Показатель | 1.01.1999 г. | 1.10.1999 г. | 1.01.2000 г. | 1.07.2000 г. | 1.10.2000 г. |
Зарегистрировано | 2483 | 2410 | 2378 | 2318 | 2205 |
Действующих | 1476 | 1385 | 1349 | 1331 | 1322 |
Зарегистрированы, но еще не имеют лицензий | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Лицензии отозваны | 1004 | 1021 | 1028 | 986 | 883 |
Имеют валютные лицензии | 634 | 671 | 669 | 725 | 744 |
Имеют генеральные лицензии | 263 | 245 | 242 | 244 | 244 |
Особую роль в кредитной системе России играет Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов, огромная финансовая мощь дает возможность Сбербанку предоставлять населению услуги: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей; выплата пенсий и пособий. Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам столько кредитов, как Сбербанк РФ, — на строительство жилья, обустройство крестьянских и фермерских хозяйств, на различные неотложные нужды, помощь малому и среднему бизнесу. Но неповоротливость столь огромной структуры не позволяет эффективно использовать сосредоточенные в Сберегательном банке РФ финансовые ресурсы.
|
|
Очень быстро прогрессируют многие новые банки, возникшие «на ровном месте», т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп — торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать «МДМ», «Альфа-банк», «Росбанк» и др. Эти банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.
На современном этапе рыночных преобразований экономики России роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют движению экономики в сторону рынка, с другой — энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес.
Отдельно стоит отметить казначейскую систему Российской Федерации. Она призвана обслуживать бюджетные средства государства. Основные итоги 2000 г. показали, что действия Банка России и Правительства Российской Федерации, направленные на реструктуризацию банковской системы и улучшение положения в банковской сфере, дали свои положительные результаты и позволили закрепить и развить позитивные тенденции, начало которым было положено в 1999 г. Развитие банковской системы в январе— сентябре 2000 г. проходило в благоприятных макроэкономических условиях, которые характеризовались ростом производства товаров и услуг, увеличением инвестиционной активности, реальных доходов населения, позитивными тенденциями во внешнеэкономической сфере, а также в области государственных финансов.
|
|
В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами; они перераспределяют денежные ресурсы из области их избыточности в область их дефицита. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.
Специальное банковское законодательство, которое, в частности, включает в себя:
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 10.01.2003);
- Закон РФ от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 30.06.2003);
- Федеральный закон от 25.02.99 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в ред. от 21.03.2002);
- Федеральный закон от 08.07.99 № 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" (в ред. от 21.03.2002);
Общее банковское законодательство, которое, в частности, включает в себя иные федеральные законы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ (в ред. от 07.07.2003);
- Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 07.07.2003) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 07.07.2003);
- Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 27.02.2003);
- Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 21.03.2002);
- Закон РФ от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 07.07.2003) и др.
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:
- акты органов общей компетенции: Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ;
- акты органов специальной компетенции — ведомственные подзаконные нормативные правовые акты ЦБ РФ;
- решения Конституционного Суда РФ;
- локальные акты кредитных организаций, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций;
- договоры и обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, является актом высшей юридической силы на всей территории Российской Федерации.
В целях обеспечения имущественных интересов кредиторов и вкладчиков все кредитные операции в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» подлежат государственной регистрации, а их банковская деятельность — лицензированию.
Для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители кредитной организации представляют в ЦБ РФ:
1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации (коммерческого банка) и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
2. Учредительный договор.
3. Устав кредитной организации (коммерческого банка).
4. Протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера.
5. Свидетельство об уплате государственной пошлины.
6. Копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Министерства по налогам и сборам РФ выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед бюджетам и всех уровней за последние три года.
|
|
7. Декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Министерства по налогам и сборам РФ, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации.
8. Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации. Заполненные ими и содержащие сведения для выдачи лицензии на осуществление банковских операций является несоответствие кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера существующим квалификационным требованиям.
Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:
- отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
- наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;
- совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях (если постановление данного органа вступило в законную силу);
- наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным п.6ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации (Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации).
Устав кредитной организации должен содержать фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные федеральным законом;
- указание на организационно-правовую форму;
|
|
- сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений:
- перечень осуществляемых банковских операций и сделок;
- сведения о размере уставного капитала;
- сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
- иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Уставный капитал кредитной организации состоит из вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Минимальный размеруставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций устанавливается ЦБ РФ в соответствии с требованиями Федерального закона "О банках и банковской деятельности". В настоящее время размер минимального уставного капитала для вновь создаваемого коммерческого банка составляет 5 млн. евро.
ЦБ РФ не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Уставный капитал кредитной организации:
- создаваемой в форме акционерного общества, складывается из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации;
-создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответствен-ностью, складывается из номинальной стоимости долей ее учредителей.
Вклады в уставный капитал кредитной организации могут быть в виде:
- денежных средств в валюте Российской Федерации;
- материальных активов — банковского здания (помещения), в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства. Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации;
- иными, принадлежащими участникам (акционерам) кредитной организации активами, не являющимися денежными средствами или банковским зданием (помещением) - при наличии разрешения Совета директоров ЦБ РФ, который определяет предельный размер и состав таких активов (см. Указание ЦБР от 31.12.98 № 474-У "О формировании уставного капитала кредитной организации неденежными средствами").
Денежная оценка материальных активов, вносимых в оплату части уставного капитала кредитной организации:
- при ее создании — утверждается общим собранием учредителей;
- действующей в форме акционерного общества — производится советом директоров кредитной организации.
В некоторых случаях материальные активы, вносимые в оплату части уставного капитала кредитной организации, оцениваются независимым оценщиком.
Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке денежные средства и материальные активы становятся ее собственностью.
Предельный размер (норматив) неденежной части уставного капитала создаваемой кредитной организации не должен превышать 20%.
В случае внесения в уставный капитал кредитной организации материальных активов должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей (участников) на их внесение в уставный капитал кредитной организации.
В уставной капитал не могут вноситься:
- имущество, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральным законодательством или заключенными ранее договорами:
средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- привлеченные денежные средства.
Принятие ЦБ РФ решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев со дня представления указанных выше документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей.
Отзыв лицензии
Центральный банк РФ в соответствии с федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», положением «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» от 2 апреля 1996 г. № 264 и указаниями Банка России производит отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица (далее — банков). Данное решение оформляется приказом Центрального банка РФ (далее по тексту — Приказ) на основании ходатайства территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ или Центрального операционного управления (ЦОУ) при Центральном банке РФ. Кроме того, основанием для издания Приказа могут стать решение Совета директоров Центрального банка РФ или соответствующие предложения структурных подразделений Банка России.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций может быть произведен в следующих случаях:
- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
- задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
- установления фактов недостоверности отчетных данных;
- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
- неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно
Реорганизация и ликвидация кредитной организации
Прекращение деятельности кредитной организации происходит путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, с выделения, преобразования) или ликвидации (ст. 57 ГК РФ г «Реорганизация юридического лица», ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
При реорганизации кредитной организации права и обязанности переходят к правопреемникам. В случае реорганизации в устав и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые изменения, а все документы с неистекшими сроками хранения передаются в установленном порядке правопреемнику. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации регламентируются ст. 60 ГК РФ «Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации».
Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в следующих случаях:
1) кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем за 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.
4) Не исполняет требование Банка России в обеспечении мер пи финансовому оздоровлению кредитной организации должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления данных мер.
При получении требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости ее реорганизации. Затем органы управления кредитной организации в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации обязаны известить Банк России о принятом решении.
Ликвидация кредитной организации влечет за собой прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (ст. 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица»). Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства.
При ликвидации банка общее собрание его акционеров или надлежащий орган, принявшие такое решение, обязаны незамедлительно сообщить письменно об этом Банку России, который вносит в государственный реестр банков сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ «Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица»).
Общее собрание акционеров банка или надлежащий орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают по согласованию с Центральным банком РФ ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации.
Ликвидационная комиссия публикует в соответствующем органе печати сообщение о ликвидации кредитной организации, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторов (срок для предъявления требований со стороны кредиторов не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения), принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов о ликвидации кредитной организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества банка, предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России. Если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплаты кредиторам банка денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России (ст. 64 ГК РФ «Удовлетворение требований кредиторов»).
Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в установленном порядке.
Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей существование с момента внесения Центральным банком РФ соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. В случае ликвидации документы
Арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяет процедуры наблюдения и конкурсного производства.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
1) кредитная организация — должник;
2) кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
3) Банк России;
4) прокурор — в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
5) налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган — по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;