начальника службы при возникновении ЧС:
С возникновением чрезвычайной ситуации и введением по решению Губернатора (председателя КЧС) Ставропольского края на территории края (города(ов), района(ов), (по решению главы территориальной (районной) государственной администрации (города) - на подведомственной территории) режима чрезвычайной ситуации, с введением в действие Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации руководитель функциональной подсистемы РСЧС (звена РСЧС) (службы), министерства, ведомства, организации (далее по тексту – руководитель) свою работу начинает, как правило, в пункте постоянной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения по развертыванию работы органов управления (КЧС, штабов), приведению в готовность необходимых сил и проведению экстренных мер по защите населения и ликвидации ЧС.
В последующем, с прибытием в район ЧС, он уточняет обстановку, принимает окончательное решение и руководит действиями подчиненных органов управления и сил, привлеченных к аварийно-спасательным и другим неотложным работам. Его рабочим органом является КЧС функциональной подсистемы РСЧС (звена функциональной подсистемы РСЧС), ОГ (в службах – штаб службы и ОГ).
КЧС (ОГ) разрабатывает и докладывает руководителю функциональной подсистемы (звена функциональной подсистемы) РСЧС, (начальнику службы, руководителю министерства, ведомства, организации) предложения по решению, которые включают:
краткие выводы из оценки обстановки;
объем предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ, очередность их проведения;
состав имеющихся сил, предложения по их распределению и использованию;
задачи создаваемым формированиям ГО и другим привлекаемым силам по направлениям их действий и объектам работ;
порядок обеспечения проводимых мероприятий, действий сил ликвидации ЧС и других привлекаемых сил;
порядок организации взаимодействия и управления.
Руководитель обобщает полученную информацию и докладывает свои предложения для принятия решения Губернатору (председателю КЧС (руководителю ОШ ЛЧС) Ставропольского края (главе администрации (председателю КЧС (руководителю ОШ ЛЧС) города (района).
Перед принятием решения руководитель обязан:
уяснить задачу и оценить сложившуюся обстановку, отдать необходимые распоряжения по принятию экстренных мер;
привести в готовность (если не приводились ранее) органы управления и необходимые силы, установить порядок их действий и режим работы;
информировать членов КЧС (штаба службы), других должностных лиц о сложившейся обстановке и предстоящих действиях;
поставить задачу на организацию управления в районе ЧС с развертыванием ОГ, сил ликвидации ЧС и других привлекаемых сил, определить порядок их выдвижения (перелета, перевозки), сроков прибытия и развертывания;
доложить о факте ЧС и принимаемых экстренных мерах вышестоящему начальнику и информировать взаимодействующие органы управления;
поставить задачи органам управления, ОГ и своим представителям в составе ОШ ЛЧС на подготовку необходимых справок, расчетов и предложений для принятия решения;
отдать указания по организации разведки, наблюдения и лабораторного контроля;
поставить задачи подчиненным о предстоящих действиях и по другим вопросам.
Выработка решения производится в определенной типовой последовательности, изложенной в «Руководстве по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении ЧС» (изд. ВНИИ ГОЧС 1996 г.) и «Наставлении по службе штабов гражданской обороны» (изд. Москва 1990 г.).
В результате уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов руководитель определяет:
замысел действий;
задачи подчиненным органам управления и силам РСЧС (ГО);
основные вопросы взаимодействия;
организацию управления; задачи по видам обеспечения.
Уяснение задачи (предстоящих действий) производится в соответствии с учетом обстановки и прогноза ее развития, планом действий и указаниями старшего начальника.
Уясняя задачу, руководитель должен понять основную цель предстоящих действий подчиненных ему сил и замысел старшего начальника, задачи, которые могут выполнять подчиненные ему органы управления, их силы, а также другие силы РСЧС и условия взаимодействия с ними.
На основе уяснения задачи он производит расчет времени, определяет метод и режим работы органов управления, определяет какие, кому отдать предварительные распоряжения и какие провести экстренные меры по защите населения и ликвидации ЧС, устанавливает время готовности сил к предстоящим действиям.
После уяснения задачи руководитель приступает к оценке обстановки, определению замысла и принятию решения.
При оценке обстановки он уясняет:
обстановку в очаге поражения, возможное ее развитие (прогнозирование) и ожидаемые последствия;
состав, дислокацию и состояние сил ликвидации ЧС, взаимодействующих сил, их укомплектованность, обеспеченность и возможности по ликвидации ЧС, какой необходимо создать резерв сил и средств, его предназначение;
наиболее важные объекты экономики (районы бедствия), где необходимо сосредоточить основные усилия по ликвидации ЧС;
степень разрушения городов, населенных пунктов, предприятий, объектов экономики;
возможную радиационную, химическую, биологическую (бактериологическую), эпизоотическую, инженерную, пожарную и другие виды обстановки;
предварительные данные о потерях персонала предприятий, населения и причиненном материальном ущербе;
ориентировочный объем предстоящих работ и какие первоочередные мероприятия необходимо провести по защите населения (укрытие в убежищах, эвакуация, отселение и др.);
влияние на выполнение задач местности, дорожной сети и маршрутов выхода, метеорологических условий, времени года, суток, температуры воздуха, направления и скорости ветра, характера осадков, возможного прогноза погоды.
При оценке обстановки анализируются только те элементы, которые необходимы для принятия решения.
Замысел действий вырабатывается одновременно с оценкой обстановки, в которой руководитель определяет:
выводы из оценки характера ЧС, возможных ее последствий, состояния и обеспеченности сил ликвидации ЧС;
цель предстоящих действий;
районы (объекты) сосредоточения основных усилий при ликвидации ЧС;
способы проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
группировку сил, которую необходимо создать в районе ЧС, и порядок ее построения.
При ограниченном времени, после определения замысла и объявления решения руководитель отдает подчиненным распоряжения с указанием в них состава сил, характера предстоящих действий и решаемых задач, сроков готовности.
В решении руководителя указываются:
краткие выводы из обстановки;
объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения; состав сил, привлекаемых для ликвидации ЧС;
задачи подчиненным, взаимодействующим и другим силам, задействованным в ликвидации ЧС, а также задачи, решаемые силами старшего начальника;
порядок всестороннего обеспечения;
организация взаимодействия и управления.
Решение руководителя (председателя КЧС) обычно оформляется на карте (плане, схеме с приложением краткого описания действий (замысла), необходимых расчетов, таблиц, графиков, справочных и других материалов.
Задачи до подчиненных органов управления и сил доводятся распоряжениями (приказами).
Сбор и обмен информацией производится в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 25.12.1997 г. № 812 «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Донесения представляются в соответствии с Табелем срочных донесений.
Перечень