Современное положение России в мировой экономике

 

Высокие темпы развития российской экономики в последние годы во многом связаны с благоприятной конъюнктурой цен на основные товары российского экспорта на ми­ровых рынках (с 2002 года по 2007 год металлы в среднем подорожали в 2 раза, нефть более чем в 2 раза, наблюдается оживление на мировом рынке калийных удобрений, каменного угля, других сырьевых товаров). Но, в то же время в последние три-пять лет возрастает роль фактора расширения внутреннего спроса и подъема производитель­ности труда и капитала[45] (приложение 7).

Произошел позитивный эффект для эконо­мики от проведения значительной части структурных реформ, формирования институ­циональной среды развития рыночных процессов. Это касается также открытия рынков для импорта, выравнивания цен на основные сырьевые товары вовне и внутри страны, приведение деятельности российских предприятий в соответствие с международны­ми правилами: стандартами качества, управления, технологическими стандартами, др. Данное способствует интеграции российского хозяйства в глобальный рынок.

Современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров, обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х годов обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве.

Доля российского ВВП в мировом ВВП, приведенного в сопоставимый вид по паритету покупательной способности с ВВП США, ЕС, КНР, Индии и Японии равняется соответственно за 2004г.: 1,5-2%(РФ), 20% (CША и ЕС), 12%(КНР) и по 3% Япония и Индия; внешнеторговый оборот в 2005г. в РФ составил 370,4 млрд. долл. США (+32% к 2004г.), в 2006г.- 468,6 млрд.долл. (США (+26,5% к 2005г.),а в 2007г. – 506,8 млрд. долл.[46]

Реальный объем ВВП России за девять месяцев 2009 года снизился на 9,9% по сравнению с прошлогодним уровнем. Номинальный объем ВВП России за этот период составил 28 трлн 298,6 млрд. руб. в текущих ценах. Номинальный объем ВВП в третьем квартале нынешнего года составил 10 трлн 489,5 млрд руб. в текущих ценах. В целом при сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций прирост ВВП в 2010 году составит около 3,1%[47] (Приложение 8).

Объем промышленного производства в России в январе-ноябре 2009 года сократился на 12,0% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В ноябре 2009 года объем промышленного производства возрос на 1,5% по сравнению с ноябрем 2008 года и на 2,0% по сравнению с октябрем текущего года. Объем добычи полезных ископаемых за январь-ноябрь 2009 года сократился на 1,8%, объем производства в обрабатывающих отраслях промышленности - на 17,4%; объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды – на 6% по сравнению с январем-ноябрем 2008 года. Рост потребительских цен в 2009 году в России составил 8,8%. Об этом свидетельствуют данные, обнародованные Росстат. В декабре 2009 года инфляция составила 0,4%[48].

По итогам января-ноября 2009 года Россия заняла третье место в Европе по уровню инфляции, отстав лишь от Украины, где рост цен за первые 11 месяцев составил 11,3%, и Белоруссии, где инфляция достигла 8,7%. В нашей стране показатель инфляции в январе-феврале 2009 года составил 8,4%. Стоит также напомнить, что в прошлом году инфляция в России была еще выше. По оценке Госкомстата России, за 2008 год потребительские цены в стране выросли на 13,3%[49].

По уточненным оценкам Международного валютного фонда (МВФ), экономический спад в России в 2009 году составил примерно 9% ВВП. В нынешнем году он должен смениться ростом на 3,6% ВВП, а в 2011 темпы роста должны чуть замедлиться - до 3,4% ВВП. Новые оценки для России пересмотрены по итогам 2009 года - в худшую, а по прогнозам на 2010-11 годы - в лучшую сторону. В октябре прошлого года МВФ полагал, что спад за 2009 год составит в нашей стране 7,5% ВВП, а рост в 2010 году достигнет лишь 1,5% ВВП. Нынешняя цифра близка к тому показателю - минус 8,5% за 2009 год - который озвучил в конце декабря глава правительства России[50].

Характерным фактом современной внешнеэкономической деятельности – как основного элемента, обеспечивающего участие Российской Федерации в процессе регионализации, является динамика Внешней торговли со странами Дальнего Зарубежья и СНГ (рис.9).

По данным Минэкономразвития задача обеспечения выгодного участия нашей страны в международном экономическом пространстве будет обеспечена за счет роста импорта и некоторого снижения экспорта, преимущественно углеводородного сырья. Однако не учтен тот факт, что стратегическое партнерство с КНР, экономика которой в 2006г. развивалась темпами + 9,5% в год, обусловит расширение поставок и сжиженного газа, электроэнергии и нефти в эту страну. Этот факт вряд ли снизит цены мировой торговли, и уменьшит объемы экспорта России (Рис.9).

 

 

Рисунок 9 - Динамика Внешней торговли России[51]

 

География структуры торговли России со странами СНГ в 2007 г. против 2000г. выражается следующими данными (весь товарооборот РФ с СНГ принят за 100%): Украина 37,4 против 34,1% в 2000г.; Азербайджан 2,5% (1,1%); Армения 0,8 (0,3%), Беларусь 30,8% (36,5%); Грузия 1,0% (0,5%); Казахстан 19,8% (17,5%); Киргизия 1,2% (0,8%); Молдова 1,5% (2,1%); Таджикистан 0,8% (1,2%); Туркмения 0,5% (2,4%); Узбекистан 3,7% (3,7%)).[52]

Внешнеторговый оборот России в 2009 году по сравнению с 2008 годом по экспорту и импорту снизился примерно на 36% (рис.10).

Рисунок 10 - Объем внешней торговли Российской Федерации в 2008-2009

 

Формирование внешнеторговой динамики в конце 2008г. было обусловлено замедлением темпов роста мировой экономики, которое привело к снижению мирового спроса на топливные и сырьевые товары. В результате произошло значительное снижение цен на топливные ресурсы на мировых рынках (средняя цена нефти марки Brent в ноябре составила 57,15 долл./барр.). Под влиянием этих факторов в ноябре 2008 г. произошло резкое сокращение объемов внешней торговли. Впервые с июня 2002 г. месячный показатель внешнеторгового оборота снизился как по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, так и по сравнению с предыдущим месяцем. Внешнеторговый оборот России, рассчитанный по методологии платежного баланса, в ноябре 2008 года составил 51,8 млрд. долл. По сравнению с октябрем 2008 он сократился на 21,3%, а по сравнению с ноябрем 2007 года - на 11,6 %[53].

Из анализа таблиц (приложение 9-11), можно сделать вывод о том, что в конце 2008 г. Произошло резкое снижение основных показателей российской внешней торговли. Падение цен на нефть в четвертом квартале обусловили ускорение темпов сокращения экспорта. Девальвация рубля и снижение доходов населения привели к значительному сокращению импортных поставок.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в международном масштабе и его активного использования. Это объективная необходимость и одна из важней­ших отличительных черт современного мирового хозяйства и меж­дународных экономических отношений.

Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъ­юнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития рос­сийской экономики.

Подобно другим странам, Россия рассматривает иностранные ин­вестиции как фактор[54]:

– ускорения экономического и технического прогресса;

– обновления и модернизации производственного аппарата;

– овладения передовыми методами организации производства;

– обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих тре­бованиям рыночной экономики.

В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется гораздо больший объем инвестиций для обеспе­чения такого перехода.

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного кли­мата.

Инвестиционный климат России отличается рядом традиционно привлекательных сторон, к которым можно отнести:

• богатые природные ресурсы;

• мощный, хотя часто технически устаревший и хронически недо­груженный производственный аппарат;

• высокий научно-технический потенциал;

• наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

После президентских выборов (1996 г.) в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официаль­но включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым оте­чественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развива­ющихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах, и сумма индексов всех стран принимается равной 100%. Индекс составля­ется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесто­ров. Поэтому в него не включаются акции «Газпрома». Всего в со­ставлении индекса участвуют акции 31 российской компании (в том числе Башкирэнерго, ГАЗ, КамАЗ, Лукойл, МГТС, Мосэнерго, Но­рильский никель и др.).

Кроме инвестиционного индекса и инвестиционный рейтинг МФК для оценки инвестиционного климата страны часто используются и международные кредитные рейтинги. Они составляются один­надцатью наиболее авторитетными агентствами в мире. Из них пять – американские, три японских, два канадских и одно – анг­лийское.

При этом 90% рынка принадлежит двум известным аме­риканским компаниям – Standard and Poor's Investor Service и Moody's Investor Service.

Инвесторы, кредиторы и заемщики стремятся использовать информационную функцию рейтингов в целях экономии затрат на привлечение и раз­мещение капиталов. Независимо от величины рейтинга сам факт его присвоения служит серьезным аргументом, убеждающим по­тенциальных инвесторов и кредиторов страны в определенной на­дежности ее экономики, готовности подчиняться правилам игры международных финансовых рынков. Поэтому попадание в рейтин­говые списки ведущих агентств столь важно для стран, привлека­ющих инвестиционные и заемные средства.

Присвоение престижных международных финансовых рейтингов России вдохновило российский фондовый рынок, привлекло внима­ние зарубежных портфельных и отчасти прямых инвесторов.

Весьма важным компонентом инвестиционного климата являет­ся налоговый режим. В Российской Федерации пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система налогообложения.

Становление нового режима внешнеэкономических связей при­вело к появлению множества различных документов с правилами таможенного и лицензионного регулирования импорта и экспорта. Объективные причины, связанные с коррумпированностью чинов­ников, скрытое сопротивление предприятий-монополистов (как крупных, так и мелких, средних), собственные нарушения законо­дательства предприятиями с иностранными инвестициями содейст­вуют ухудшению инвестиционного климата.

По оценкам иностранных предпринимателей, отношение рос­сийских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвы­чайно благоприятно, фактически же стимулы и гарантии для ино­странных инвестиций не удовлетворяют иностранных инвесторов. Власти не могут предложить ни адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реин­вестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они по­стоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения эко­номической и политической ситуации.

Общей стабилизирующей основой инвестиционного климата России является то, что Россия на протяжении ряда лет имеет по­ложительное сальдо внешнеторгового баланса. Присоединение России к ст. VIII Устава МВФ способствует цивилизованному про­ведению международных расчетов, что повышает привлекатель­ность инвестиций.

К 2007 году в России сложились предпосылки для привлечения иностранного капитала путем выпуска и размещения корпоративных ценных бумаг.

Рассмотрим объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2007 г. (табл. 5).

 

Таблица 5 - Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2007 г., по основным странам – инвесторам[55]

 

      Млн. долл. США В процентах к итогу
  Всего инвестиций   120941   100
из них из стран:    
Соединенное Королевство (Великобритания) 26328 21,8
Кипр 20654 17,1
Нидерланды 18751 15,5
Люксембург 11516 9,5
Франция 6696 5,5
Швейцария 5340 4,4
Ирландия 5175 4,3
Германия 5055 4,2
США 2839 2,3
Виргинские острова (Брит.) 2140 1,8

 

Из таблицы 5 видно, что самая большая доля инвестиций приходится на Великобританию (21,8%), далее идут Кипр (17,1%), Нидерланды (15,5%) и Люксембург (9,5%). Самую малую долю от всех инвестиций составили инвестиции Виргинских островов (1,8%). Всего на 0,5% больше доля США по сравнению с Виргинскими островами, Почти на одном уровне находятся Франция, Швейцария, Ирландия и Германия. Их доли соответственно составляют от 4,2 (Германия) до 5,5% (Франция).

Среди регионов у западных инвесторов наибольшей популярнос­тью пользуется Москва, Санкт-Петербург, а также Архангельская, Московская, Тюменская области. Менее популярны Республика Коми, Приморский край, Ленинградская и Омская области (Табл.6).

 


Таблица 6 - Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов[56]

 

Области и регионы

Накопленные иностранные инвестиции

млн долл. % от общего объема
Москва 10 215,1 57,29
Тюменская область 961,9 5,39
Санкт-Петербург 700,5 3,93
Московская область 581,6 3,26
Архангельская область 395,5 2,22
Республика Коми 321,0 1,80
Приморский край 258,7 1,45
Ленинградская область 251,7 1,41
Омская область 250,3 1,40

 

Кроме регионов, перечисленных в таблице 6, благоприятный режим для притока иностранных инвес­тиций создала Новгородская область. В ней четыре района объяв­лены безналоговыми зонами. Зарубежные капиталовложения осво­бождены от местных налогов до полной их окупаемости. По этому пути идут Татарстан, Самарская, Калининградская, Новосибирская, Свердловская области.

Новым явлением для российской экономики стал приток капи­тала из азиатских новых индустриальных стран. Еще недавно их привлекали только сырьевые отрасли. В последние годы они на­чали уделять внимание проектам в высокотехнологичных и даже инфраструктурных областях. Главные интересы азиатских инвесто­ров, включая Японию, связаны с развитием Дальнего Востока. По мнению ряда специалистов, главный резерв увеличения иностран­ных инвестиций не в странах Запада, а как раз в странах Востока, в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, накопивших за последние годы огромный капитал, имеющих опыт работы в переходной эко­номике, меньше боящихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Странам Дальнего Востока и АТР нужны российское топливо и сырье; они готовы также вкладывать капитал в высоко­технологичные объекты, поддерживая российскую обрабатываю­щую промышленность.

Начиная с 2000 г. По 2005 г. Наблюдается опере­жающий рост иностранных вложений в основной капитал по сравнению с внутренними инвестициями. Положительное влияние оказало также повышение рейтинга российской экономики по данным известных кон­салтинговых фирм. Так, по оценкам компании индекс инвестиционного доверия России вырос с 35-го места до 17-го места в 2001 г. И до 7-го места в 2002 г. (приложение 12).

В России к 2002 году прямые иностранные инвестиции превышали портфельные на уровне 15-17%. До дефолта картина была иная. Тогда портфельные инвестиции превышали прямые.

Как видно из таблицы (приложение 13), по состоянию на конец июня 2008г., накопленный иностранный капитал в экономике России составил 242,1 млрд.долларов США, что на 35,6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 48,7% (на конец июня 2007г. – 52,8%), доля прямых – 48,4% (45,2%), портфельных – 2,9% (2,0 %)

Инве­стиционный климат в России в последние годы является сложным. Своеобразный парадокс инвестиционного процесса в нашей стране состоит в том, что если во многих странах мира приток иностранных инвестиций обычно следует за притоком отечественных, то в России наоборот. В целом в настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благо­приятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в пер­вую очередь прямых.

Основные страны-инвесторы в I полугодии 2008г. – Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Франция, Люксембург, Швейцария. На долю этих стран приходилось 77,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 80,8% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций (Табл. 7).

 

Таблица 7 - Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам[57] (млн. долларов США)

 

Накоплено на конец
июня 2008г.

В том числе

 

1 полугодие 2008г.

всего в % к итогу

прямые

порт- фельные прочие
Всего инвестиций1) 242149 100

117197

6903 118049 46530
из них по основным странам-инвесторам 209773 86,6

101889

6394 101490 38713
в том числе: Кипр 56765 23,4

41681

2234 12850 10820
Нидерланды 44347 18,3

39647

63 4637 5724
Соединенное Королевство (Великобритания) 31365 12,9

4089

2467 24809 10311
Люксембург 30518 12,6

766

336 29416 2283
Германия 13238 5,5

5330

27 7881 3313
США 9416 3,9

3263

1048 5105 1024
Ирландия 8071 3,3

416

0,3 7655 679
Франция 6675 2,8

1692

6 4977 2382
Виргинские острова (Брит.) 5724 2,4

3458

162 2104 937
Швейцария 3654 1,5

1547

51 2056 1240
               

_____________________

1) Включая инвестиции из государств-участников СНГ.

 

Можно выделить следующие наиболее типичные причины, тор­мозящие приток иностранных инвестиций в Россию:

– несовершенство действующей налоговой системы:

– система таможенного регулирования:

– преступность и коррупция. Так, например, специальный обзор 99 стран с точки зрения коррупции отвел России 82-83-е места в группе стран «исключительной коррумпированности» наряду с большинством государств СНГ. Однако в последние годы эта ситуация имеет тенденцию к улучшению;

– недостаточный доступ к финансовым ресурсам;

– нехватка высококвалифицированных кадров в некоторых от­раслях и сферах бизнеса (например, в области международного валютно-финансового менеджмента);

– недостаток современной связи и телекоммуникаций;

– несовершенная социальная инфраструктура;

– консульские и визовые проблемы;

– недостаточно развитая деловая инфраструктура[58].

Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут стать меры по репатриации «убежавшего» из России капитала. Необходимо также привести российское законодательст­во, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за гра­ницу с целью его возврата в Россию.

Для того чтобы ситуация в России изменилась к лучшему, необхо­димо решение семи блоков взаимосвязанных задач:

1) обеспечение политической и социальной стабильности в стране;

2) во-вторых, формирование общего благоприятного режима для ино­странных инвесторов (широкий круг действий, мероприятий и т.д. – от работы отдельного чиновника, принимающего и выдающего документы или ставящего разрешительную визу, который должен руководствоваться в перспективе принципом «одной двери»; правоохранительных органов, обеспечивающих личную и экономическую безопасность инвесторов, до отношения отдельного гражданина к иностранцам вообще);

3) формирование четко определенной государственной концепции и на ее основе – государственной экономической и полити­ческой стратегии по привлечению зарубежных инвестиций, например оценка эффективности инвестиционных проектов и с позиции государ­ственных интересов. Чтобы стимулировать инвестиционный процесс, государство должно защитить международного и национального инве­стора от некоторых рисков. Для создания благоприятного имиджа Рос­сии за рубежом в 1990-х годах был образован консультационный совет по иностранным инвестициям в нашей стране;

4) создание современной отраслевой структуры. Это необходимо для эффективной конкуренции российских предприятий с зарубежными вертикально- и горизонтально-интегрированными корпо­рациями и финансовыми группами. К сожалению, на некоторых миро­вых товарных рынках Россия выступает как сырьевой придаток;

5) формирование современной и конкурентоспособной де­ловой и технической инфраструктуры;

6) образование системы подготовки кадров для обеспече­ния инвестиционной деятельности, например, в рамках программ биз­нес-школ, системы МВА, а также специализированных программ по под­готовке менеджеров в области международного инвестирования;

7) скоординированная политика по привлечению иностран­ных инвестиций на федеральном, региональном и местном уровнях. При­чем должна быть ликвидирована система регионального налогового дем­пинга и области импорта зарубежного капитала. Безусловно, необходимо учитывать условия межправительственных и многосторонних соглашений, а также интересы зарубежных инвесторов и российских реципиентов[59].

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: