Решение проблемы задолженности пенсий населению

Серьезную проблему не только финансовую, но и социально-трудовую, образует все возрастающая задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховая часть трудовой пенсии определяется исходя из расчетного пенсионного капитала, в который, начиная с 2002 года, входят страховые взносы не начисленные, а реально поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации и подтвержденные данными персонифицированного учета.

Нередки ситуации, например, в сельском хозяйстве, когда организации на протяжении нескольких лет не платят страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и тем самым ущемляют пенсионные права работников. Задолженность по уплате страховых взносов сопровождается, как правило, и задолженностью по заработной плате, что еще больше усугубляет положение занятых на таких предприятиях работников.

Администрирование страховых взносов осуществляют налоговые органы, исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется через органы Федерального казначейства. Учет поступивших платежей в разрезе каждой организации органы Пенсионного фонда до 2005 года осуществляли на основе данных налоговых органов и реестров платежей органов Федерального казначейства. Отсутствие таких реестров (их представление с 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2004 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства» перестало быть обязательным) при сохранении администрирования страховых взносов налоговыми органами может привести к невозможности учета реально поступивших платежей и возврату к учету платежей начисленных, как это было до 2002 года.

Такой путь развития ситуации решает проблему задолженности как фактора ущемления пенсионных прав трудящихся, но еще больше дестабилизирует финансовую систему обязательного пенсионного страхования.

Определенные резервы есть в совершенствовании механизма взыскания просроченной задолженности по страховым взносам. В настоящее время эту задолженность взыскивают в судебном порядке органы Пенсионного фонда. Более эффективной, на наш взгляд, была бы передача налоговым органам функции взыскания просроченной задолженности по страховым взносам в порядке таком же, как взыскивается задолженность по единому социальному налогу (в бесспорном порядке).

Рост просроченной задолженности по единому социальному налогу уменьшает финансовую базу государственных внебюджетных фондов, но не изменяет прав граждан на возмещение по обязательному социальному страхованию.

Возмещение по обязательному социальному страхованию (в узком смысле), в том числе выплата пособий по временной нетрудоспособности, осуществляется работодателем в счет начисленных сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае превышения произведенных расходов над суммой начисленной доли единого социального налога перерасход средств работодателем-страхователем возмещается Фондом социального страхования Российской Федерации.

По итогам 2003 года задолженность Фонда социального страхования Российской Федерации перед страхователями составила 12702,3 млн. рублей, увеличившись за год на 576,2 млн. рублей. Безусловно, существует целый ряд причин, вызвавших формирование такой значительной суммы задолженности. В их числе – существующая форма расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и порядка ее заполнения, последний вариант которой утвержден приказом МНС России от 29.12.2003 г. № БГ-3-05/722.

Согласно данной форме подлежит начислению в Фонд социального страхования Российской Федерации за отчетный период разность между начисленными авансовыми платежами в Фонд социального страхования Российской Федерации за отчетный период (стр.600), поступившей в отчетном периоде суммой возмещения от Фонда социального страхования Российской Федерации (стр.800) и расходами, произведенными на цели государственного социального страхования (стр.700): 600-700+800. Возмещение осуществляется за прошлые периоды и сумма возмещения, как правило, больше превышения расходов над суммой начисленного авансового платежа в отчетном периоде. В результате искусственно возникает переплата по единому социальному налогу.

Сумма переплаты по единому социальному налогу может быть возмещена в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Чтобы избежать возникновения такой искусственной переплаты и дополнительных действий по ее возмещению, достаточно внести изменения в форму расчета, предусмотрев учет разности (600-700+800) нарастающим итогом в течение отчетного периода, налогового периода и ее переход в последующие налоговые периоды.

 

Заключение

 

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет в себя включать:

- государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;

- государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;

- дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов.

Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять в Пенсионный фонд всего 21% от фонда оплаты труда работников, а не 28%, как это происходит сейчас. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет с уплачиваемого сейчас 1% до 6% от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд.

Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.

Необходимая составляющая политики экономического роста – усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.

В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:

а) требуется разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.

б) необходимо предусмотреть новый порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат:

- повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;

- снизить долю работодателей с 90 до 70-75 процентов

- поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников

в) нужно усилить взаимозависимость между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть – по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России – так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.

 

 

      БИБЛИОГРАФИЯ

1. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2003.  с. 17 – 26.

2. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.; Финансы, ЮНИТИ, 2003.  с. 14 – 25.

3. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублёвской, проф. Б.М. Сабанти. – М.; Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. – с. 21 – 31.

4. Аренд Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсно – зависимой экономике? // // ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ, 2006, № 7 с. 31 – 33.

5. Башмаков И. Ненефтегазовый ВВП, как индикатор динамики российской экономики // ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ, 2006, № 5 с.78 – 84.

6. Гурвич Е. Оценка точности бюджетного прогнозирования // ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ, 2006, № 9 с. 4 – 20.

7. Ершов М. Экономический рост в России: возможные   рычаги стимулирования // ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ, 2005, № 12 с. 14 – 16.

8. Ершов М. Механизмы формирования финансовых ресурсов // ВОПРОСЫ      ЭКОНОМИКИ, 2004, № 12 с. 4 – 15.

9. Разгулин В. О некоторых мерах по совершенствованию налогового законодательства в целях стимулирования экономического роста // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ, 2006, № 25(229) с. 11 – 14.

9. Ясин Е. Инвестиционный климат в России // ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ, 2006, № 5 с. 48 – 59.     

10. Россия в цифрах 2006. Краткий статистический сборник. Москва., 2006. стр. 397 

11. Федеральный закон РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ / СПС "КонсультантПлюс".

12. Федеральный закон РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ / СПС "КонсультантПлюс".

13. Федеральный закон РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 14 декабря 2001 г. N 173-ФЗ / СПС "КонсультантПлюс".

15. www.minfin.ru

16. www.rg.ru 

17. www.iet.ru

18. www.sovetfederation.ru

19. http://www.gks.ru

20. http://stat.hse/ru

 


[1] Ю. Воронин. Права участников профессиональных пенсионных систем // Пенсионные фонды и инвестиции, №6 (18), 2004, с. 74.

[2] В таблице приведены размеры ежемесячных пенсионных выплат для работника с минимальным требуемом стажем работы на вредном производстве по Спискам № 1 и 2. Расчеты проводились без учета инфляции при реальной годовой ставке доходности 3% и постоянной заработной плате 20000 рублей в месяц, период работы на вредном производстве - непосредственно перед выходом на пенсию.

[3] В таблице приведены размеры ежемесячных пенсионных выплат для работника, занятого на вредном производстве с 25 лет (период зарабатывания пенсионных прав составляет 25 лет). Расчеты проводились без учета инфляции при реальной годовой ставке доходности 3% и постоянной заработной плате 20000 рублей в месяц, период работы на вредном производстве - непосредственно перед выходом на пенсию.

[4] В России вместо механизма «верхнего предела заработка», с которого взимаются страховые взносы в государственную пенсионную систему применяется «регрессивная шкала заработной платы», которая ненаглядна для страхователей (и застрахованных) и трудоемка при использовании. - Прим. автора.

[5] Отсутствие ограничителя «верхнего предела заработка», с которого взимаются страховые пенсионные взносы, приводит в системах обязательного пенсионного страхования к утрате зависимости между объемами взносов и размерами пенсий и неоправданно снижает коэффициент замещения, что наблюдается в государственной пенсионной системе России, когда коэффициент замещения для работников с высокими уровнями заработной платы составляет 10 и менее процентов. - Прим. автора.

[6] При этом основная доля затрат на пенсионное обеспечение в промышленно развитых странах приходится на обязательное пенсионное страхование, которое составляет 12-15% ВВП; в России на государственное пенсионное страхование приходилось в последние годы всего 6% ВВП. - Прим. автора.

[7] См.: М. Айнерханд, Д. Неккерс. Модернизация социального обеспечения: смена ответственности и личный выбор // Социальный Вестник, №4, 2004, С.58.

[8] См.: «Альянс Медиа» по материалам «Интерфакс».

[9]См.: Кокарев Р., Трухачев С. Тенденции развития негосударственного пенсионного обеспечения в России // Пенсионные фонды и инвестиции. № 5(16), 2004, С.47-53.

[10] См.: Там же, С.49.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: