Развитие при оценочном мотивировании

Психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций

Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.

При выставлении оценок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества.

Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.

Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.

Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку «два», а тем более «единицу».

Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.

Классификация отметок

Торжествующая «пятерка» Гордость и полное удовлетворение родителей, сидящих за партами учеников на родительском собрании.

Радостные и довольные лица родных при каждом возвращении ребенка из школы с новой «пятеркой», удовлетворенные возгласы: «Молодец, я так и знала!», «Ах ты мой хороший!» Особое положение «отличников» в классном коллективе, осознание ими своей исключительности перед одноклассниками и ребятами во дворе. Отдаление от «отстающих», «слабых», «плохих» товарищей; высокомерная помощь «отстающим». Завышенные требования при подборе товарищей и друзей. Расширенные права в школе и в семье, привычка к поощрениям и подаркам родителей. Полное доверие со стороны взрослых. Нередко зависть одноклассников, разрешаемые в пользу «отличника» конфликты, самонадеянность, усиление стремления быть первым во что бы то ни стало.

Обнадеживающая «четверка» Поощрения со стороны родителей и надежда на большие успехи: «Сохрани положение!», «Так держать!», «Можешь стать отличником!». Повышение престижа ученика среди одноклассников (и соответственно родителей среди родственников, соседей и сослуживцев), расширение прав ребенка, увеличение доверия.

Но если «четверка» означает снижение успеваемости, то следуют противоположные реакции. Со стороны родителей — отсутствие похвалы и ласкового обращения, сужение прав и лишение некоторых удовольствий, приостановление выполнения обещаний; со стороны ребенка — переживание упавшего престижа перед одноклассниками, членами семьи и близкими людьми. Высокая мотивация учебной деятельности.

Привычная «тройка» Обычно родители не выражают ни радости, ни озлобления, может быть — сожаление, что ребенок упорно не желает (или не может) перешагнуть через «тройку». Без особых эмоций воспринимается такая «тройка» и в классе. Картина немного меняется, если ученик перешагнул барьер и из «отстающих» вышел в «средние». В таких случаях радость родителей перемешивается со страхом: как бы не вернулся обратно. Желая закрепить успех, родители сдержанно хвалят ребенка, не поощряя подарком. Средняя или низкая мотивация учебной деятельности. В коллективе сверстников чаще средняя или низкая статусность.

Угнетающая «двойка» Раздражение и гнев родителей, конфликты с учителями, скандалы в семье. Полное лишение прав, установление жесткого контроля и усиление требований. Угнетенное, напряженное положение ученика в семье и в классе, уязвленное самолюбие, сужение сферы общения с одноклассниками; насмешки товарищей, проработки на собраниях и дома и как реакция — дерзость и озлобление. Резкое изменение отношений и в том случае, когда из «средних» попал в «слабые». Горькое переживание ухудшения положения в классе и в семье, постоянное выслушивание нотаций от родителей, учителей и «сильных» одноклассников; ложь, чтобы избежать наказания, и переживание разоблачений. На мотивацию учебной деятельности эта оценка оказывает разное влияние в разных ситуациях, в зависимости от личностных особенностей ученика.

Уничтожающая «единица» Применяется на практике в исключительных случаях, когда нужно отметить незнание и дерзость школьника. Педагог нередко озлоблен на такого ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: