В развитии культуры России XVII столетия намечается отход от Средневековья. Главная особенность этого периода состояла в усиливающемся ее освобождении от церковного влияния. Борьба светского и духовного направлений в культуре XVII в. не привела еще к победе первого.
Новые явления особенно проявились в литературе. Происходило осознание ценности человеческой личности. Это было вызвано выдвижением национальных героев из народной среды в годы Смутного времени. Лучшие произведения начала XVII в., посвященные событиям Смуты, — это «Сказание» Авраамия Палицина, «Словеса дней и царей» Ивана Хворостинина, «Временник» Ивана Тимофеева.
Интерес к человеку характерен особенно для второй половины XVII столетия. Дьяк Грибоедов в 60-е годы написал историю для детей, в которой давал психологические портреты русских самодержцев.
В литературе XVII в. можно выделить два направления. Первое выступало в защиту монархии, прославляло самодержцев. Лучшим представителем этого направления был Симеон Полоцкий. Он идеализировал самодержавие и Царя Алексея Михайловича. С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров — поэзии и драматургии. Большая часть его стихотворений отражает придворную жизнь и объединена в два сборника — «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный».
|
|
Второе направление — обличительное — представлено в первую очередь такими литературными памятниками, как «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Это остросюжетное полемическое сочинение, где автор на примере собственной, полной страданий жизни повествует о священной преданности идеям древнего благочестия.
К числу лучших произведений данного направления принадлежат «Повесть о Ерше Ершовиче», описывающая под видом тяжбы между ершом и лещом земельные споры XVII в., «Повесть о Шемякиной суде», изобличающая взяточничество судей, «Повесть о куре и лисице», выступающая против церковного лицемерия, и многие другие произведения неизвестных авторов. Особое место среди этих повестей занимает «Повесть о Горе-Злосчастии», где автор, обратившись к формам устного народного творчества, создал глубоко гуманистическое произведение.
К XVII в. относится рождение русского театра, хотя зачатки театрального искусства существовали в творчестве скоморохов с древнейших времен. В 1672 г. при дворе Алексея Михайловича состоялось первое представление на немецком языке. Его постановщиком был пастор Грегори из Немецкой слободы. Вскоре были набраны русские актеры, и пьесы ставились на русском языке. Однако этот театр просуществовал недолго.
Значительные изменения в XVII в. произошли в зодчестве: усложнились архитектурные формы, усилилось их праздничное богатство. Тяга к нарядности сказалась в надстройке башен Московского Кремля шатровыми верхами, в здании Теремного дворца. Шедевром зодчества является московская церковь Покрова в Филях.
|
|
В XVII столетии продолжала развиваться и традиционная
деревянная архитектура. Восьмым чудом света называл Симеон
Полоцкий знаменитый дворец Царя Алексея Михайловича в се
ле Коломенском, построенный в 1681 г.
В живописи в XVII в. наряду с иконописью появились светские жанры — портретная живопись и пейзаж, которые не преодолели еще манеры письма, присущей иконописи. Наиболее значительными были работы Симона Ушакова. Иконописный лик постепенно в его творчестве уступил место простому человеческому лицу. Вкусы XVII столетия уже требовали правдивого отображения в живописи.
Во второй половине столетия разворачивается интенсивная деятельность Оружейной палаты, ставшей под руководством боярина Хитрова своеобразной русской Академией художеств. В ней работали русские и иноземные живописцы. Перестройка всей системы изобразительного искусства шла по пути отказа от иконописных традиций.
Значительный вклад в мировую географическую науку внесли русские исследователи Сибири и Дальнего Востока. В 1643— 1646 гг. Поярков обследовал берега Охотского моря. В 1648 г. Попов и Дежнев проплыли из Ледовитого океана в Тихий, установив, что Азия отделена морем от Америки. В 1647—1651 гг. Е. Хабаров совершил путешествие по Амуру. Географические материалы обобщались в Сибирском приказе. Тобольский житель Семен Ремизов, живописец и картограф, в 1696 г. составил чертеж всей Сибири, а в 1701 г. — этнографическую карту Сибири с соответствующим описанием.
Накопление знаний по-прежнему носило практический характер. Это побуждало к овладению грамотой, которой обучали либо члены семьи, либо мастера — учителя из священников, дьяков и подьячих. Посадскому человеку грамотность давала возможность поступления на службу в приказ. Грамотных среди посадских жителей в XVII в. было не менее 20 %.
Развитие науки и просвещения тормозилось тем, что школа в основном находилась в ведении церкви. Светского и технического образования как такового не было. Потребностью в образовании было вызвано во второй половине XVII в. устройство правительственных и частных школ. Они были открыты при Чудовом, Спасском, Андреевском монастырях, при Печатном дворе. Изучались в основном латинский и греческий языки, грамматика, риторика, философия. Открывались посадские школы. В 1665 г. Симеоном Полоцким была открыта государственная школа, где готовили подьячих для правительственных учреждений. В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище (позже академия) — первое высшее учебное заведение. Здесь готовили кадры для правительственной и церковной службы.
Однако эти меры не разрешали вопросов отечественного образования. Необходимо было светское обучение, развитие теоретических знаний, в первую очередь в естественных науках. Назревало противоречие между старыми формами просвещения и новыми запросами общества. Это становилось преградой перед усложнившимися потребностями русской культуры.
Тема 5 Абсолютная монархия в России (XVIII в.)