Подготовка пути для мудреца

В сжатом виде 2000-летний период Торы можно представить на примере Поколения Пустыни. Оно пережило чудесный Исход евреев из Египта, ему было суждено увидеть, как раздвинулись воды Красного моря, ему была дарована Тора на горе Синай; оно получало май в течение 40 лет, проведенных в пустыне, и было свидетелем других неоспоримых чудес. За это оно и было названо Поколением Познания. Оно познавало Ашема на собственном жизненном опыте, поэтому им не надо было принимать на веру слова Моше или кого-то другого.

Основа этих чудес — Откровение Ашема на горе Синай. Миллионам людей одновременно было дано видение,

включившее в себя все: кто есть Ашем, кто есть они — еврейский народ, какова их миссия, их судьба и т.д. Явление Ашема было как вспышка света. Все узнали Его и услышали Его слова.

Как пишет раби Иегуда Алеви в своем классическом труде Кузари, при переходе через Красное море и на горе Синай еврейский народ достиг такого же уровня пророчества, каким обладал Моше. И, по словам Мидраша, даже простые служанки видели строение высших миров более ясно, чем пророк Ехезкель33. Все, как один, были посвящены в тайны, достигнув пророческого уровня. Но они не обладали (как мы объясним впоследствии) естественной мудростью и тем знанием, которое приобретается с ее помощью. И поэтому Ашем предназначил 2000-летний период, эру Машиаха для того, чтобы дать еврейскому народу возможность собственным трудом постичь Тору. Для этого все, полученное евреями за 2000 лет Торы, должно было быть уничтожено.

Так и произошло.

В дополнение к ликвидации еврейского правления и социальной инфраструктуры в земле Иеуды (Иудее) был разрушен Иерусалимский Храм — пророчество свершилось. С разрушением Храма и страны исчезли прежние устои национального характера Израиля, погибло все, что составляло величие его славных дней. На такой ноте началась 2000-летняя эра Машиаха.

Предшествующие 2000 лет Торы были как одна яркая вспышка пророческого озарения. Но мгновение пролетело. Опыт познания закончился. Назначение следующих 2000 лет, включающих и наши дни, — вновь овладеть этими знаниями, как это делает мудрец; развить их в соответствии с нашими личными способностями и возможностями.

Итак, начало этого 2000-летия совпадает с редактированием Мишны группой мудрецов, известных под именем танаев. За эпохой танаев последовала эпоха амораев. Танаи и амораи упорядочили и отредактировали Гемару — цельную систему Устного Учения. Этот монументальный труд лег в основу всего 2000-летнего периода постижения мудрости.

Конечно, не амораи и танаи были создателями Гемары. Прежде всего, они постарались сохранить устное предание в том виде, в каком оно существовало со времени дарования Торы. Но, кроме того, был дан запас времени, чтобы возвратить, посредством использования природной мудрости, часть традиции, которая со временем стала забываться.

Мудрец самостоятельно постигает то, что пророку дается извне. И делает он это в духовном вакууме изгнания, но именно этот вакуум и создает для него возможность использования природной мудрости.

В этом смысл страданий еврейского народа последних 1756 лет. Уничтожение всего, что ранее было священным, преследовало определенную цель: проложить путь для Израиля, который достигнет высокого положения благодаря личным усилиям и принесенным жертвам; Израиля, который будет обладать достоинствами не только пророка, но и мудреца.

 

Представители каждой эпохи

Архетипом пророка являлся Моше. "Нет пророка, подобного Моше" — он наш учитель. Поэтому Тора была передана через него, и 2000 лет Торы характеризуются им, лидером этой эпохи. Подобным лидером (Ребе) эпохи Машиаха является раби Акива.

Раби Акива — представитель поколения, жившего в те времена, когда во мраке галута начал меркнуть свет Торы. Он был одним из десяти мудрецов-мучеников, казненных римлянами. Раби Акива — потомок нечестивого военачальника Сисеры35. До 40 лет он был необразованным евреем и враждебно относился к Торе и мудрецам. Ничего не получив от своих предков, раби Акива начинал с нуля. Он стал учиться и постепенно возвысился настолько, что сделался светилом Торы, выдающимся мудрецом всех времен. Мидраш рассказывает, что, в конце концов, раби Акива достиг таких высот, что когда Моше пророчески увидел его величие, он просил Ашема именно раби Акиве передать его, Моше, миссию!36 Моше понял, что раби Акива является его аналогом: Моше олицетворял пророческую мудрость, раби Акива — человеческую.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: