах как предмет социологического анализа.