Причины социальных изменений

Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины – колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины – конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины – привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе.

 

Социальная эволюция и социальная революция

По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы — эволюционные и революционные социальные изменения — эволюция и революция. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эти изменения могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционные изменения могут организовываться сознательно. В таких случаях они приобретают форму социальных реформ (например, реформы 60—70-х гг. XIX в. в России, аграрная реформа П. А. Столыпина, НЭП в Советской России). Но эволюционные социальные изменения могут быть и стихийным процессом. Например, на протяжении длительного времени идет процесс повышения среднего уровня образования населения многих стран мира и общего уменьшения числа неграмотных, хотя это число в ряде стран и остается очень большим.

Революционные изменения отличаются от эволюционных существенным образом. Во-первых, это очень радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, они не частные, а общие или даже всеобщие, в-третьих, как правило, опираются на насилие. Революция — предмет ожесточенных споров и дискуссий представителей различных общественных наук. Революционные изменения зачастую организуются сознательно. Впервые о возможностях революционного преобразования общества заговорили идеологи эпохи Просвещения. Идею закономерности революций защищал марксизм. К. Маркс назвал революции «локомотивами истории». Весь XIX в. прошел в Европе под влиянием Великой французской революции конца XVIII в., революционные идеи овладевали миллионами умов. XX в. дал миру новую волну революций. Революционные потрясения захлестнули Россию, ими оказались охвачены и далекие от Европы страны. Таким образом, последние несколько столетий социальные изменения во многих уголках земного шара происходили в результате революций, подчас очень длительных и кровавых. Возник вопрос о том, не слишком ли дорогой ценой за прогресс является революция. Революционная идея часто была связана с идеализацией и романтизацией революционного насилия. Однако насилие не может привести к благу, оно порождает только насилие. В то же время революционные изменения нередко действительно способствовали решению назревших социальных проблем, активизировали значительные массы населения, благодаря чему ускорялись преобразования в обществе.

Некоторые исследователи полагают, что насилие не является непременным атрибутом революции. Революционные социальные изменения возможны и в будущем, но они могут быть ненасильственными, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных социальных институтов или областей общественной жизни. Нынешнее общество чрезвычайно сложно, различные его части соединены между собой таким огромным количеством связей, что одновременная переделка всего общественного организма, а тем более с применением насилия может иметь для него разрушительные последствия.

Прогресс и регресс.

Прогресс и регресс в общественном развитии (лат. - движение вперед и - возвращение) - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию.

Критерием общественного прогресса служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории весьма существенное значение для характеристики развития общества с точки зрения его прогресса или регресса могут приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим строем общества.

Примером общественного регресса, обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью прогресса общества, им всегда присущи черты регресса, которые становятся преобладающими в период упадка данного общества. Однако и тогда регресс не может быть всеобщим, поскольку основной тенденцией развития всего человеческого общества является не регресс, а прогресс, выражающийся в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового общества, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, если развитие буржуазного общества в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями регресса, тем не менее при капитализме наблюдается прогресс многих отраслей науки и техники, а также ряда других общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного общества, его способности к прогрессу или регрессу важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в прогрессе общества классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развития.

В философии и социологии понятия «прогресс» и «регресс» находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития капитализма (Вико, Дидро, Гегель и др.) признавали прогресса и пытались его рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со второй половины 19 в., характерны несколько различных подходов к истории: позитивистский, основы которого заложены Контом, «историко-культурный» (основоположник - рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский; сторонники - Шпенглер, Тойкби, П. А. Сорокин и др.), «культурно-критический» (Ницше, позднее - Фрейд, Гуссерль и др.). Согласно концепции позитивистов, история должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления прогресса и регресса «Историко-культурная» концепция считает важнейшим способом. Изучения прогресса и регресса в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую историю она рассматривает как смену самостоятельных «типов» культур или цивилизаций с собственными периодами прогресса и регресса. В культурно-критической концепции понятие «прогресс» отрицается с позиций «природной антикультурности», извечного выражения «воли к жизни», стихийных, бессознательных влечений (3. Фрейд) или универсальных структур сознания (Гуссерль). Научное объяснение прогресса и регресса дано марксизмом-ленинизмом. Прогресс как поступательное развитие без рецидивов регресса возможен только в неантагонистическом коммунистическом обществе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: