Проблемы Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

 

Основные проблемы российского рынка  государственных ценных бумаг:

- краткосрочный характер государственных ценных бумаг. Сроки погашения государственных облигаций составляют обычно 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации государственные ценные бумаги будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер;

- государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги фе­дерального правительства, так и ценные бумаги субъектов Федерации;

- налогообложение государственных ценных бумаг. Решается по-разному для разных видов государственных ценных бумаг. С выпуском каждого нового вида облигаций издаются соответствую­щие разъяснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок налогообложения государственных ценных бумаг;

 - обеспечение единой технологии первичного размещения государственных ценных бумаг и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственно­го) депозитарного обслуживания;

- организация региональных рынков государственных ценных бумаг, что позволяет вовлечь сво­бодные капиталы территорий на рынок государственных ценных бумаг.

Необходимость вовлечения свободных денежных средств населения на рынок ГЦБ, в результате чего частные лица получают возможность защиты своих сбережений от инфляции, а экономика страны, в конеч­ном счете, приобретет искомые источники инвестиционных ресурсов.

Гипертрофирование рынка ГЦБ в силу слабого развития рынка кор­поративных ценных бумаг.

Российский рынок ГЦБ имеет небольшую историю. Прежде выпус­кались государственные выигрышные займы, приспособленные для об­ращения в условиях плановой социалистической экономики. В настоя­щее время рынок ГЦБ представлен несколькими видами государствен­ных долговых обязательств.

Перспективы развития  российского рынка государственных ценных бумаг связаны прежде всего с экономическим и политическим климатом в стране, с общими тенденциями развития фондового рынка, а также с развитием инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Инфраструктура рынка ГКО-ОФЗ состоит из Торгово-клиринговой системы, Депозитарной системы и Расчетной системы. Круг инфраструктурных организаций рынка ГКО-ОФЗ определяется Министерством финансов РФ и Банком России.

Торгово-клиринговая система. ММВБ выполняет функции Торговой системы на рынке ГКО-ОФЗ на основании договора с Банком России. Выступая в качестве Торговой системы, ММВБ организует заключение (регистрацию) сделок с ГКО-ОФЗ на первичном и вторичном рынке, осуществляет расчет позиций Дилеров, а также составляет расчетные документы по совершенным сделкам и представляет их в Расчетную систему и Депозитарий.

ММВБ как Торговая система имеет всероссийскую сеть региональных представителей, функции которых в настоящее время выполняют следующие организации:

· Сибирская межбанковская валютная биржа (СМВБ).

· Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ).

· Ростовская валютно-фондовая биржа (РВФБ).

· Уральская региональная валютная биржа (УРВБ).

· Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (АТМВБ).

· Нижегородская валютно-фондовая биржа (НВФБ).

· Самарская валютная межбанковская биржа (СВМБ).

Депозитарная система — совокупность организаций, обеспечивающих учет прав владельцев на ГКО-ОФЗ, а также перевод облигаций по счетам «депо» по сделкам купли-продажи и в других случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России.

Депозитарная система состоит из Депозитария и Субдепозитариев.

· Депозитарий — организация, уполномоченная на основании договора с Банком России обеспечивать учет прав на ГКО-ОФЗ по счетам «депо» Дилеров и перевод ГКО-ОФЗ по их счетам «депо». Функции Депозитария на рынке ГКО-ОФЗ осуществляет в настоящее время Некоммерческое партнерство «Национальный Депозитарный Центр» (НДЦ).

· Субдепозитарии — организации, обеспечивающие учет прав Инвесторов на ГКО-ОФЗ по их счетам «депо», а также перевод ГКО-ОФЗ по счетам «депо» Инвесторов на основании соответствующих договоров с Инвесторами. На рынке ГКО-ОФЗ функции Субдепозитария могут выполнять только Дилеры.

Банком России установлено требование по обязательному ведению всех Субдепозитариев на единой технической базе Центра технического обеспечения Субдепозитариев Дилеров (ЦТОСД), функции которого выполняет в настоящее время НДЦ. Такая система обеспечивает высокую прозрачность рынка и позволяют Банку России эффективно выполнять функции по регулированию рынка государственных ценных бумаг.

Расчетная система состоит из совокупности Расчетных центров организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ) и Расчетных подразделений Банка России, обеспечивающих расчеты по денежным средствам по сделкам с ГКО-ОФЗ.

Расчетные подразделения Банка России — территориальные учреждения Банка России и структурные подразделения Банка России (ГТУ, ЦБ РФ, Национальные банки Банка России, ОПЕРУ-1 при ЦБ РФ), которые уполномочены Банком России осуществлять расчеты по денежным средствам по итогам торгов на рынке ГКО-ОФЗ в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок расчетов по операциям с финансовыми инструментами на ОРЦБ.

Расчетные центры ОРЦБ — небанковские кредитные организации, уполномоченные на основании договора с Банком России обеспечивать расчеты по денежным средствам Дилеров по сделкам с ГКО-ОФЗ путем открытия счетов Дилеров и осуществления операций по этим счетам в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок расчетов по операциям с финансовыми инструментами на ОРЦБ.

Расчетными центрами ОРЦБ являются:

· Расчетная Палата ММВБ (г. Москва).

· Сибирский Расчетный Центр (г. Новосибирск).

· Петербургский Расчетный Центр (г. Санкт-Петербург).

· Расчетная Палата Уральской региональной валютной биржи (г. Екатеринбург).

· Нижегородский Расчетный Центр (г. Нижний Новгород).

· Расчетная Палата Самарской валютной межбанковской биржи (г. Самара).

· Расчетная Палата Азиатско-Тихоокеанской межбанковской валютной биржи (г. Владивосток).

· Расчетная Палата Ростовской межбанковской валютной биржи (г. Ростов).

В условиях развития рынка государственных ценных бумаг наиболее важно установление более тесных взаимосвязей между всем участниками рынка.

На фоне актививзировавшихся рублевых сегментов финансового рынка рынок внутреннего государственного долга характеризовался наличием разнонаправленных тенденций. Его конъюнктура складывалась под преобладающим влиянием политики эмитента  - государства.

Также перспективным направлением является переход от выпуска государственных ценных бумаг, направленных только на покрытие общего бюджетного дефицита, к более широкой гамме финансовых инструментов государства, в которой  растущая доля будет приходиться на государственные ценные бумаги под конкретные инвестиционные проекты; поэтапное увеличение их доли в эмиссиях государства, по оценке, до 20-25%, сохранение существенных налоговых льгот только по тем государственным ценным бумагам, средства от размещения которых используются на капитальные вложения, финансирование науки и образования.[14]

Такая политика государства многократно улучшит инвестицион­ную обстановку и вызовет мультипликативный эффект в притоке частных инвестиций. Банк России, приобретая (совместно с коммер­ческими банками) целевые выпуски государственных ценных бумаг, обеспечивал бы не только общий прирост предложения денег в эко­номике, но и его целевой, инвестиционный характер, направляя эмиссию на конкретные инвестиционные программы, на «разогрев» инвестиционной сферы, прирост заказов оборудования, строитель­ных материалов и т.п.     

В международной практике широко используются государственные или гарантированные государством облигации под конкретные инве­стиционные проекты. В Японии подобные облигации выпускаются Японской государственной дорожной корпорацией, Японской корпо­рацией жилищного строительства, Корпорацией по финансированию местных государственных предприятий, специальными корпорация­ми, действующими в области развития инфраструктуры (Корпорация по развитию электроэнергетики) и т.д. В Германии к выпуску облига­ций на цели развития прибегают такие государственные институты, как Федеральная почта и Федеральные железные дороги.

Завершение создания в России системы управления государственным долгом, обеспечивающей снижение кредитных рисков, раскрытие информации о государственном долге. Система управления государ­ственным долгом является обязательным атрибутом государствен­ных финансов в индустриальных странах и на большинстве форми­рующихся рынков Она обеспечивает:

а) раскрытие информации, учет и статистическую отчетность по состоянию государственного дол­га;

б) мониторинг и прогноз состояния, подготовку проектов полити­ческих решений в отношении объема, структуры, стоимости и дру­гих параметров государственного долга;

в) текущие решения по заим­ствованиям, ведение переговоров и подготовку сделок;

г) координа­цию действий субъектов, которые участвуют в управлении государ­ственным долгом (непосредственно совершают сделки по заимствова­ниям, распределяют ресурсы, осуществляют учетную функцию и т.д.);

д) поступление денежных ресурсов для совершения процентных и воз­вратных платежей по долгам;

е) контроль денежных потоков (поступ­ление средств, их пообъектное и в рамках лимитов использование, контроль возвратных платежей);

ж) текущее регулирование и воздей­ствие на государственный долг с целью поддержания его ликвиднос­ти, минимизации его величины, расходов на его обслуживание и рис­ков, с ним связанных (игра на финансовых рынках, направленная на оптимизацию долга, проведение реструктуризации долгов и т.д.);

з) организацию рынка государственных ценных бумаг и воздействие на его конъюнктуру. Система управления государственным долгом

В ближайшей перспективе учетом существующих проблем денежные власти России намерены активизировать работу в направлении восстановления полноценной функциональности рынка ГКО-ОФЗ. Неустойчивая конъюнктура мирового фондового  рынка и все еще достаточно скромный кредитный рейтинг на позволяют Правительству России рассчитывать на скорое появление возможности привлечения на внешнем рынке новых займов, в том числе облигационных, на выгодных для страны условиях.

Министерство финансов обнародовало стратегию своего поведения на рынке государственных ценных бумаг на 2004 год. Всего госбумаг планируется выпустить на 550 млрд рублей, в том числе ГКО — на 64 млрд, ОФЗ — на 472 млрд, ГСО — на 10 млрд и нерыночных облигаций — на 4 млрд. Облигации на 250 млрд будут направлены на финансирование расходов федерального бюджета, остальные 300 млрд пойдут на новацию портфеля госбумаг Центробанка. Дважды в месяц Минфин намерен проводить аукционы по размещению ГКО-ОФЗ. Таких аукционов, по словам замминистра, будет около тридцати. [15]

Объемы государственных ценных бумаг, обращающихся на рынке, по прогнозам Минфина, к концу года увеличатся до 300 млрд (за прошлый год рынок госдолга вырос на 30% — со 160 млрд рублей до 217 млрд). Причем рынок вырастет не только из-за увеличения объема эмиссии госбумаг, но и за счет операций ЦБ на открытом рынке. Вполне возможно, что ГКО в этом году выпустят даже на меньшую, чем запланировано, сумму. Что касается ОФЗ, то Минфин предполагает разместить долгосрочные ОФЗ со сроками обращения 10-12 лет, а при благоприятной ситуации — еще более долгосрочные бумаги (в прошлом году самые долгосрочные облигации имели срок погашения в 2008 году).

При этом Минфин по-прежнему не планирует привлекать на рынок внутреннего госдолга средства иностранных инвесторов. По прогнозам министерства, процентные ставки на этом рынке в 2004 году будут колебаться в пределах 10-12% годовых при средней инфляции в 11%. В планах Минфина также погашение внутренних заимствований на 112 млрд рублей, в то время как в 2002 году этот показатель был равен 90 млрд. Рост объемов погашения госдолга связан с необходимостью платить по новационным ценным бумагам, выпущенным в 1998-1999 годах.



Заключение

 

Государство в условиях рыночной экономики является таким же субъектом рыночных отношений, как и все другие юридические и физические лица, действующие на данном рынке. Однако при этом на государство возложены ряд обязанностей по регулированию взаимоотношений предприятий и организаций, по защите интересов граждан, по охране государственной внутренней и внешней безопасности и ряд других функций, которые связаны с целью образования государственных органов власти.

Для того, чтобы выполнять эти свои функции государство должно располагать определенными материальными и денежными ресурсами. Эти средства государство получает в виде налогов и сборов от предприятий, организаций и физических лиц. Но практически во всех государствах эти средств недостаточно. Поэтому государство вынуждено изыскивать резервы дополнительного привлечения средств для осуществления своей деятельности.

Одним из таких средств и являются государственные ценные бумаги, которые представляют собой денежных заменители. Государство выпускает эти ценные бумаги, продает их в обмен на денежные средства предприятиям и физическим лицам и получает взамен необходимые денежные средства для своего функционирования.

В настоящее время различают несколько видов государственных ценных бумаг, которые отличаются друг от друга условиями обращения, сроками погашения, суммами и другими признаками.

Во всем мире рынок государственных ценных бумаг является достаточно организованной и стабильной структурой финансового рынка. В нашей же стране этот рынок имеет свои особенности.

Эти особенности связаны с нестабильностью нашей экономики. Примером такой нестабильности может быть кризис 1998 г., когда предприятия потеряли практически все средства, вложенные государственные ценные бумаги. Следующим моментом является то, что некоторые виды государственных ценных бумаг были выпущены для того, чтобы покрыть дефицит государственных неплатежей. Ну, и последней характерной особенностью является то, что граждане нашего государства не торопится вкладывать средства в государственные ценные бумаги в связи с высоким риском невозврата вложенных денежных средств.

Таким образом, рынок государственных ценных бумаг по ряду причин в нашей стране еще не достаточно хорошо организован и не соответствует тому уровню, что сложился во всем мире.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: