Таможенный тариф Советских времен

В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма таможенное обложение практически не применялось. Это объяснялось тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Товарный голод в стране, дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором производства, низкое качество продукции и высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе — таковы были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды. Кроме того, инфляция произвела перераспределение доходов, осуществила «социальную реформу навыворот», вопреки интересам государства и началам справедливости, и тем самым оказала деморализующее влияние на население.

В декабре 1921 г. года был принят Декрет о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. В комиссии активно участвовали таможенные органы.

Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к новой экономической политике (НЭПу). СНК РСФСР 14 февраля 1922 г. утвердил Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 г. — Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 г. — Таможенный тариф по отпускной торговле. Согласно этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания «первой необходимости» (хлеб в зерне всякий, горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука, крупа всякая, отруби, крахмал, макароны и некоторые другие).

Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК) при СНК РСФСР. ТТК занимался разработкой вопросов о введении новых и изменением действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов по применению таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

В пределах своей компетенции ТТК принимал постановления, которые приобретали юридическую силу после утверждения СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному регулированию, ТТК вносил свои постановления на утверждение НКВТ.

Правовой статус ТТК был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 г. и Таможенном кодексе СССР 1928 г., окончательно закрепившем сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.

Приказом НКВТ от 2 марта 1924 г. было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами таможенно-тарифной политики занимался специально созданный в системе ГТУ тарифный отдел. Этот орган разрабатывал и готовил для ТТК материалы о необходимости введения новых и изменения действующих ставок таможенных пошлин; составлял заключения по проектам законов, международных договоров, конвенций и соглашений, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

21 января 1930 г. был принят Свод таможенных тарифов СССР.

 

В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные (Мурманская и Архангельская) таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались (с 1943 г.) беспошлинно.

1 октября 1961 г. вступил в силу новый Таможенный тариф СССР, в котором учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами — членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые при торговле с СССР применяли режим наибольшего благоприятствования (РНБ), устанавливались минимальные ставки таможенных пошлин, а к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые во взаимной торговле с СССР не применяли РНБ, — максимальные ставки пошлин. С 1 января 1965 г. Совет Министров СССР отменил таможенные пошлины на товары, экспортируемые из дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В 1991 г. были приняты новый Таможенный кодекс СССР и Закон СССР «О таможенном тарифе», проекты которых рассматривались в Совете таможенного сотрудничества (СТС) и штаб-квартире Генерального Соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). И на эти законопроекты была дана положительная оценка о соответствии общим принципам, принятым в международной практике в сфере таможенного дела.

Срок действия Таможенного кодекса СССР 1991 г. и Закона о таможенном тарифе, однако, оказался непродолжительным. Он был прерван распадом СССР[25].

 

 

Таможенный тариф РФ

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемым путем установления ввозных и вывозных (только в отношении сырьевых товаров) таможенных пошлин при их перемещении через таможенную границу. При этом таможенная пошлина представляет по своей сути разновидность косвенного налога, которым облагается товар при его перемещении через таможенную границу. Как всякий косвенный налог, она увеличивает цену товара и тем самым снижает его конкурентоспособность.

Импортная таможенная пошлина — наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на:

адвалорные пошлины, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

специфические пошлины, которые начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);

комбинированные пошлины, которые сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

смешанные пошлины, которые сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров — раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах — членах ГАТТ с 1947 г. сократился более чем в 4 раза — до 6—7 % на промышленные изделия[26].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин и одна из основных составляющих таможенного законодательства любого государства с рыночной экономикой.

В истории России, как, впрочем, и в истории других государств, таможенно - тарифное регулирование развивалось на фоне постоянной борьбы между протекционистским и фритредерским подходами к регулированию внешнеэкономической деятельности. Первый направлен на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Его основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары, в то время как второй предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлен на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. К.Н. Лодыженский еще в прошлом веке очень точно отметил, что "на таможенном тарифе рельефно отражается то направление, которого держится правительство в своих отношениях к внешней торговле и к тесно связанной с нею внутренней производительности".

В  соответствии с поставленными задачами автором:

- дано краткое описание таможенного тарифа с Древней Руси по 1793 гг.;

- обозначен т аможенный тариф с 1793 по 1991 гг.;

- изучен таможенный тариф РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: