Анализ европейской практики регулирования электронных денег

 

Долгое время в странах ЕС не было единого мнения в отношении регулирования электронных денег. Так, например, во Франции, Германии, Италии и Нидерландах право выпускать электронные деньги получали только кредитные институты. При этом их деятельность регламентировалась только действующим в данной стране банковским законодательством. В Бельгии, Швеции и Великобритании отсутствовали законодательные ограничения на выпуск электронных денег: эмитировать электронные деньги могли не только кредитные институты.

Однако в результате проведенного исследования рабочей группой Европейского центрального банка были сформулированы основные принципы политики регулирования электронных денег, которыми должны руководствоваться органы власти всех стран-членов ЕС.

В 1993 году Европейский центральный банк приступил к изучению феномена электронных денег, которые в то время были представлены только предоплаченными картами. На основе проведенного анализа было рекомендовано ограничить право на эмиссию электронных денег, по ряду причин, кредитными институтами.

Середина 90-х годов прошлого века характеризовалась значительным ростом числа новых систем электронных денег на аппаратной основе, а также появлением электронных денег на программной основе для совершения платежей через компьютерные сети. В связи с этим Европейский центральный банк переосмыслил наметившие тенденции и опубликовал новый доклад.

В этом докладе отмечается, что в долгосрочной перспективе эмиссия электронных денег будет оказывать значительное влияние на денежную политику центральных банков. Поэтому Европейский центральный банк считает важным установить следующие минимальные требования в области систем электронных денег:

1) пруденциальный надзор: эмитенты электронных денег должны подвергаться пруденциальному надзору;

2) надежное и прозрачное правовое обеспечение: права и обязанности всех участников (пользователей, эмитентов, предприятий торговли и операторов) системы электронных денег должны быть четко определены и опубликованы;

3) техническая безопасность: системы электронных денег должны располагать адекватными техническими, организационными и процедурными средствами защиты для предотвращения, сдерживания и выявления угроз безопасности системы;

4) защита от преступных посягательств: при разработке и реализации систем электронных денег следует учитывать необходимость наличия защиты против их использования в незаконных целях, таких, как отмывание денег;

5) монетарная статистическая отчетность: системы электронных денег должны предоставлять центральному банку любую информацию, которая может потребоваться для проведения денежно-кредитной политики;

б) погашаемость: на эмитентов электронных денег должно распространяться юридическое обязательство по их погашению - обмену на деньги центрального банка по номинальной стоимости;

7) резервные требования: центральный банк должен иметь возможность вводить резервные требования ко всем эмитентам электронных денег.

Кроме того, экспертная группа Европейского центрального банка рекомендовала разрешить выпуск электронных денег и небанковским учреждениям.

В сентябре 2000 года Европейским парламентом были приняты две директивы, направленные на регулирование деятельности в сфере электронных денег. Основные задачи принятых директив заключались в следующем:

→ Во-первых, защитить потребителей и гарантировать их конфиденциальность.

Для этого разработана пруденциальная основа, гарантирующая финансовую целостность и стабильность институтов электронных денег. Кроме того, потребители имеют право в любое время обменять свои электронные деньги на банкноты и монеты центрального банка по номиналу.

→ Во-вторых, способствовать развитию единого рынка финансовых услуг.

Институты электронных денег могут получить «паспорт» (единую лицензию), позволяющий работать во всех странах ЕС, при условии соответствия принципам Первой банковской директивы ЕС о взаимном признании лицензий и пруденциальном надзоре, а также принципам контроль родного государства – ­члена ЕС.

→ В-третьих, избежать любых нарушений правил конкуренции между традиционными кредитными институтами и институтами электронных денег. Для этого менее жесткий пруденциальный режим в отношении институтов электронных денег компенсируется ограничениями в отношении их деловой активности и инвестиций.

Согласно принятым директивам выпускать электронные деньги могут только кредитные институты. Однако при этом, само понятие «кредитное учреждение» было расширено. Если ранее кредитное учреждение определялось как «предприятие, деятельность которого состоит в принятии депозитов или других подлежащих возврату денежных средств от неограниченного круга лиц и предоставлении кредитов за свой счет», то в настоящее время, согласно Директиве 2000/28/ЕС, к кредитным учреждениям следует также отнести и «институты электронных денег».

В свою очередь, в Директиве 2000/4б/ЕС понятие «институт электронных денег» формулируется следующим образом: «любое юридическое лицо, иное, чем кредитная организация, которое выпускает средства платежа в форме электронных денег».

Таким образом, на сегодня институты электронных денег включены в состав кредитных организаций наряду с традиционными денежно-кредитными институтами. При этом сегодняшняя деятельность всех кредитных организаций, в том числе и институтов электронных денег, в сфере электронных денег непосредственно регулируется п.5 Приложения I Директивы 2000/12/ЕС от 20.03.2000 г.

Одной из основных причин, почему институты электронных денег включены в понятие «кредитный институт» является желание Европейского центрального банка иметь возможность устанавливать в отношении них резервные требования. Европейский центральный банк считает, что «эта возможность Европейского центрального банка устанавливать резервные требования и требования предоставления статистической отчетности является решающей, в особенности с точки зрения обеспечения подготовки к существенному росту электронных денег и их воздействию на денежно-кредитную политику».

Директива 2000/4б/ЕС устанавливает следующие основные требования для небанковских эмитентов электронных денег:

1) первоначальный капитал и размер собственных средств:

• размер первоначального капитала должен быть не менее 1 млн. евро (для банков требование составляет 5 млн. евро);

• минимальные и постоянные собственные средства не должны быть ниже 2% от текущих или средневзвешенных за последние шесть месяцев финансовых обязательств по выпущенным электронным деньгам (для банков аналогичное требование составляет 8%);

2) ограничения по инвестициям институтов электронных денег:

• инвестирование свободных средств жестко ограничено и, среди прочих требований, не должно быть ниже, чем финансовые обязательства по выпущенным электронным деньгам. Возможно, например, инвестирование в активы с нулевым риском и высокой ликвидностью, в депозиты до востребования в кредитных организациях особой зоны А;

• инвестиции могут не более чем в 20 раз превышать собственные

средства института электронных денег;

З) ограничения деятельности институтов электронных денег:

• институты электронных денег могут эмитировать электронные деньги, предоставлять сопутствующие финансовые и нефинансовые услуги, выпускать и администрировать другие средства платежа;

• институтам электронных денег запрещено предоставление любых

форм кредитов. [1]

Анализ приведенных требований свидетельствует о том, что менее жесткие требования к капиталу институтов электронных денег (в сравнении с банковскими организациями) компенсируется существенными ограничениями их деловой деятельности.

В соответствии со статьей 7 Директивы 2000/4б/ЕС в целях обеспечения финансовой надежности институты электронных денег должны иметь осторожное управление, административные и учетные процедуры, а также адекватные механизмы внутреннего контроля.

Следует заметить, что еще в середине 90-х годов прошлого века эксперты Европейского центрального банка входили в состав рабочей группы, действовавшей под эгидой Базельского комитета по банковскому регулированию и надзору и центральных банков стран «Группы десяти» (G-10). В результате совместного исследования были рассмотрены основные виды рисков электронных денег и разработаны рекомендации по управлению ими.

Следует отметить, что в Европе регулирование электронных денег является интегральной частью банковского регулирования, что отражает европейскую традицию значительного государственного контроля над системой денежных расчетов, которая распространена и на электронные деньги.[2]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: