Общие положения об ответственности

Развитие рынка аудиторских услуг, установление повышенных требований к его профессиональным субъектам предполагает повышение ответственности участников аудиторской деятельности.

Институт ответственности включает несколько правовых норм, устанавливающих:

1) виды и составы правонарушений как основания возникновения юридической ответственности;

2) виды ответственности и санкции, применяемые к нарушителям;

3) круг лиц, привлекаемых к ответственности;

4) органы, применяющие меры ответственности к нарушителям;

5) процедуры наложения ответственности.

Основанием применения юридической ответственности является правонарушение. С точки зрения теории права, под правонарушением понимается виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность*.

 Признаками правонарушения являются:

1) наличие совершенного деяния (действий или бездействия);

2) его противоправность, т.е. совершение вопреки правовым велениям, нарушение закона.

3) вина - отражает психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию, может выражаться в форме умысла или неосторожности.

 

 

_________________________________________________

* Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2001.

4) деликтоспособность субъекта, т.е. способность контролировать свою волю и поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия.

Правонарушения классифицируются по различным критериям. В основу их деления могут быть положены сфера общественных отношений, характер правонарушений, степень их вредности и опасности для общественных отношений, характер применяемых санкций за их совершение.

Анализ действующего законодательства показывает, что правонарушения в области аудита условно можно сгруппировать, выделив:

1) правонарушения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности ненадлежащим лицом;

2) нарушения требований и условий, связанных с вхождением в профессию аудитора, в том числе:

- нарушения, связанные с дачей заведомо ложного аудиторского заключения;

- нарушения, связанные с разглашением аудиторской тайны;

- нарушения договорных обязательств.

Правонарушения влекут за собой применение мер юридической ответственности, вид которой зависит от характера и степени нарушения общественного порядка. Юридическая ответственность заключается в применении к правонарушителю мер государственно-правового воздействия, которое осуществляется судом или иным органом принуждения. В теории права выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. В зависимости от объекта регулирования и от формы воздействия общества на правонарушителей применяется тот или иной вид ответственности: в случае совершения преступления предусматривается уголовная ответственность; при совершении менее опасных для человека и общества проступков наступает административная ответственность; при нарушении обязательств, вытекающих из гражданско-правовых отношений, возникает гражданско-правовая (имущественная) ответственность. Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудового распорядка, а материальная ответственность - за вред, причиненный работником предприятию. Поэтому отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности, не охраняются дисциплинарной или материальной ответственностью.

За нарушения законодательства об аудите может наступать уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность. Меры (т.е. санкции) за совершение правонарушения предусмотрены в основном не нормами специального законодательства об аудите, а нормами того или иного законодательства (соответственно уголовного, административного, гражданского).

Законодательством установлен круг лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение законодательства об аудите:

- аудиторские организации и их руководители;

- индивидуальные аудиторы;

- аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту;

- федеральный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности.

1. Ответственность за оказание аудиторских услуг.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ.*

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

___________________________________________________

* ст. 14.1 КоАП РФ

Данные меры применяются к аудиторам за осуществление аудита, а также в установленных законодательством случаях при оказании некоторых видов сопутствующих аудиту услуг без наличия соответствующего вида лицензии. В этом случае вся деятельность аудитора, осуществляемая без наличия лицензии, может быть признана судом по иску заинтересованных лиц (к которым относятся и контролирующие органы) незаконной и применены соответствующие санкции вплоть до ликвидации аудиторской организации.

Недействительными могут быть признаны судом также и сделки, заключенные данным аудитором с аудируемыми лицами, что влечет за собой двустороннюю реституцию, т.е. возврат сторонами друг другу всего полученного по сделке. Соответственно в этом случае все затраты на оплату этих услуг, включенные аудируемым лицом в себестоимость продукции (работ, услуг), могут быть также признаны незаконными. Поэтому во избежание подобных ситуаций при заключении договора с аудитором следует требовать от него предоставления лицензии на право осуществления соответствующего вида аудиторской деятельности или сопутствующих аудиту услуг.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.

Если подобные нарушения имеют состав преступления и квалифицируются как незаконное предпринимательство, то применяются меры уголовной ответственности. Применяемые меры наказания зависят от размера причиненного ущерба, личности нарушителя, а также от того, совершено ли деяние одним лицом или организованной группой.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательны, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 300 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере; в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. При этом доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает 500 МРОТ.

 2. Ответственность за нарушение требований и условий, связанных с вхождением в профессию аудитора.

К нарушениям подобного рода относятся прежде всего нарушения лицензионных требований и условий, поскольку аудиторская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в случае неоднократных нарушений или грубого нарушения ими лицензионных требований и условий несут ответственность в виде приостановления действия лицензии. Данную меру применяет лицензирующий орган - Минфин России,  при этом он устанавливает срок для устранения выявленных и явившихся основанием для приостановления действия лицензии нарушений. В случае если в установленный срок аудитор не устранил указанные нарушения, то лицензионный орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Законодатель учитывает особенности аудиторской деятельности как деятельности профессиональной, осуществляемой лицами, обладающими специальными знаниями и навыками в области аудита. Некачественное проведение аудита свидетельствует о невысоком профессиональном уровне аудитора. Аудитор осуществляет свою деятельность при наличии квалификационного аттестата, подтверждающего высокий уровень профессионализма. Аннулирование аттестата применяется как мера ответственности за нарушение обязательств, установленных для аудитора нормативными правовыми актами, в том числе за нарушение федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, устанавливающих единые требования проведения аудита.

Квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован в случае:

- если установлен факт его получения с использованием подложных документов;

- вынесения и вступления в силу решения суда в отношении аудитора о наказании его в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

- несоблюдения требований Закона об аудите о соблюдении аудиторской тайны и независимости аудита; систематического нарушения аудитором при проведении аудита других обязательных требований, установленных федеральным законодательством или Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; подписания заключения без проведения аудиторской проверки; неосуществления аудитором в течение двух календарных лет подряд аудиторской деятельности;

- нарушения обязанности проходить обучение по программам повышения квалификации. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимает уполномоченный федеральный орган.

Такое решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его получения.

3. Ответственность за дачу заведомо ложного аудиторского заключения.

 Закон об аудите ввел категорию "заведомо ложное аудиторское заключение" - это заключение, составленное без проведения аудиторской проверки, или по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудита. Назвать заключение заведомо ложным можно лишь на основании судебного решения.

Выдача такого заключения является грубейшим нарушением аудитором своих полномочий и противоречит цели аудиторской деятельности, которая состоит в выражении объективного мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии действующему законодательству порядка ведения бухгалтерского учета. Составление ложного заключения без проведения проверки или противоречащего ее результатам направлено на получение выгод и преимуществ для аудиторов и других лиц и вводит в заблуждение пользователей финансовой отчетности относительно результатов хозяйственной деятельности, финансового и имущественного положения аудируемого лица, а значит, не позволяет делать правильные выводы и принимать обоснованные решения. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность за разглашение аудиторской тайны.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Установление аудиторской тайны связано с одним из основополагающих принципов, на котором базируется аудиторская деятельность, - принципом конфиденциальности.

Аудиторская тайна относится к информации ограниченного доступа.

Это означает, что аудитор не может быть источником получения информации о предпринимателе, которому оказывались аудиторские услуги, независимо от того, какой характер носили полученные аудитором сведения (открытые или ограниченного доступа). Аудитор не вправе предоставлять какую-либо информацию о своем клиенте, в том числе даже информацию, содержащуюся в учредительных документах аудируемого лица, в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; информацию о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам и др.

Действующее законодательство устанавливает систему мер ответственности за разглашение аудиторской тайны. В качестве санкций за разглашение сведений, составляющих аудиторскую тайну, могут применяться не только возмещение причиненных убытков, но также административные штрафы, приостановление действия лицензии или ее аннулирование.

-Компенсация морального вреда. Сведения, доверенные аудитору его клиентом в силу необходимости, т.е. при проведении независимой проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности или оказании сопутствующих аудиту услуг, могут включать личные и семейные тайны.

Конституция РФ определяет, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.*

Аудиторская организация должна исходить из необходимости предотвращения даже потенциальной возможности причинения ущерба своим клиентам несанкционированным разглашением соответствующих сведений. В этом случае клиент (индивидуальный предприниматель) вправе потребовать компенсации морального вреда. Суд может возложить на нарушителя обязанность компенсировать моральный вред.

Приостановление действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности или ее аннулирование. Закон об аудите не содержит норм о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании при разглашении аудиторской тайны.

 

______________________________________

*(ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В Положении о лицензировании аудиторской деятельности нарушение требования об обеспечении сохранности аудиторской тайны называется одним из оснований для приостановления или аннулирования лицензии. Но если решение о приостановлении лицензии принимает лицензирующий орган, то аннулирование лицензии возможно лишь по судебному решению.

Приостановление действия лицензии или ее аннулирование означает, что субъект (аудиторская организация, индивидуальный аудитор) в течение определенного срока не сможет оказывать аудиторские услуги. Таким образом, для аудиторов приостановление действия лицензии или ее аннулирование является более суровой мерой ответственности за разглашение аудиторской тайны, чем возмещение причиненных убытков, штрафные санкции или компенсация морального вреда.

-Административная ответственность. КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации. Административный штраф может налагаться на аудитора, в том числе индивидуального аудитора, должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять регулирование аудиторской деятельности, других лиц, получивших доступ к аудиторской тайне на законном основании, за разглашение ими доверенной им такой информации при наличии вины. Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ

В результате проведенного анализа правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства об аудите, можно сделать следующие выводы.

Нарушения законодательства об аудите - это не особый вид нарушений, а известные административные нарушения (проступки), преступления, нарушения договорных обязательств; к ним применяются соответственно меры административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.

При установлении мер воздействия к аудиторам (аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам) за допущенные нарушения законодатель учитывает особенности данного вида предпринимательской деятельности - как деятельности профессиональной. К нарушителям такой деятельности применяются меры воздействия, ограничивающие их правоспособность именно как профессионала. В связи с этим применяются такие меры воздействия, как аннулирование лицензии аудиторской организации, индивидуального аудитора, аннулирование аттестата - меры, направленные на ограничение статуса предпринимателя, применение которых препятствует совершению в дальнейшем правонарушений в аудиторской деятельности.

За нарушение обязательств, возникающих из договора оказания аудиторских услуг, стороны несут гражданско-правовую (имущественную) ответственность.

Введение правовых категорий "аудиторская тайна", "заведомо ложное аудиторское заключение" и установление ответственности за нарушения, связанные с разглашением аудиторской тайны, выдачей заведомо ложного аудиторского заключения, требуют приведения в соответствие норм законодательства об аудите и положений об ответственности, содержащихся в других отраслях законодательства, в частности уголовного, административного и т.п.

 

 

Заключение

 

Основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдение четырех основных требований:

1. достоверность

2. профессионализм

3. качество услуг

4. уверенность.

Для достижения профессиональных целей аудитор обязан соблюдать ряд условий и фундаментальных принципов, которыми являются:

- честность

- независимость

- объективность

- профессиональная компетентность и должностная тщательность

- конфиденциальность

- профессиональное поведение

- регламентирующие документы.

Профессия аудитора является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Применительно к профессиональному сообществу аудиторов общество включает аудируемые организации, кредиторов, правительство, работодателей, служащих, инвесторов, аккредитованные профессиональные объединения аудиторов, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность и честность аудиторов в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Это налагает на аудиторов ответственность за соблюдение общественных интересов.

Обязанности аудитора заключается не только в удовлетворении потребностей отдельной аудируемой организации или работодателя. На профессиональные стандарты аудита значительное влияние оказывают интересы общества.

Аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства.

Аудиторы будут пользоваться доверием только при условии предоставления услуг на уровне, который доказывает, что общественное доверие обоснованно. Аудиторы во всем мире заинтересованы в информации пользователей их услугами о том. Что они выполняются в соответствии с этическими требованиями и требованиями качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

 

№ п/п Новое понятие Содержание
1. Аудит процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.
2. Аудитор лицо, несущее окончательную ответственность за проведение аудита.
3. Аудиторская фирма организация или субъект, предоставляющие аудиторские услуги.
4. Аудиторский риск риск выражения аудитором несоответствующего аудиторского мнения в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.
5. Аудиторское доказательство информация, полученная аудитором при формулировании выводов, на которых основывается мнение аудитора.
6. Внутренний аудит деятельность по оценке финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемая внутри субъекта одним из его подразделений.
7. Высший орган аудита государственный орган какой-либо страны, который исполняет в силу закона высшие государственные аудиторские функции в данной стране.
8. Главный аудитор аудитор, отвечающий за подготовку заключения по финансовой отчетности в целом, в случае когда такая отчетность включает в себя финансовую информацию по одному или нескольким компонентам, проверяемую другими аудиторами.
9. Годовой отчет ежегодно составляемая документация, включающая в себя финансовую отчетность и аудиторское заключение.
10. Национальные стандарты набор стандартов по проведению аудита, определенных законом, нормативными актами или уполномоченным органом на уровне страны. Применение и соблюдение требований стандартов является обязательным при выполнении аудита или предоставлении сопутствующих услуг.
11. Риск необнаружения риск того, что аудиторские процедуры не позволяют обнаружить существенные искажения сальдо
12. Уверенность выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготавливаемого одной стороной и предназначенного для использования другой стороной.

Список использованной литературы

1. Андреев В.Д. Внутренний аудит: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003г.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997г.

3. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: пер. с анг.; предисловие С.А. Стукова. М.: Финансы и статистика, 1992г.

4. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М.,1996г.

5. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и международные стандарты аудита, 2001г.

6. Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В., Тодорова О.И. Аудит: теория и практика: учеб.пособие. 1994г.

7. Международные стандарты финансовой отчетности-1999. М.: Аскери-АССА,1999

8. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: учеб.пособие: под ред. М.В.Мельник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003г.

9. Роберсон Дж. Аудит: пер. с англ. М.1993г.

10. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000г.

11. Стуков С.А., Голышев В.Д. Введение в аудит. М.1992г.

12. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. М.: Финансы и статистика, 2001г.

13. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов: учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2003г.

14. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Стандарты 1-6 / Комментарий Н.А. Ремизона. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003г.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации.

16.Федеральный закон от 7 августа 2001г. №119-ФЗ" Об аудиторской деятельности".

17. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

 

Приложение

- Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита;

- Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита;

- Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите;

- Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства;

- Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- Правило (стандарт) N 7. Внутренний контроль качества аудита;

- Правило (стандарт) N 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом;

- Правило (стандарт) N 9. Аффилированные лица;

- Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты;

- Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;

- Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита;

- Правило (стандарт) N 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;

- Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита;

- Правило (стандарт) N 15. Понимание деятельности аудируемого лица;

- Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка.

- Правило(стандарт)№17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.

-Правило(стандарт)№18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников.

- Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица.

- Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры.

- Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений.

- Правило(стандарт)№22.Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

- Правило (стандарт) №23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

Стандарты аудита используются при аудите Банка России и кредитных организаций в той степени, в которой они применимы для такого аудита в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: