Мышление, интеллект
1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;
2) наглядно-образное;
3) наглядно-действенное;
4) словесно-логическое (вербальное и невербальное);
5) практическое и теоретическое;
6) интуитивное – логическое;
7) общая эрудиция;
8) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
Восприятие, пороги чувствительности
1) зрительное, цветоразличение;
2) слуховое;
3) тактильное;
4) кинетическое;
5) вкусовое;
6) межличностное, социальное.
Память, объем памяти, скорость запоминания
1) произвольная и непроизвольная;
2) долговременная, кратковременная;
3) сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слух);
4) логическая;
5) образная;
6) эмоциональная;
7) сенсомоторная (двигательная).
Внимание, переключаемость, объем внимания
1) произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное;
2) устойчивое и неустойчивое;
5. Свойства нервной системы
1) сила;
2) подвижность;
3) уравновешенность;
4) лабильность и динамичность;
|
|
5) парциальность.
6. Двигательные характеристики
1) координация движений (по конкретным двигательным органам);
2) тремор рук;
3) скорость реакции.
7. Коммуникативные характеристики
1) интравертированность – интравертированность (связано со свойствами нервной системы);
2) организаторские способности, готовность к лидерству;
3) коммуникативные способности, обаяние;
4) речь: внешняя – внутренняя, вербальная – невербальная, устная – письменная; высота, сила, тембр голоса;
5) коммуникативная воспитанность и такт;
6) чувство юмора, остроумие.
Мотивация
1) профессиональные интересы и склонности;
2) устойчивость мотивов;
3) согласованность, непротиворечивость мотивов.
Ценностно-нравственные характеристики
1) соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей;
2) иерархия ценностей (общая и профессиональная);
3) смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;
4) доброта;
5) бескорыстность;
6) честность, порядочность;
7) обязательность, ответственность, исполнительность;
8) самокритичность.
Волевые характеристики
1) смелость, решительность;
2) целеустремленность;
3) осмысленность ответственных действий;
4) эмоциональная устойчивость;
5) склонность к риску.
Эстетическое чувство, художественный вкус
1) конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.);
2) продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.
Профессиональный и жизненный опыт
1) способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;
|
|
2) способность разумно действовать в трудных ситуациях.
Психофизиологические характеристики человека
1) физическая сила;
2) выносливость;
3) утомляемость.
Общее состояние психического и физического здоровья и его адекватная самооценка человеком
Примеры составления аналитических профессиограмм
Таблица 2.
Пример аналитической профессиограммы «начальника отдела кадров»
Операционно-технологическая структура труда | Психологическая структура деятельности субъекта труда | ||||
Професс. функции | Профессиональные задачи | Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач | Цели действий | Психологическая характеристика действий | Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание |
Прием на работу | Изучить документы поступающего на работу | Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные | Оценить | Когнитивные (составляющие) | Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное); восприятие зрительное; память долговременная и оперативная; внимание устойчивое |
Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу | Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или месте работы, семейное и социальное положение | Познать | Коммуникативные (побуждающие к действию) Когнитивные (общение) | Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие социальное, внимание устойчивое, избирательная эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость Мышление продуктивное, словесно-логическое (невербальное); память оперативная, образная | |
Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу | Нормативы: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, микроклиматические условия труда; планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: его возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка. | Спрогнози- ровать | Когнитивные (обобщение) | Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное); внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость | |
Познакомить поступающего с функциями, правилами, правами и перспективами профессии | Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данного производства и данной профессии (специальности) | Информиро-вать | Коммуникативные (побуждение к действию) | Общение: речь; восприятие социальное; внимание устойчивое, избирательное внимание устойчивое, избирательное; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия. |
Таблица 3.