Системный подход к оценке конкурентоспособности предприятия

 

При проведении оценки степени конкурентоспособности предприятия возникает несколько проблем:

1. Выбор базовых объектов сравнения, то есть выбор предприятия-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать определенными параметрами, чтобы такое сравнение было корректным. К таким параметрам относятся:

- соизмеримость характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

- соизмеримость сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция.

2. Выбор критериев продуктивности использования ресурсов предприятия.

Продуктивность использования ресурсов предполагает наибольшую отдачу, наибольший результат, приходящийся на единицу совокупных ресурсов, которыми располагает фирма. Таким показателем обычно служат рентабельность производства, рыночная доля или имидж предприятия. На начальных стадиях жизненного цикла фирма может функционировать по принципу безубыточности или расширении доли рынка. Рентабельность производства может и не проявляться в чистом виде, а степень конкурентоспособности будет выражаться, например, в формировании благоприятного образа предприятия в глазах общественности и групп стратегического влияния.

Отсюда следует, что конкурентное преимущество как продуктивность использования ресурсов должна оцениваться за длительный период, в течение которого могут быть достигнуты стратегические, а не тактические цели предприятия.

3. Возможность сканирования (слежения) рынка, особенно за пределами страны (сложность или практически полное отсутствие информации о деятельности конкурентов)

Исследование внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятия

Если фирма действует на внешнем рынке, то есть существует необходимость оценки ее конкурентоспособности относительно фирм, расположенных в других странах, то необходимо детальное изучение конкурентоспособности национальной экономики. Это становится важным, так как конкурентоспособность (или конкурентное преимущество) предприятия не является ее имманентным качеством, поскольку фирма функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках той или иной национальной экономики.

Таким образом, конкурентоспособность отдельного предприятия, с одной стороны, зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой стороны определяет ее конкурентоспособность.

Ввиду того, что предметом дипломной работы является конкурентоспособности предприятия, действующих только в рамках России, рассматривать здесь методику исследования конкурентных преимуществ национальных экономик считаю нецелесообразным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: