Общая характеристика методов оценки

Содержание

Стр.

1. Раздел 1 - Основные подходы к оценке бизнеса и общая

характеристика методов оценки………………………………………………..3-9

2. Раздел 2……………………………………………………………………….10-28

2.1. Оценка стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций…...10-18

2.2. Государственное регулирование оценочной деятельности в России…18-23

2.3. Мониторинг роста стоимости предприятия…………………………….23-28

3. Раздел 3 - Задача на тему: «Оценка рыночной стоимости финансовых 

вложений»……………………………………………………………………… 29-30

4. Список использованной литературы………………………………………31

Раздел 1. Основные подходы к оценке бизнеса и

общая характеристика методов оценки

Проблема оценки стоимости действующего бизнеса для его владельцев, потенциальных инвесторов, страховых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики возникает достаточно часто.

Оценка справедливой рыночной стоимости бизнеса имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца компании при определении обоснованной цены сделки, для кредитора - при принятии решения предоставлении кредита компании, для страховой компании - при определении размеров страховой суммы и страхового возмещения, для инвесторов - при определении текущей и будущей стоимости бизнеса. Если одна компания стремится приобрести другую, то ей может потребоваться оценка стоимости бизнеса, принадлежащего последней.

В Федеральном законе от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федера­ции» в статье 3 дается такая формулировка: «Под оценочной деятель­ностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, на­правленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости».

В соответствии с российскими и международными стандартами, при оценке рыночной стоимости различных объектов, и, в частности, действующего бизнеса, рекомендуется использовать три основных подхода (совокупности методов оценки). Эти подходы называются соответственно доходный, сравнительный и затратный. Все эти три подхода описаны в разделе 3 Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказом Министерства экономического развития от 20 июля 2007 года №256 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО 1). Также там указывается на то, что при проведении оценки оценщик обязан использовать все три подхода к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Опишу каждый подход к оценке бизнеса и методы, используемые при них.

Доходный подход – это совокупность методов оценки стоимости, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объектов оценки. Суть этого подхода к оценке стоимости бизнеса заключается в определении величины будущих доходов, которые будет получать собственник бизнеса, с учетом риска их неполучения. Доходный подход всегда применяется для оценки инвестиционной привлекательности бизнеса, определяемой для конкретного инвестора, с учетом его индивидуальных требований к доходности, рискам, масштабам инвестиций и пр. Чем больше доход, при­носимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровож­дающих данный процесс. Доходный подход, как правило, является наиболее подходящей про­цедурой для оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затрат­ный и сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной при других подходах.

При доходном подходе к оценке бизнеса применяются 2 метода:

1. метод дисконтированных денежных потоков;

2. метод капитализации доходов.

1. Метод дисконтированных денежных потоков

Это метод определения капитализированной стоимости доходов, при котором последовательно каждый доход или группа доходов со своими ставками дисконтирования приводятся к величине, равной сумме их текущих стоимостей.

Метод дисконтированных денежных потоков используется в случаях:

- когда ожидается, что будущие уровни денежных потоков будут существенно отличаться от текущих;

- когда можно обоснованно оценить будущие денежные потоки с недвижимости;

- когда объект строится или только что построен;

- когда предприятие является крупным функциональным коммерческим объектом (например, гостиница, пароход);

- когда потоки доходов и расходов имеют сезонный характер.

Это самый лучший метод, но он очень трудоемок. К этапам оценки предприятия методом дисконтированных денежных потоков относятся:

1. Выбор модели денежного потока.

2. Определение длительности прогнозного периода.

3. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.

4. Анализ и прогноз расходов.

5. Анализ и прогноз инвестиций.

6. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.

7. Определение ставки дисконта.

8. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.

9. Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.

10. Внесение итоговых поправок.

2. Метод капитализации доходов

В отличие от метода дисконтированных денежных потоков метод капитализации доходов не требует прогноза денежных доходов, а основывается на ретроспективных данных. Он проще, но менее надежен. Согласно методу капитализации дохода рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле:

V = D/R,

где: D — чистый доход бизнеса за год;

R — коэффициент капитализации.

Этот метод включает следующие этапы:

1. Анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация.

2. Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована.

3. Расчет адекватной ставки капитализации.

4. Определение предварительной величины стоимости.

5. Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов, если они имеются.

6. Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности.

Преимущества доходного подхода в том, что он учитывает будущие изменения доходов, расходов, уровень риска и интересы инвестора.

Недостатки его заключаются в том, что сложно прогнозировать будущие результаты и затраты, что возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения, что этот подход не учитывает конъюнктуру рынка и что расчеты трудоемки.

Сравнительный подход – это совокупность методов оценки стоимости, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах. Этот подход особенно эффективен, когда существует актив­ный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зави­сит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оцен­щик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопо­ставимых объектов. Эти данные включают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирова­ния. Действенность такого подхода снижается, если: сделок было мало; мо­мент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потому что быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выби­раются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствую­щую корректировку данных. В основу приведения поправок положен прин­цип вклада.

При сравнительном подходе используются три метода:

1. Метод рынка капитала;

2. Метод сделок;

3. Метод отраслевых коэффициентов.

1. Метод рынка капитала базируется на использовании данных оценок на акции компании-аналога, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции открытой компании. Данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

2. Метод сделок ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета его акций. Цена сделки по компаниям-аналогам формируется зачастую на внебиржевом рынке.

3. Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании соотношений между ценой компании и определенными финансовыми показателями для отрасли, к которой относятся оцениваемые компании. Данный метод не получил широкого распространения в отечественной практике из-за отсутствия проверенной статистической информации.

К этапам оценки в рамках сравнительного подхода относятся:

1. Сбор необходимой информации.

2. Расчет ценовых мультипликаторов, т.е. соотношений между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности.

3. Формирование итоговой величины стоимости.

Преимущества сравнительного подхода заключаются в том, что он базируется на реальных рыночных данных, отражает существующую практику продаж и покупок и учитывает влияние отраслевых факторов на цену акций предприятия.

Недостатки этого подхода в том, что он недостаточно четко характеризует особенности организационной, технической, финансовой подготовки предприятия, в том, что в расчет принимается только ретроспективная информация, в том, что он требует внесения множества поправок в анализируемую информацию и не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов.

Затратный подход – это совокупность методов оценки стоимости, основанных на определении затрат, необходимых для замещения объекта оценки с учетом износа и устаревания. Суть затратного подхода состоит в оценке стоимости бизнеса с точки зрения издержек на его создание при условии, что предприятие является действующим. Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имею­щих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообраз­но использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мо­телей и т.п.), страховании. Собираемая информация включает данные об оцениваемых активах (цены на землю, строительные спецификации и др.), данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудо­вание, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.д. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объек­та. Затратный подход сложно применять при оценке уникальных объек­тов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристи­ками, или устаревших объектов.

Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономичес­кой величины, экономического разделения.

Три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает ис­пользование различных видов информации, получаемой на рынке. Напри­мер, базовыми для затратного подхода являются данные о текущих ры­ночных ценах на материалы, рабочую силу и др.; для доходного подхо­да — ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

Базовой формулой в затратном подходе является:

Собственный капитал=активы-обязательства.

При этом подходе применяются два метода:

1. метод чистых активов;

2. метод ликвидационной стоимости.

1. Метод чистых активов заключается в том, что рыночная стоимость 100%-го пакета акций рассчитывается как разница между рыночной стоимостью всех активов предприятия и величиной его обязательств.

2. Метод ликвидационной стоимости применяется для оценки убыточных предприятий и предприятий-банкротов. Алгоритм расчета соответствует методу чистых активов с той разницей, что определяется ликвидационная стоимость активов предприятия.

Преимущества затратного подхода заключаются в том, что он учитывает влияние производственно-хозяйственных факторов на изменение стоимости активов, что дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов, в том, что расчеты опираются на финансовые и учетные документы, т.е. результаты оценки более обоснованы.

Недостатки этого подхода в том, что он отражает прошлую стоимость, не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки, не учитывает перспективы развития предприятия, не учитывает риски, статичен и в том, что отсутствуют связи с настоящими и будущими результатами деятельности предприятия.

Очевидно, что комплексная оценка бизнеса предприятия должна осуществляться как с учетом результатов затратного подхода, так и с учетом результатов, полученных с помощью доходного и сравнительного подходов. Другими словами, для получения точной и обоснованной величины рыночной стоимости бизнеса, необходимо провести комплексное исследование, базирующееся на одновременном использовании трех подходов к оценке, что позволит устранить односторонность оценок, полученных с применением разных оценочных подходов.

 

 

 

Раздел 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: