Глава 2. Эмпирические исследования особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста

Описание методик и организации исследования.

Для исследования особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста были выбраны две психодиагностические методики. [13]

Для исследования зрительной памяти использовалась методика «нелепицы».  

Картинку с изображением нелепых ситуаций (см. Приложение 1) предъявляют ребенку нейтрально; при этом ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей работе, а ты пока, чтобы не скучать, посмотри вот эту картинку». Ребенок получает картинку, а  взрослый делает вид, что не наблюдает за ним. Через 30 секунд картинку у ребенка забирают; взрослый фиксирует спонтанные высказывания ребенка. Если он молчит, то по истечении 15 секунд ему начинают задавать вопросы в определенной последовательности.

Вопросы.

Понравилась тебе картинка? Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос
Что тебе понравилось? Если ребенок не начинает перечисление фрагментов ситуации, то задается следующий вопрос
Что там нарисовано? Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое,то требуется стимуляция в форме вопросов
А еще что? Может быть вспом-нишь? и т.п. Фиксируются дополнительные ответы, если их нет, задается вопрос
Смешная картинка? Если просто утвердительный ответ, то новый вопрос

 

Что же там смешного? Если нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой, то за-дается вопрос
А может быть такое в жизни? Может быть тут что-то перепутано?  

 

 При оценке результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и эмоциональные реакции его при изучении объекта и количество воспроизведенных фактов.

Для изучения процесса произвольного запоминания может быть использована методика «10 слов». Для проведения исследования психологу потребуется набор из 10 односложньгх или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу (желательно иметь несколько таких наборов).

Примеры наборов слов:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Эксперимент желательно проводить в условиях полной тишины.

Перед началом эксперимента целесообразно пояснить смысл предстоящей работы: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова». Далее идет традиционная инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся их запомнить. Когда я закончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке».

Инструкция при втором предъявлении: «Сейчас я повторю те же слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал прошлый раз, и новые, какие запомнишь».

При третьем и четвертом предъявлениях достаточно сказать: «Слушай еще раз». При пятом предъявлении слов нужно сказать ребенку: «Сейчас я прочитаю слова в ПОСЛЕДНИЙ раз, а ты постараешься повторить побольше».

В промежутках между предъявлениями, кроме инструкции, экспериментатор не должен больше ничего говорить и стараться не давать такой возможности ребенку. Однако в тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно немного стимулировать его словами: «Еще! Постарайся вспомнить еще!»  

В среднем эксперимент должен занимать 5—7 минут. В норме (хороший результат) при первом предъявлении считается воспроизведение 5—6 слов, при пятом — 8—10.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: