Описание и анализ результатов исследования

 

 

При анализе полученных результатов по методике «Изучение факторов привлекательности профессии» были рассмотрены не только окончательный показатель КЗ, но и учитывали также соотношение количества обследуемых, которые отметили данный фактор, как «привлекательный» с количеством обследуемых, которые отметили данный фактор, как «не привлекательный» (т.е. соотношение n+ и n). Расчеты факторов по методике «Изучение факторов привлекательности профессии представлены в Приложении 3.

В таблице 2.1. приведены преобладающие факторы привлекательности выбора профессии, как у юношей и девушек, так и в исследуемой выборке в целом.

Таблица 2.1.

Преобладающие факторы привлекательности выбора профессии у юношей и девушек

факторы

Девушки (объем выборки N = 13)

Юноши (объем выборки N = 18)

Общий объем выборки N = 31

n+ n КЗ n+ n КЗ n+ n КЗ
1 4 7 -1,053 10 4 0,333 14 13 0,064
2 9 0 0,692 12 3 0,5 21 3 0,580
3 3 4 -0,076 4 6 -0,111 8 10 -0,064
4 11 4 0,538 3 11 -0,444 7 15 0,258
5 2 9 -0,538 14 3 0,611 16 12 0,129
6 4 2 0,153 3 2 0,055 7 4 0,096
7 10 3 0,538 11 6 0,277 21 9 0,387
8 8 4 0,307 10 5 0,277 18 9 0,290
9 5 4 0,076 5 4 0,055 10 8 0,064
10 0 0 0 3 1 0,111 3 1 0,064
11 4 4 0 11 3 0,388 15 7 0,255

 

Анализ КЗ каждого из 11 факторов позволил выделить основные ведущие факторы, определяющие отношение к профессии у старшеклассников. В таблице 2.2 приведены пять наиболее значимых факторов. Причем их место в таблице соответствуют величине коэффициента значимости.

Таблица 2.2.

Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии, у старшеклассников

Факторы Кол-во испытуемых %
2 (Работа с людьми) 21 67,74
7 (Работа соответствует моим способностям) 20 64,51
8 (Работа соответствует моему характеру) 18 58,06
5 (Большая зарплата) 16 51,61
11 (Возможность достичь социального признания и уважения) 15 45,16

 

Было также изучено соотношение факторов значимости, определяющих выбор профессии в группе девушек и юношей. Результаты, касающиеся половых различий при выборе профессии, представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Соотношение факторов, определяющих отношение к профессии

факторы

девушки

факторы

юноши

Кол-во % Кол-во %
Работа с людьми 9 69,23 Большая зарплата 11 61,11
Работа не вызывает переутомления 7 53,84 Работа с людьми 9 50,0
Работа соответствует моим способностям 7 53,84 негативный фактор: работа вызывает переутомление 8 44,4
негативный фактор: маленькая зарплата 7 53,84 Возможность достичь социального признания и уважения 7 38,88
Работа соответствует моему характеру 4 30,76 Профессия одна из важнейших в обществе 6 33,33

 

Как видно из этих данных, структура мотивов значимых, определяющих отношение девушек и юношей к выбираемой профессии не идентична. Однако, было установлено, что высокое значение при выборе той или иной профессии имеет фактор работы с людьми. Данный фактор включен в число основных, определяющих факторов, влияющих на выбор профессии, как среди респондентов мужского, так и женского пола.

По степени значимости девушки ставят его на первое место (69,23 %), юноши — на второе (50 %). Предпочтения при выборе профессии работы с людьми, возможности общения свидетельствуют о доминировании мотива аффиляции. Для девушек такой мотив более актуален.

100 % девушек и 88,8 % юношей не назвали в числе привлекательных при выборе профессии, фактор — «отсутствие частого контакта с людьми», что свидетельствует о низкой его значимости.

Старшеклассницы придают также большое значение выбору профессии в соответствии с собственными способностями (53 8 %) и характером (30,76 %). В группе юношей факторы соответствия работы способностям и характеру занимают 6 и 7 ранг (30,76 % и 28,8 % соответственно), не входя тем самым в число ведущих факторов, поэтому не отображены в таблице 2.3.

Этот факт демонстрирует большую сознательность профессиональных стремлений у лиц женского пола. Однако возникает вопрос об адекватности представлений, о соответствии собственных способностей избранному виду профессиональной деятельности.

При выборе профессии самым важным критерием большинства юношей (61,11 %) считают размер заработной платы. Этого же мнения придерживаются 30 % девушек. Большинство же девушек (53,84 %) отметили материальный фактор как негативный, т.е. для профессии, которую они выбрали, характерна маленькая заработная плата. Возможно, факт слабой материальной заинтересованности обусловлен влиянием профессионального «Я-образа», что ведет к декларированию не действительных, а социально-приемлемых мотивов.

В то же время 33,33 % юношей указали на такой критерий выбора профессии, как «степень полезности обществу», который занял 8 ранг. Этому же фактору придают значение 44 % девушек. Было также выявлено, что фактор, который связан с мотивом творчества в будущей профессии, а именно с желанием творчества и теми возможностями, которые предоставляет для этого работа по специальности (будущая профессия), занимает разные места в группах юношей и девушек (в группе девушек — 7, в группе юношей — 9 ранг), но в целом его субъективная значимость низкая в обеих группах. Это свидетельствует о том, что у испытуемых ориентация на творчество в будущей профессии — независимо от ее специфики и содержания — выражена нечетко. Лишь 30,7 % девушек и 22,2 % юношей отметили этот фактор как привлекательный при выборе будущей профессии.

Последние места в иерархии привлекательности факторов занимает также фактор возможности самосовершенствования (в группе девушек 8, в группе юношей — 10 ранг), как значимый его отмечают лишь 15,3 % девушек, 5,5 % юношей. Фактор длительности рабочего дня имеет значение для 7,6 % девушек и 5,8 % юношей (в группе девушек — 9, в группе юношей — 11 ранг). В то же время, не обращая внимания на продолжительность рабочего дня, 444 % юношей отметили непривлекательность в избранной профессии такого фактора, как «работа вызывает переутомление» (этому фактору юноши присвоили 3 ранг). Одним из значимых факторов при выборе профессии для девушек (так считают 53,84 %) является факт того, что работа не вызывает переутомления (этому фактору девушки присвоили 2 ранг).

Таким образом, при выборе профессии юношам и девушкам свойственна различная мотивационная направленность.

Далее были проанализированы результаты, полученные по методике «Мотивы выбора профессии» (Приложение 4).

Обобщенные результаты мотивов выбора профессии старшеклассниками представлены в таблице 2.4.

Так, согласно данным, полученных по методике «Мотивы выбора профессии» (табл. 2.4), внутренние индивидуально-значимые мотивы характерны для 54,83 % испытуемых (69,23 % девушки, 44,44 % юноши), т.е. максимальную оценку при ответах на вопросы анкеты они давали следующим утверждениям:

1. требует общения с разными людьми.

2. соответствует моим способностям.

3. способствует умственному и физическому развитию.

4. является привлекательной.

5. дает большие возможности проявить творчество.

Таблица 2.4.

Мотивы выбора профессии старшеклассников

Мотивы выбора

юноши

девушки

всего

Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Внутренние индивидуально значимые мотивы 8 44,44 9 69,23 17 54,83
Внутренние социально значимые мотивы 3 16,66 0 3 9,67
Внешние положительные мотивы 2 11,11 3 23,08 5 16,12
Внешние отрицательные мотивы 5 27,78 1 7,69 6 19,35
Всего: 18 100 13 100 31 100

 

Внутренние социально значимые мотивы — 9,67 % (все юноши). Максимальная оценка утверждений:

1. предполагает высокое чувство ответственности.

2. дает возможность приносить пользу людям.

3. дает возможность для роста профессионального мастерства.

4. позволяет реализовать способности к руководящей работе.

5. позволяет сразу получить хороший результат для других.

Для 16,12 % при выборе профессии руководствуются внешне положительными мотивами (11,11 % юноши, 23,08 % девушки):

1. требует переезда на новое место жительства.

2. является высокооплачиваемой.

3. позволяет работать близко от дома.

4. близка к любимому школьному предмету.

5. позволяет использовать профессиональные умения вне работы.

И, наконец, 19,35 % испытуемых при выборе будущей профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами (27,78 % юношей и 7,69 % девушек):

1. нравиться родителям.

2. позволяет ограничиваться имеющимся оборудованием.

3. является престижной.

4. единственно возможная, в сложившихся обстоятельствах.

Таким образом, можно говорить о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников достаточно мотивировано.

Далее, между полученными результатами двух методик необходимо определить корреляционную связь. Для этого был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs).

Исходя из полученных данных по методике мотивов выбора профессии, было выделено четыре группы испытуемых, у которых были выявлена различная содержательная направленность мотивов выбора будущей профессии.

В первую группу вошли юноши и девушки, у которых преобладали внутренние индивидуально значимые мотивы. В нее вошли 17 испытуемых (54, 83 %), из которых 8 юношей и 9 девушек.

Во вторую группу вошли испытуемые, у которых преобладали внутренние социально значимые мотивы. В нее вошли трое юношей.

В третью группу вошли испытуемые, у которых преобладали внешние положительные мотивы. В нее вошли 5 испытуемых (16,12 %), из которых 2 юношей и 3 девушек.

В четвертую группу вошли испытуемые, у которых преобладали внешние отрицательные мотивы. В нее вошли 6 испытуемых (19,35 %), из которых 5 юношей и 1 девушка.

Необходимо было найти корреляционную связь между различной содержательной направленностью мотивов выбора профессии и факторами привлекательности профессии.

Для расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена необходимо определить, какие два признака будут участвовать в сопоставлении как переменные А и В. Проранжировать значения переменной А, затем переменной В. Подсчитать между рангами А и В разности Д. Возвести каждую разность в квадрат Д2. Подсчитать сумму квадратов ∑Д2.

Расчет коэффициента ранговой корреляции rs  вычисляется по формуле:

rs = 1 – 6 ∑ Д2

           N(N2–1),                                    (2.1)

где ∑Д2 – сумма квадратов разностей между рангами, N – количество ранжированных пар.

Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции Спирмена для оценки степени связи признаков содержательной направленности мотивов выбора профессии и факторами привлекательности профессии.

Для первой группы, у которой преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы, была выявлена значимая корреляция с факторами соответствия моим способностям и характера (rs=0,80, при р≤0,05).

rs = 1 – 6 х 165        = 1 – 990 / 4896 = 1 – 0,20 = 0,80

       17(172–1),

Для второй группы, у которой преобладают внутренние социальные значимые мотивы, была выявлена значимая корреляция с факторами большой заработной платы и возможности достичь социального признания и уважения (rs=0,5, при р≤0,05).

rs = 1 – 6 х 6        = 1 – 36 / 24 = 1 – 0,5 = 0,5

       3(32–1),

Для третьей группы, у которой преобладают внешние положительные мотивы, была выявлена значимая корреляция с факторами соответствия моим способностям и характера, работой с людьми (rs=0,4, при р≤0,05).

rs = 1 – 6 х 12        = 1 – 72 / 120= 1 – 0,60 = 0,40

       5(52–1),

Для четвертой группы, у которой преобладают внешние отрицательные мотивы, была выявлена значимая корреляция с факторами маленькой зарплаты, вызова переутомления (rs=0,66, при р≤0,05).

rs = 1 – 6 х 12        = 1 – 72 / 210 = 1 – 0,34 = 0,66

       6(62–1),

Таким образом, корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между внутренними индивидуально значимыми мотивами и внешне положительными мотивами с факторами привлекательности профессии.

Полученные результаты по двум методикам подтвердили выдвинутую гипотезу о том, чтовыбор будущей профессии осуществляется на основе определенных мотивов. Критериями сформированности мотивов выбора профессии служат: а) осознанность мотивов профессионального выбора; б) преобладание внутренних мотивов, относящихся к содержанию деятельности в структуре мотивации профессионального самоопределения; в) активная деятельность, реализация намеченных в ходе самоопределения профессиональных целей и планов. Потребность мотивированного и сознательного выбора будущей профессии является важнейшей особенностью возникновения и развития у старшеклассников профессионального самоопределения.

В соответствии с преобладающими мотивационными факторами в структуре профессионального самоопределения, нами выделены три уровня сформированности мотивов выбора профессии. Критериями выделения уровней сформированности мотивов выбора профессии являются:

1. Степень осознанности мотивов профессионального выбора: высокая, когда старшеклассник самостоятельно и полностью осознает мотивы, побуждающие его к определённым действиям профессионального выбора; средняя, когда осознаются только ведущие мотивы; или низкая, когда старшеклассник слабо осознаёт мотивы профессионального выбора.

2. Преобладание внешних или внутренних мотивов в общей структуре мотивации профессионального самоопределения.

3. Степень согласованности мотивов профессионального самоопределения с мотивационной сферой личности в целом: для высокой согласованности характерна непротиворечивость мотивационных факторов, управляющих деятельностью профессионального самоопределения, обучения, труда. Низкая согласованность или, в некоторых случаях, рассогласованность мотивационных факторов, что может привести, как отмечает Н.С. Пряжников, к кризисам профессионального самоопределения.

В соответствии с выбранными критериями, можно выделить три уровня сформированности мотивации профессионального самоопределения: уровень внешней частично сознанной мотивации, уровень внешней осознанной мотивации и уровень внутренней осознанной мотивации.

Как подчёркивал А.Н. Леонтьев, формирование мотивации возможно только в деятельности. Развивая идеи формирования мотивации преимущественно по отношению к мотивации обучения, А.К. Маркова также отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности. Изучая особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов, О.С. Гребенюк (1985) выделяет факторы (условия), способствующие формированию у старшеклассников положительного мотива к учению: осознание самими старшеклассниками ближайших и конечных целей обучения, осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний, эмоциональная форма изложения учебного материала, показ преподавателями «перспективных линий» в развитии научных понятий, профессиональная направленность учебной деятельности. Эти исследования позволили нам выделить основные условия, необходимые для формирования мотивов выбора профессии старшеклассниками.

1. Психологическими условиями являются: а) ориентация на преобладающие мотивационные факторы личности студента, определяющие профессиональный выбор; б) осознание студентами мотивов выбора профессии и получения избранной специальности.

2. Психолого-педагогическими условиями формирования мотивов выбора профессии являются: а) участие старшеклассников в специально организованном психолого-педагогическом курсе «Профессиональная перспектива», направленном на осознание мотивации профессионального самоопределения; б) выполнение старшеклассниками специальных заданий, направленных на реализацию мотивов профессионального самоопределения; в) консультирование старшеклассников, их родителей и преподавателей психологом с целью выработки индивидуальных рекомендаций по формированию мотивации.

 

 

Выводы по главе

1. Ведущими факторами, влияющими на выбор старшеклассниками будущей профессии, являются: «работа с людьми», «соответствие работы способностям», соответствие работы характеру», «высокая зарплата», «возможность достичь социального признания и уважения».

2. Мотивы выбора профессии зависят от половой принадлежности: наиболее распространенными мотивами при выборе профессии у девушек является «возможность работать с людьми», главное же влияние на выбор профессии юношами оказывает фактор материальной обеспеченности.

3. Девушки старшеклассницы демонстрируют большую осознанность профессиональных стремлений.

4. Последние места в иерархии привлекательных факторов при выборе профессии у старшеклассников занимают: «возможность самосовершенствования», «длительность рабочего дня», «возможность творчества».

5. Преимущественное большинство, как юношей, так и девушек в своем выборе профессии руководствуются внутренними мотивами (индивидуально и социально значимыми).

6. Для старшеклассников потребность в профессиональном самоопределении достаточно мотивирована и проявляется она в связи с направленностью на профессиональное будущее.

7. Полученные в ходе исследования результаты также позволяют констатировать, что личность старшеклассников самоопределяется на минимизацию производства вреда самой себе, другим людям, а также имеет адаптированные к своему индивидуальному складу навыки самоизучения (самопознания), самопрогноза.

8. Основными психологическими особенностями профессионального самоопределения старшеклассников являются: специфическое сочетание влияния внешних факторов внутренней детерминации, обусловленной индивидуальными характеристиками и свойствами личности.



Заключение

 

Профессиональное самоопределение — сложный, порой противоречивый процесс, в основе которого лежит естественное стремление к самостоятельности. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной. Выбор профессии будет осознанным и успешным тогда, когда е решению относительно выбора профессии старшеклассники придут после длительных раздумий и тщательной оценки своих возможностей. Не успешность в профессиональной сфере приводит к стрессам, депрессии, т.е. нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что может вызвать проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания. Поэтому можно утверждать, что приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы должна стать профессиональная ориентация будущих выпускников. На процесс профессионального самоопределения можно оказывать влияние, если помочь сформировать профессиональную направленность, которую можно определить как избирательное, ярко выраженное и мотивированное отношение к предстоящему виду труда и выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями. Зная психологические закономерности развития мотивационной сферы, воздействуя на нее, можно оказать существенное влияние на деятельность личности. Влияя на мотивы выбора профессии, можно управлять процессом профессионального самоопределения личности.

На основании изученной психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников и проведенного исследования, можно предложить ряд рекомендаций для педагогов и психологов-консультантов:

1. Для обоснованного и сознательного выбора профессии необходимо вооружить учащихся знаниями основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.

2. Ознакомить учащихся с миром профессий, их содержанием, с требованиями, которые они предъявляют к психическим и физическим качествам человека.

3. Использовать для изучения готовности учащихся к выбору профессии комплекс психолого-педагогических методов, включающих в себя: наблюдение, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации и беседы, а также предварительную профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и профессиональное просвещение.

4. Несмотря на наличие видимой склонности к тому или иному роду занятий, необходимо включать учащихся в различные виды деятельности с целью формирования опыта познавательно-созидательной деятельности для развития адекватной самооценки и профессионального самоопределения.

5. На профессиональное самоопределение старшеклассников можно оказывать влияние путем воздействия на мотивационную сферу, т.к. мотивы являются наиболее управляемым звеном в профессиональной направленности личности.

6. Разнообразные диагностические методики могут носить только рекомендательный характер для учащихся или их родителей.

В тоже время для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит старшекласснику. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего старшеклассник сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: