Кабинет министров СССР

Исполнительно-распорядительный орган СССР, подчинявшийся Президен­ту СССР. Образован в соответствии с Законом СССР от 26 декабря 1990 года «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершен­ствованием системы государственного управления» вместо Совета Министров СССР.

Формировался Президентом СССР с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР. Состоял из Премьер-министра, его заместителей и министров СССР. Закон СССР «О Кабинете Министров СССР» принят 20 марта 1991 года.36 В данном документе были закреплены общие положения, образование и состав Кабинета министров СССР, были определены отношения Кабинета министров с высшими органами государственной власти и управления СССР и с государственными органами республик, также были закреплены компетенция и организация деятельности Кабинета Министров СССР.

Кабинет Министров СССР в соответствии с Конституцией СССР обеспечивал:

проведение совместно с республиками единой финансовой, кредитной и денежной политики, основанной на общей валюте; составление и исполнение союзного бюджета; осуществление общесоюзных экономических программ; создание межреспубликанских фондов развития, фондов для ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;

управление совместно с республиками единой топливно- энергетической и транспортной системами страны; управление оборонными предприятиями, космическими исследованиями, союзными системами связи и информации, метеорологии, геодезии, картографии, геологии, метрологии и стандартизации; проведение согласованной политики в области охраны

36 Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923 – 1991 гг. Историко-биографический справочник / сост. В. И. Ивкин. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999. С. 28.

природы, экологической безопасности и природопользования;

осуществление совместно с республиками общесоюзных программ продовольствия, охраны здоровья, социального обеспечения, занятости населения, заботы о материнстве и детстве, культуры и образования, фундаментальных научных исследований и стимулирования научно - технического прогресса;

принятие мер по обеспечению обороны страны и государственной безопасности;

реализацию внешней политики Союза ССР, регулирование внешнеэкономической деятельности Союза ССР, координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности республик, таможенное дело;

осуществление согласованных с республиками мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Кабинет Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, актов Президента СССР должен был:

осуществлять формирование основных начал государственной научно - технической политики, выработку и реализацию мер по развитию науки и техники, развитие международного научно - технического сотрудничества, разработку и реализацию научно - технических и других программ общесоюзного значения, общесоюзных программ развития высшей школы, подготовки и аттестации научно - педагогических кадров высшей квалификации;

обеспечивать функционирование и управление единой патентной системой;

обеспечивать функционирование и управление единой государственной системой по использованию воздушного пространства;

организовать управление объектами общесоюзной собственности;

принимать меры к эффективному функционированию общесоюзного рынка;

обеспечивать создание и использование в соответствии с законом Пенсионного фонда СССР, Союзного внебюджетного фонда стабилизации экономики и других общегосударственных фондов;

регулировать в общесоюзном масштабе цены на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, перечень которых согласовывается с республиками;

разрабатывать общегосударственные программы по экологической безопасности населения, предупреждению и ликвидации последствий экологических бедствий;

совместно с республиками разрабатывать и реализовать программы жилищного строительства, программы по улучшению условий и охране труда;

руководить общесоюзной системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

разрабатывать единые принципы для определения минимального потребительского бюджета;

проводить определяемую Верховным Советом СССР общесоюзную статистическую политику;

организовать безопасное производство, хранение, использование и захоронение расщепляющихся материалов;

обеспечивать строительство важнейших объектов общесоюзного значения;

принимать в пределах своей компетенции решения о подписании межправительственных международных договоров СССР, утверждает и денонсирует такие договоры; осуществляет меры по обеспечению выполнения международных договоров СССР;

присваивать звания высшему офицерскому составу и соответствующие им специальные звания, если это решать в пределах своей компетенции другие вопросы государственного управления, подлежащие ведению Союза ССР.

Кабинет Министров не был отнесен к компетенции Президента СССР;

СССР должен был объединять и направлять работу министерств СССР и других подведомственных ему органов непосредственно либо через специально создаваемые комиссии.

Для согласованного решения вопросов государственного управления в министерствах и других центральных органах государственного управления СССР создавались коллегии, в состав которых входят по должности руководители соответствующих органов республик.

Кабинет Министров СССР должен был образовать в случае необходимости главные управления, комитеты, комиссии, государственные инспекции и другие органы при Кабинете Министров СССР, а также иные организации и учреждения, реорганизует и упраздняет их.

Кабинет Министров СССР утверждает положения о министерствах СССР и других подведомственных ему органах, численность работников их центрального аппарата и размер ассигнований из союзного бюджета на его содержание в пределах сумм, выделенных на эти цели.

Кабинет Министров СССР в случае необходимости может передавать решение отдельных вопросов государственного управления, входящих в его компетенцию, министерствам СССР и другим подведомственным ему органам.37 Определялись и другие разнообразные функции.

В связи с участием Кабинета Министров в попытке государственного пере­ворота постановлением Верховного Совета СССР от 28 августа 1991 года выражено недоверие всему составу Кабинета Министров и впредь до образова­ния нового состава Кабинета Министров СССР для организации совместно с республиками оперативного управления народным хозяйством создан Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР.

37 Закон СССР от 20 марта 1991 года «О Кабинете Министров СССР». Раздел II.

Ст. 20 - 21.

Кабинет Министров упразднен 5 сентября 1991 года Законом СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный пе­риод». Вместо него образован Межреспубликанский экономический комитет.38


38 Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923 – 1991 гг. Историко-биографический справочник / сост. В. И. Ивкин. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999. С. 28 – 29.


Заключение.

Таким образом, рассмотрев систему высших органов государственной власти, мы видим, что за 1989 – 1991 гг. они потерпели значительные изменения.

Появились новые органы (должности). Например Президент СССР, Вице – президент, Совет безопасности СССР и некоторые другие.

Многие органы поменяли свои названия, изменили свой правовой статус, порядок формирования и даже компетенцию.

Власть начинает перетекать от партийного аппарата к президентскому, стали образовываться новые партии. В марте 1990 году была отменена 6–я статья о руководящей роли КПСС. Начинается формироваться многопартийность.

Осуществление государственной власти СССР в 1990 – 1991 гг. мржно представить в следующей таблице (приведена в книге В. З. Черняка История государственного и муниципального управления России. С. 449.)

 

Совет Федерации
Президент СССР
 

             
   
     
Съезд народных депутатов


                                                    

       
 

 

 


В ходе всех реформ в государственном управлении, сложной политической обстановки, борьбы между центром и другими союзными республиками и многих других причин Советский Союз шел к распаду. В декабре 1991 года Советский Союз окончательно распался. Все  органы власти Советского Союза были ликвидированы.

25 декабря 1991 года был ликвидирован пост Президента СССР. Государственный Совет и Совет безопасности – 26 декабря.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: