Завтраки на траве Э.Мане и К.Моне

По сюжетному мотиву импрессионистские Завтраки на траве (Приложение А, Ж) есть позднее продолжение «галантных жанров»: те же сцены пикников на природе, подразумевающих флирт кавалеров с дамами. Однако манифестный характер этих произведений как раз в том и состоит, что самоочевидная традиция оказывается в них неожиданно нарушена.

Картина Эдуарда Мане, вызвавшая общественный скандал (как известно, император Наполеон III счел ее неприличной), - в своем роде, «жанр на тему искусства». Парковая схема включает здесь реминисценции ренессансных и классических пасторальных аллегорий (от Джорджоне и Тициана до Пуссена и Рубенса), и оттуда же, в частности, из «Сельского концерта» Джорджоне, идет соединение обнаженных женских фигур с одетыми мужскими. Но, сталкивая эти фигуры, Мане акцентирует, с одной стороны, отвлеченность женской натуры (традиционной натуры живописца), с другой – бытовизм мужской «партии». Полемическое столкновение жизни и классических форм, размышление о границах искусства как такового составляет истинную тему его Завтрака.

Клод Моне, по сути, размышляет о том же. По сравнению с «галантными жанрами» Ватта, а они, конечно же, явились здесь главным источником вдохновения, его картина являет последовательный отказ от любых намеков на сюжетность. Жизнь «как она есть» для будущего импрессиониста лишена векторных. сюжетных начал, она спонтанна и синтетична, чему соответствует синтетический жанр, где собственно бытовое содержание растворено в элементах пейзажа, натюрморта и даже группового портрета (несмотря на то, что многофигурной композиции позировали всего три человека). Однако, непреднамеренность «кадра» еще откорректирована воспоминанием о классических принципах фигурной постановки с ее организованным ритмом вертикалей и горизонталей [1. С. 252-255].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: