Для восприятия сущности мотивации у представителей различных стран немаловажную роль играет понимание значимости самой работы, которая не исчерпывается экономической необходимостью, потребностью в достижении, признании родственности и т. д. Исследования интернациональной команды MOW (meaning of work), сопоставившей значимость работы со значимостью досуга, социализации религии и семьи для отдельного человека, тому подтверждение. В основе данного исследования находилась концепция трудоцентризма, то есть определение того места, которое работа занимает в жизни индивидуума в данный момент времени Результаты исследований по восьми странам мира представлены в табл. 2. [6,C.23]
Высокий уровень показателей трудоцентризма напрямую связан с высокой мотивацией к труду. Однако разное восприятие работы (как источника дохода связи с интересом к ее содержанию; как средства социального контакта; как способа занятости и служения обществу; а также в качестве источника статуса и престижа) помогло внести ясность в данную проблему (табл. 3).
|
|
Все страны подчеркнули значимость работы как источника дохода. Однако наилучшие перспективы для формирования у сотрудников механизмов самомотивации у израильтян, так как наиболее результативная категория интереса к содержанию самой работы - имеет для них наибольшее значение. То, что в Японии, например, гармония коллективных интересов превалирует над индивидуальным престижем и статусом предопределило столь низкую оценку соответствующей функции работы у японцев.
Таблица 2. Значимость работы в развитых странах
Страны | Показатели трудоцентризма | |
(значимости работы) | ||
Япония | 7,78 | |
Югославия (бывшая) | 7,30 | |
Израиль | 7,10 | |
США | 6,94 | |
Бельгия | 6,81 | |
Нидерланды | 6,69 | |
Германия | 6,67 | |
Великобритания | 6,36 |
Таблица 3. Оценка значимости функций работы
Страна | Работа- источник дохода | Интерес к содержанию самой работы | Работа- средство социализации | Работа- способ служения обществу | Работа- способ занятость | Работа- источник статуса и престижа |
Япония | 45,4 | 13,4 | 14,7 | 9,3 | 11,5 | 5,6 |
Германия | 40,5 | 16,7 | 13,1 | 7,4 | 11,8 | 10,1 |
Бельгия | 35,5 | 21,3 | 17,3 | 10,2 | 8,7 | 6,9 |
Югославия | 34,1 | 19,8 | 9,8 | 15,1 | 11,7 | 9,3 |
Британия | 34,4 | 17,9 | 15,3 | 10,5 | 11,0 | 10,9 |
США | 33,1 | 16,8 | 15,3 | 11,5 | 11,3 | 11,9 |
Израиль | 31,1 | 26,2 | 11,1 | 13,6 | 9,4 | 8,5 |
Нидерланды | 26,2 | 23,5 | 17,9 | 16,7 | 10,6 | 4,9 |
Все страны | 35,0 | 19,5 | 14,3 | 11,8 | 10,8 | 8,5 |