Перечень основных профессионально важных качеств, используемых при составлении аналитической профессиограммы

Мышление, интеллект

 

1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;

2) наглядно-образное;

3) наглядно-действенное;

4) словесно-логическое (вербальное и невербальное);

5) практическое и теоретическое;

6) интуитивное – логическое;

7) общая эрудиция;

8) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.

 

Восприятие, пороги чувствительности

 

1) зрительное, цветоразличение;

2) слуховое;

3) тактильное;

4) кинетическое;

5) вкусовое;

6) межличностное, социальное.

Память, объем памяти, скорость запоминания

 

1) произвольная и непроизвольная;

2) долговременная, кратковременная;

3) сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слух);

4) логическая;

5) образная;

6) эмоциональная;

7) сенсомоторная (двигательная).

Внимание, переключаемость, объем внимания

 

1) произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное;

2) устойчивое и неустойчивое;

5. Свойства нервной системы

 

1) сила;

2) подвижность;

3) уравновешенность;

4) лабильность и динамичность;

5) парциальность.

6. Двигательные характеристики

 

1) координация движений (по конкретным двигательным органам);

2) тремор рук;

3) скорость реакции.

7. Коммуникативные характеристики

 

1) интравертированность – интравертированность (связано со свойствами нервной системы);

2) организаторские способности, готовность к лидерству;

3) коммуникативные способности, обаяние;

4) речь: внешняя – внутренняя, вербальная – невербальная, устная – письменная; высота, сила, тембр голоса;

5) коммуникативная воспитанность и такт;

6) чувство юмора, остроумие.

Мотивация

 

1) профессиональные интересы и склонности;

2) устойчивость мотивов;

3) согласованность, непротиворечивость мотивов.

Ценностно-нравственные характеристики

 

1) соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей;

2) иерархия ценностей (общая и профессиональная);

3) смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;

4) доброта;

5) бескорыстность;

6) честность, порядочность;

7) обязательность, ответственность, исполнительность;

8) самокритичность.

Волевые характеристики

 

1) смелость, решительность;

2) целеустремленность;

3) осмысленность ответственных действий;

4) эмоциональная устойчивость;

5) склонность к риску.

Эстетическое чувство, художественный вкус

 

1) конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.);

2) продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.

Профессиональный и жизненный опыт

 

1) способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;

2) способность разумно действовать в трудных ситуациях.

Психофизиологические характеристики человека

 

1) физическая сила;

2) выносливость;

3) утомляемость.

Общее состояние психического и физического здоровья и его адекватная самооценка человеком

Примеры составления аналитических профессиограмм

Таблица 2.

Пример аналитической профессиограммы «начальника отдела кадров»

 

Операционно-технологическая структура труда

Психологическая структура деятельности субъекта труда

Професс. функции Профессиональные задачи Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач Цели действий Психологическая характеристика действий Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание
Прием на работу Изучить документы поступающего на работу Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные Оценить Когнитивные (составляющие) Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное); восприятие зрительное; память долговременная и оперативная; внимание устойчивое
  Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или месте работы, семейное и социальное положение Познать Коммуникативные (побуждающие к действию) Когнитивные (общение) Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие социальное, внимание устойчивое, избирательная эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость Мышление продуктивное, словесно-логическое (невербальное); память оперативная, образная
  Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу Нормативы: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, микроклиматические условия труда; планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: его возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка. Спрогнози- ровать Когнитивные (обобщение) Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное); внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость
  Познакомить поступающего с функциями, правилами, правами и перспективами профессии Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные пла­ны развития данного производства и данной профессии (специаль­ности) Информиро-вать Коммуникативные (побуждение к действию) Общение: речь; восприятие социальное; внимание устойчивое, избирательное внимание устойчивое, избирательное; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия.

 

 

Таблица 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: