Методические рекомендации по подготовке

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Защита выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений. Выпускная (дипломная) работа является основным документом, отображающим уровень профессиональной зрелости и квалификации студента- выпускника, степень овладения им методологией и методикой научного исследования.

       Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения основной профессиональной образовательной высшего профессионального образования и имеет своей целью:

Ø систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных и прикладных социальных задач;

Ø развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методологией и методикой научного исследования;

Ø приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа, оптимизации и формулировки новых выводов и положений как результатов выполненной работы;

Ø выяснение степени подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных выпускником в течение всего сока обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе дисциплин специальности и специализаций, а также в процессе прохождения студентом производственных и преддипломных практик.

 

1. Общие требования к содержанию дипломной работы

1.1.Дипломная работа выполняется студентом самостоятельно под контролем научного руководителя и при его помощи в решении тех вопросов, которые могут выйти за рамки компетенции студента.

 

1.2. Общими требованиями к дипломной работе студента являются:

1) актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость;

2) четкость постановки задачи и изложения, краткость и точность формулировок, логическая последовательность;

3) убедительность аргументации, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

4) конкретность изложения результатов.

 

1.4. При написании дипломного сочинения студент должен показать следующие навыки и умения:

Ø умение работать с научной и научно-методической литературой, анализировать прочитанные работы, видеть различные точки зрения и позиции авторов по дискуссионным вопросам, выделять в публикациях главное и второстепенное, цитировать и ссылаться на источники, правильно оформлять ссылки;

Ø глубокое знание содержания прочитанной литературы по избранной теме;

Ø умение составить план, раскрывающий содержание темы курсовой работы;

Ø умение привлекать и использовать при необходимости социологическую информацию, данные статистики, результаты эмпирических исследований;

Ø умение осмыслить и самостоятельно изложить собранный и изученный материал по избранной теме;

Ø практические навыки и умения в разработке программы исследования, отдельных ее элементов, инструментария для сбора информации, проектов выборки, применения разнообразных методов сбора и анализа информации, представления результатов исследования и его организации;

Ø умение грамотно оформлять работу, ее научный аппарат.

 

1.5. Основными требованиями к языку дипломной работы являются следующие требования:

Ø  простота, четкость и лаконичность изложения;

Ø отсутствие частого повторения одинаковых слов, словосочетаний и оборотов на одной или соседних страницах;

Ø соблюдение стандартов и норм в отношении сокращения слов, допускается сокращение часто употребляемых в работе терминов с обязательной их расшифровкой при первом упоминании;

Ø любую цитату из официальных документов или научной литературы необходимо сопровождать ссылкой на источник;

Ø для акцентирования внимания разрешается использовать различные средства выделения (подчеркивание, жирность, курсив и т.д.).

 

1.5. Выбор темы дипломной работы является важным и ответственным моментом, во многом предопределяющим успех всей работы. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно или по совету преподавателя из числа тем, предлагаемых кафедрой. В отдельных случаях тема дипломной работы может быть предложена самим студентом. Тему рекомендуется выбирать в соответствии со специализацией студента.

Избранная и согласованная с научным руководителем тема в срок не позднее 1октября должна быть зарегистрирована у методиста кафедры и утверждена на заседании кафедры по Заявлению студента, подписанного научным руководителем (см. Приложение 4).

Идеальным является вариант, когда студент, выбирая ту или иную научную проблему, уже оказывается способным разбираться в ее специфике, обладает знаниями специальной литературы и некоторыми практическими результатами, полученными ранее. Чаще всего это оказывается возможным, если отдельные аспекты избранной научной проблемы студент уже рассматривал в предыдущие годы в своих курсовых работах.

 

1.6. Научный руководитель контролирует все стадии подготовки и написания студентом дипломной работы вплоть до ее защиты. С этой целью после утверждения темы на заседании кафедры студент составляет Календарный план (см. Приложение 5) своей работы над дипломным исследованием и отдает его на утверждение научному руководителю. Не менее раза в месяц студент обязан отчитываться руководителю о проделанной работе в соответствии с утвержденным Календарным планом.

 

2. Требования к структуре дипломной работы.

2.1. В тексте дипломной работы должны быть четко выделены законченные по смыслу и логически соподчиненные части: Введение, содержательная часть, состоящая из 2- 3 глав и Заключение, а внутри глав, если необходимо, параграфы.

 

2.2. Во Введении необходимо кратко охарактеризовать современное состояние проблемы, в рамках которой выбрана тема, четко определить объект и предмет исследования, доказать актуальность рассматриваемых вопросов, определить основную цель и задачи работы, сделать краткий аналитический обзор использованной литературы, указать в чем состоит новизна и практическая значимость предполагаемых результатов. Если работа содержит обобщение собственного методического опыта студента, следует отметить это, а также сообщить информацию об эмпирическом исследовании, которое проводилось лично или в котором студент принимал участие (место и время проведения исследования, метод сбора информации, методика, тип и объем выборки).

 

2.3. Содержательная часть работы представляет собой итог активного осмысления выпускником собранного материала, первоисточников, научно- исследовательской литературы и должна включать в себя изложение авторского видения проблемы. Целесообразно, чтобы в первой главе были раскрыты теоретико-методологические аспекты исследуемой проблемы, а последующая глава (главы) имела практическую направленность и была ориентирована на разработку методики исследования и решение конкретных прикладных задач.

 

2.4. Главы и параграфы должны иметь содержательные заголовки и нумерацию. Главы содержательной части нумеруются в пределах всей работы, параграфы – в пределах каждой главы. Нумерация глав выполняется римскими цифрами, параграфов - арабскими цифрами.

 

2.5. Заключение должно содержать оценку степени решения поставленных во Введении задач, теоретические и практические выводы проведенного исследования, рекомендации и предложения, выработанные автором в процессе работы над темой. Можно рассмотреть здесь и перспективы дальнейшего изучения проблемы.

 

2.6. В общем объеме дипломной работы удельный вес Введения должен составлять до 10%, заключения – 5-10%, содержательной (основной) части – 75-80%.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: