Стратегии политики идентичности в отношении западных партнёров

     На основе своих географических преимуществ Выборг для привлечения западных инвесторов город формирует стратегию т.н. “уникального геополитического феномена”[xxxvii]. При обращении к партнёрам из Европы актуальным становится презентация города как “ворот” из Европы в Россию и наоборот, что, безусловно, позволяет подчеркнуть собственную значимость для Северо-Западной Европы в целом.

 

      Через воссоздание прошлого, конструируется представление о городе как о “европейском”, поскольку большая часть истории связана, так или иначе, с европейскими странами. Расширение хронологических рамок города укрепляет его естественную связь с Европой, с соседями по Балтике[xxxviii]. Историческими традициями города “оправдывается” необходимость проведения фестивалей и иных событий, которые имеют международный статус, хотя финансовое обеспечение происходит нередко за счёт иностранных партнёров. 

 

      Способствовать восстановлению прерванных традиций призвано, например, специальное бюро, которое  занимается воссозданием геральдической истории. На сайте этой организации, в качестве цели заявлено “популяризация культурно-исторической отрасли, восстановление лучших культурных традиций, отражающих специфическое положение региона как перекрестка различных национальностей Северо-западной России и Скандинавии”[xxxix].

     Для Выборга характерен акцент на единстве своей истории с историей Финляндии. Не редки, например, газетные заголовки, вроде “земля у нас общая и история одна”[xl]. “Если карельский перешеек обозначить как Карельский мост, то Выборг – его надёжная опора. Выборгу суждено быть площадкой международных контактов, городом добрососедства и сотрудничества, гордостью России”[xli].

     Легитимация значимости города в рамках Балтийского региона в целом, проходит за счёт придания значимости историческим событиям, происходившим в районе Выборга. Так, в этой связи, например, Выборгское морское сражение, получает название “Трафальгара Балтики”[xlii].

     Исторические особенностииспользуются также для формирования инвестиционной привлекательности. Большое количество газетных публикаций посвящено “ганзейскому духу” города или близости города к поясу ганзейских городов[1]. Эти характеристики не редки и в речах представителей власти. Такие особенности презентуются как причина формирования благоприятных торговых традиций и частной инициативы.

      Воссоздание общего исторического фундамента служит важным обоснованием “неизбежности” развития приграничного взаимодействия. “Необходимо использовать это (воссоздание истории) как одно из хороших преимуществ. Думаю, что можно создавать разные международные проекты именно с опорой на то, что Выборг был финским и не только городом, входил в состав Финляндии, Швеции. Выборг – это многонациональный город. Я считаю, это база для развития наших проектов, потому что партнёры очень охотно идут. Особенно, что касается развития и сохранения памятников культуры”, - отмечалось в одном из интервью.

       Другой представитель городской администрации также отмечал, что совместная работа над восстановлением выборгской истории помогает укреплять сотрудничество и устанавливать систему добрососедства, делая акцент на важности исторического момента в процессе сотрудничества. “Это очень большая тема международных отношений, это в русле межгосударственных культурных программ, даже политических. Здесь становится ясно всё. Политика, межгосударственное общение”[xliii], - сказано в интервью относительно проекта по восстановлению памятника М. Агриколе.

       Важность конструирования общего исторического фундамента подчёркивается избегания тех моментов истории города, которые являются спорными в оценках выборгской и иностранной стороны. Яркой иллюстрацией этого является вопрос, поднятый в этом году относительно даты проведения Дня города. По словам представителя Администрации города Выборга[xliv], было предложено два варианта даты празднования дня города.  Первый вариант предлагал в качестве дня города установить дату дарования Выборгу шведским герцогом Померанским “Акта об основании и привилегии” 19 августа 1403 года. Второй вариант предлагал в качестве дня города дату “освобождения Выборга в великую отечественную войну”. Предпочтение руководства города высказывается в пользу первой даты. Думается, это можно объяснить именно тем, что вторая дата совершенно противоречит той исторической базе, которая нередко используется в процессе взаимодействия с Финляндией и подразумевает обращение к “общей истории”. Зимняя война же оценивается скорее как самое негативное событие с истории соседства финского и российского народов. 

     В отношении исторического прошлого для элит Выборга важна демонстрация уважения в общей исторической памяти. Это важно поскольку одновременно с восстановлением памятников, связанных с финской историей, может быть привлечено внимание финских инвесторов в другим объектам города. “Финны сейчас, и это правильно абсолютно, предлагают нам, а мы как говорится, живо реагируем на те моменты, связанные с нашей общей историей. Они могут посодействовать своему родному городу или месту. И наш город развивается”[xlv], - отмечает один из сотрудников администрации города, - “Финны обращаются к российскому городу Выборгу с предложениями и возможностями. Решаем проблему как соседи, потому что это наша общая история”.

         Аналогичный пример с инициированием финнами реставрации уникального здания библиотеки Аалто, названной в честь известного финского архитектора, построившего здание библиотеки. “Они занимаются восстановлением и популяризацией творчества великого человека, вместе с тем и уникального сооружения конструктивизма, оно на российской земле находится”[xlvi], - замечает представитель городской администрации.

       Если же воссоздание истории не требует значительных усилий от местных элит в силу “объективности” исторических событий, то совсем иначе дело обстоит с конструированием и проведением политики идентичности на основе т.н. нормативного источника.

      На основе своих представлений о тех нормах, которыми руководствуются иностранные партнёры, формируется стратегия, которую условно можно обозначить как “с оздание атмосферы принятия норм”, которыми руководствуются иностранные партнёры.   

     Стратегия создания атмосферы принятия норм, которая реализуется элитами Выборга включает в себя несколько составляющих:

 

1. Проведение политики гендерного баланса, которая включает в себя семинары и другие мероприятия, посвящённые проблемам женщин в политике и бизнесе. В рамках этого аспекта политики идентичности Выборг презентуется как город, где женщины принимают активное участие в политике и общественной жизни.

2. Создание образа открытой и конкурентной политической среды. В рамках этого аспекта Выборг презентуется как город, где один из главных принципов функционирования внутренней городской политики – это конкурсы. Кроме того, в рамках этого аспекта конструирования идентичности делается акцент на важности организации открытых общественных слушаний.

3. Создание образа “толерантного  город”. Этот аспект особенно стал актуален на фоне участившихся случаев проявлений межнациональной розни в главном городе Северо -Запада России – Санкт-Петербурге.

4. Создание образа “удобного города” в смысле “европейского понимания качества жизни”

5. Создание образа “надёжного партнёра”

 

О высокой активности женщин как об отличительной черте городской политики говорят представители городской власти, акцентируя внимание на том, что активное участие женщин “это нормальная характеристика любого западного политического процесса”[xlvii]. 

В русле осуществляемой в Европе, и особенно в Скандинавии, политики гендерного баланса, в Выборге проводятся мероприятия, на которых акцентируется внимание на проблемах участия женщин в политическом процессе. Так, в рамках сотрудничества между Ленинградской областью и шведской губернией Садерманланд существует проект “Weran”, предполагающий встречи женщин – представителей власти, сфер бизнеса и политических кругов[xlviii]. Согласно основам проекта Weran, устойчивое приграничное сотрудничество возможно лишь на фоне постоянного экономического роста регионов, а этому в значительной степени способствует поддержка женщин – предпринимателей из сфер малого и среднего бизнеса и вовлечение женщин в политику[xlix].  На прошедшей в Выборге встрече в рамках этого проекта, город презентуется как “благополучный” с точки зрения участия женщин в городской политике. 8 из 20 депутатов Совета выборгского городского поселения - женщины. Значительное количество женщин занимают и различные должности в исполнительной ветви власти: главы и заместители отделов и пр. В городе существует т.н. женский ресурсный центр “Кристина”, который ставит своей целью повышение женской активности в публичной сфере года. Активность этого центра в позиционировании города как благополучного в отношении гендерного баланса определила Выборг в качестве места проведения мероприятий в рамках проекта сотрудничества Weran.  

     Стратегии создания атмосферы открытости и конкурентности выборгской элитой находит выражение ряде действий, предпринятых руководством города. Мэрией в рамках этой стратегии инициированы  “открытые слушания”[l]. С одной стороны, проведение этих слушаний подразумевает российский закон об МСУ, с другой же в прессе и в рамках международных встреч это нередко преподносится как отличительная черта городской политики. Трудно сказать с точностью, каково в данном случае оказалось влияние внешней среды. Однако, можно предположить, что оно безусловно присутствует, поскольку, во-первых, открытость местных органов власти свойственна европейским странам, а, во-вторых, нередко в гораздо более крупных и значимых городах России такой аспект реализации закона об МСУ как организация общественных слушаний и вовсе отсутствует в политической практике.

       Ещё одна черта политической активности элит города – это стремление к организации конкурсов. Показательно, что за первые два квартала 2006 года, то есть за время существования администрации города Выборга как самостоятельного структурного подразделения, из 30 постановлений мэра города Выборга 21 постановление касается проведения различных конкурсов[li].

        Конкурсы, организованные мэрией касаются  в основном продажи прав на заключение договора аренды земельных участков, прав на заключение муниципальных контрактов по выполнению работ и оказанию услуг, а также предложений по благоустройству территорий города Выборга. В документах формулируются критерии конкурсов и присутствует положение об обязательной публикации информации о проведении конкурса в газете «Выборг» и на официальном сайте администрации муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области[lii]. Показательно, что даже на оказание услуг по предоставлению мобильной связи для нужд муниципального образования администрацией города был проведён конкурс. Целью данного конкурса было заявлено ”обеспечение свободной конкуренции”[liii]. Хотя, стоит отметить, что в небольшом городе на рынке мобильной связи присутствуют, как правило, игроки общефедерального, окружного или регионального масштаба. Для крупных игроков борьба за оказание услуг администрации Выборга, очевидно, не имеет смысла и вряд ли в конечном итоге способствует свободной конкуренции между ними.

      С одной стороны, проведение подобных конкурсов является прямым исполнением законов Российской Федерации, таких как № 94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[liv].. Но с другой стороны, проведение таких конкурсов в Выборге стимулируется внешней средой, поскольку подобные мероприятия являются нормой в европейских муниципалитетах. Хотя, определить с точностью степень этого влияния, не изучая влияния других факторов, представляется сложным. Однако на необходимость соответствия в этом городам Европы нередко обращают внимание сами чиновники Выборга, говоря о том, что “конкуренция в городской политической жизни – это нормальная черта любого европейского города” и что без этого “невозможно строить нормальную городскую политику”[lv].

    “Не красиво получается, когда допустим финны приезжают, а у нас тут в городе ничего не происходит. С одной стороны, мы говорим, что мы в Европе, что мы европейцы, а с другой стороны ничего не делаем, чтобы европейцами стать. Это не правильно. И вот мы стараемся соответствовать. Конечно, пока не на все сто, но надо с чего-то начинать”[lvi], - комментировал возможность применения европейских норм политического процесса один из Выборгских чиновников.

 

    Следующий аспект реализации стратегии “создания атмосферы принятия западных норм” является создание образа толерантного города. Этот образ во многом конструируется в противовес существующим межнациональным проблемам в России в целом и близком Выборгу Санкт-Петербурге в частности.

     В качестве яркого символа толерантности города, реализуется проект по восстановлению Сорвальского мемориального комплекса. Это место охарактеризовано в одном из интервью как “место захоронений немцев, финнов, русских, воинов красной армии и даже белофиннов, это исторический памятник”[lvii]. В заявке на получение международного гранта по восстановлению это мемориального комплекса заявлено, по словам одного из чиновников, что Сорвальская мемориальная зона есть место национального примирения и толерантности народов Северо – западной Европы[lviii]. “Это всё приносит нравственную пользу, - говорит представитель городской администрации, курирующий проект по восстановлению Сорвальского кладбища, - происходит невелировка интолерантности. Ну, вот у вас сейчас в Питере, что делается? Вот этого быть не должно”[lix].

    Следующий аспект в рамках реализации указанной стратегии политики идентичности местных элит связан с презентацией города как “удобного” с точки зрения таких понятий как европейский уровень жизни и европейского качества жизни. Когда речь идёт об уровне жизни, имеются в виду, прежде всего, легко исчисляемые количественные показатели. Под понятием качество жизни, могут подразумеваться те аспекты жизни человека, которые в большинстве случаев не поддаются чисто количественным оценкам – его стремление к самореализации, возможность обладать свободой выбора и приобретать новый опыт, новые возможности ради удовольствия, а не только ради необходимости и пр.[lx].   Так, на вопрос о том, почему тот или иной фестиваль международного и российского уровня проходит в Выборге, от городских элит можно получить ответ, повествующий о наличии в городе достаточного количества гостиниц соответствующего уровня, развитой транспортная система, существовании достаточного количества мест досуга, кафе, ресторанов и пр. И всё это выгодно отличает город от других городов Ленинградской области. Эти количественные характеристики сопровождаются описанием качественных черт, касающихся того, что “город располагает возможностью предоставления различных видов досуга и качественного отдыха“, “в городе существует широкий спектр предприятий и организаций, на которых может самореализоваться молодёжь”[lxi].  

Однако, презентации города, как “удобного” места для проведения высокого уровня фестивалей и иных мероприятий, безусловно, мало, когда организаторы города наталкиваются на реальные трудности, таких как отсутствие соответствующих помещений. 

    Ещё один аспект реализуемой элитой Выборга стратегии, который, безусловно, важен с точки зрения укрепления трансграничного партнёрства, это конструирование имиджа “надёжного партнёра”. Здесь особенно интересна оценка проведённой реформы МСУ, которая во многом проводится через призму последствий для процесса сотрудничества с соседними государствами.

     Основу реализации реформы МСУ заложили принятый в сентябре 2003 года федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ" ”[lxii]. Согласно этому закону реформа местного самоуправления предполагала установить единую структуру муниципальных образований. В законе среди муниципальных единиц названы сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округи, внутригородские территории города федерального значения. Реализация реформы предполагала четко определить функции каждого типа муниципального образования, разделить, вопросы местного значения и государственные полномочия, закрепить за местными властями собственные источники финансирования, создать механизмы финансовой помощи из центра и др.. Закон об МСУ предусматривает новый принцип формирования муниципальных органов. В результате реализации реформы была создана двухуровневая система органов местного самоуправления. На первом уровне организованы поселения, которые входят в муниципальный район. Поселение выбирает совет, депутаты из которого на пропорциональной основе входят в состав района. Кроме того, для распоряжения бюджетными средствами на контрактной основе может быть нанят управляющий.

    В результате реформы в городе оказалось две администрации: районная администрация, которая и до реформы находилась в Выборге и вновь образованные органы управления городским поселением. В состав муниципального образования Выборгский район вошли 14 городских и сельских поселений, в том числе Выборгское городское поселение. Главой выборгского городского поселения остался глава выборгского района, избираемый из числа депутатов.  Глава исполнительной власти района остался избираемым. Мэр города Выборга был назначен  советом депутатов муниципального образования “Выборгское городское поселение”.

    На уровень города были скопированы отделы, которые до этого существовали только на уровне района. Произошёл раздел полномочий. Так, социальные вопросы, политика в области образования были закреплены преимущественно за районным уровнем. Полномочия в области экономики  были разделены по территориальному признаку, т.е. в зависимости от того, касаются ли они района в целом или только города. Таким образом, это разделение сфер ведения, смена руководителей отделов формировало ситуацию неопределённости.

       До проведения реформы местного самоуправления сотрудничество осуществлялось по линии иностранные партнёры – Выборгский район. Сейчас, после создания двухуровневой системы местного самоуправления, на месте одного агента, с которым осуществляли сотрудничество иностранные партнёры, появилось два. Собственно Администрация Выборгского района и администрация Выборгского городского поселения. В обоих муниципальных образованиях теперь существуют отделы международных связей и приграничного сотрудничества. Дублирование такого отдела на городском уровне, безусловно, уже само по себе является свидетельством важности приграничного сотрудничества для города. Однако, представители администрации Выборга опасаются реакции финских и других иностранных партнёров, которые могут воспринять проведение очередной реформы как ситуацию неустойчивости и нестабильности. Причинами этого являются не совсем ясное разделение ответственности за уже начатые проекты приграничного взаимодействия между районом и городом и смена руководства ряда проектов. Некоторые представители власти говорили в интервью о том, что существует опасность замораживания или потери некоторых важных для городов проектов. “Так, например, относительно некоторых инвестиционных проектов велись переговоры с одними людьми в администрации, а тут вдруг выясняется, что оказывается они за это больше не отвечают. Как должны в этой ситуации чувствовать себя финские, да и не только финские, партнёры, у которых существовал план реализации проекта?”[lxiii] - рассказывал представитель городской администрации.

    Сама же администрация города, пытаясь реагировать оперативно на возможное возникновение проблем в процессе сотрудничества, предложила решение, заключающееся в декларации принятия на себя двух функций. Функция “приемника” принимается в том случае если международные проекты, связанны с находящимися теперь в руках городской администрации полномочиями. И функция “партнёра” принимается городской администрацией в том случае, если проекты касаются полномочий, находящихся у администрации района. Важность соблюдения принципа “надёжный партнёр” подчёркивалась одним из представителей элит Выборга через необходимость копирования “стилевых особенностей, методик, тем сотрудничества, наработанных районным руководством”[lxiv].

  Предложенное в связи с проведённой реформой местного самоуправления, т.н. кооперативного решение является важным с точки зрения оценки роли идентичности в процессе укрепления международного взаимодействия. Применение такой стратегии выборгской политической элитой может служить вполне чётким знаком того, что политической культуре элит Выборга свойственен консенсусный, а не конфликтный характер. Несмотря на то, что в результате проведённой реформы, результатом которой стало создание двухуровневой системы МСУ с соответствующим разделением полномочий и источников дохода, появилась почва для конфликта. “Вот в Выборге, например, - рассказывает один из представителей администрации города, - открывали сейчас завод датской кампании “Рокуэлл”. Она начала строительство этого предприятия где-то пять лет или три года назад. Оно сейчас в Выборге размещается, но связано с полномочиями района. И теперь это районный проект. А сейчас размещение вот таких производств на территории Выборга есть задача прежде всего городской администрации”[lxv]. И не смотря на то, что между районной и городской элитой, между городом и районом, формируется некоторое соперничество за уже существующие контракты и объекты, элиты дали понять, что выбор сделан в сторону партнёрства и кооперации.  

 С точки зрения такого аспекта проведения политики идентичности как формирование образа надёжного партнёра, показательно, как городские реагируют на импульсы, посылаемые политическим истеблишментом Финляндии. Известно, что одной из главных проблем, на которой акцентируют внимание финские коллеги, является преступность, из-за чего город получил название “криминальной столицы Карельского перешейка”. Описанию процесса борьбы с преступностью городские власти нередко  уделяют значительное время в рамках международных встреч. Во время приезда иностранных делегаций местные власти организуют “экскурсии” для ознакомления коллег с работой центров социального обслуживания, адаптационных центров и др. мест социальной помощи.

    С точки зрения формирования имиджа “надёжного партнёра” в рамках международных встреч, мероприятий и т.п., элитам важно сделать акцент на наличии опыта сотрудничества, что выгодно отличает Выборг от других городов не только Ленинградской области, но и России. Здесь нередко подчёркивается опыт Выборга, накопленный в уже достаточно длительном процессе приграничного взаимодействия. Комментарий одного из Выборгских чиновников относительно конференции, посвящённой иностранным инвестициям в России, достаточно точно характеризует, то место, которое пытается занять Выборг: “Она была достаточно полезной для тех участников - россиян, кто делает первые шаги в сфере сотрудничества с иностранцами. Они имели возможность почерпнуть здесь массу необходимой информации. Ну а для тех, кто как выборжане, уже освоил азы внешней экономики на практике, конференция стала повторением пройденного. О выборгских инвестиционных проектах наслышаны в мире и не случайно, только по поводу создания свободных таможенных зон у руководства города уже побывали представители деловых кругов из Финляндии, Швеции, США и Гонконга”[lxvi].  

     Таким образом, мы можем отметить, что в условиях сформировавшейся зависимости развития города от приграничного взаимодействия политику идентичности элиты используют как дополнительный ресурс с целью укрепления сотрудничества и превращения его в устойчивый институт. Кроме того, политика идентичности направлена на формирование “единого пространства норм”, что также укрепляет базу приграничного взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: