Отношение детей к гостевым семьям

Все семьи, принимавшие детей разными словами говорят о том, что ребенок не желает возвращаться назад, и очень переживает по этому поводу. Взрослые осознают ответственность и переживают по поводу того, что ребенка не могут взять в семью на постоянно. «Больше всего меня беспокоит понимание того, что раз начал – бросать нельзя. А ведь обстоятельства могут измениться: своего рожу, другого усыновлю, работу найду такую, что не до ребенка буду, с мужем разведусь и тогда средств не хватит… Да мало ли что может произойти!»

Травмирующими для взрослых оказались моменты, когда дети задавали вопрос: «А можно ли мне остаться у вас навсегда? А почему вы не можете оставить меня насовсем?» Кто-то был не готов ответить на него, думая, что раз сказали, что «в гости», то дети их правильно поняли. Многие просто не знали, как отреагировать, чтобы не сделать ребенку больно и потому терялись, уходили от ответа.

Действительно, большинство детей, побывав первый раз в семье, не хотят возвращаться в учреждение, не понимают, почему их возвращают. На вопрос, почему дети так болезненно реагируют на возврат, одна из участниц программы отвечает так: «Вы ездили когда-нибудь за границу и жили в 5-ти звездочном отеле? Трудно морально после такого комфорта возвращаться в родные пенаты, особенно, если в родных пенатах и ванны-то нет и стол, мягко говоря не похож на шведский по разнообразию блюд. Может лучше не ездить, закрыть глаза на мир и не травмироваться? Поездка в гости для детей из детского дома – это один из элементов их жизни, раскрывающая широкий мир за стенами детского дома».

Но, это чаще всего происходит после первого раза. Когда «гостевание» становится более-менее регулярным, ребенок уже переживает гораздо меньше, смиряясь с обстоятельствами, принимая реальность, какой она есть. Наименее болезненно это происходит в тех случаях, когда сотрудники при возвращении ребенка в учреждение выбирают верную линию поведения, говорят серьезно с детьми на эту тему, не рисуя иллюзий или не пугая их за провинность тем, что его больше не отпустят в гости.

Мудрецы утверждают, что характер формируется в преодолении трудностей, без разочарований - нет взросления.

 

Возможно ли продолжение отношений ребенка с семьей

В самом начале многие взрослые не задумываются о возможности и желательности продолжения отношений с ребенком в тот момент, когда забирают его в гости. Тем не менее, у многих устанавливается эмоциональный контакт и возникает потребность в продолжении отношений. Часто инициатива исходит от самих детей: дети звонят приемным родителям, рассказывают о своих успехах в учебе, просят их взять на следующие каникулы и т.д. Некоторые семьи продолжают общаться с ребенком, живущим в интернате, даже тогда, когда не могут его взять на следующие каникулы, выходные. Почувствовав ответственность за того, кого приручили, многие поддерживают отношения по телефону, ведут переписку.

Есть и такие, кто ограничиваются разовым посещением, увидев, что иллюзорные представления о воспитаннике не совпадают с реальным поведением ребенка. Кто-то хотел бы пригласить ребенка в гости, но, понимая ответственность этого шага, не решается на поступок.

 

Причины, которые приводят к продолжению отношений.

В случае обычных родителей (не воспитателей учреждений) это, прежде всего, возникновение эмоциональной привязанности, а так же понимание важности для развития ребенка пребывание вне стен казенного детского дома. Это люди достаточно ответственные.

«Они и с моими детьми тоже подружились. Ну, и к мужу привязались. Особенно эта маленькая, Надька. Так, она как липучка. Повиснет на него и все….»

В случае с воспитателями сиротских учреждений, берущих детей на каникулы, главной причиной продолжения отношений с ребенком после окончания каникул, тоже является эмоциональная привязанность, но также играет роль и осознанное стремление дать возможность детям получить навыки общения в семье и навыки самообслуживания, т.е. профессиональный долг. Поэтому многие воспитатели ориентированы на то, чтобы брать разных детей к себе домой по очереди.

«Взяла потому, что у меня к нему, я вам уже сказала, отношение как к сыну. Мне просто жалко. Это очень добрый мальчик, очень сердцем открытый… Да, я работаю уже второй год с ними. Есть дети, которые выделяются среди других. Этот ребенок меня ничем не огорчил ни разу».

«Конечно, это для детей праздник, даже когда берёшь их на несколько дней, а что уже говорить, когда на целые каникулы. Даже наши психологи и социальный педагог говорили: «Как бы у нас хорошо не было, но дом есть дом».

Среди гостевых семей можно выделить такие группы:

1) те, кто пребывание в гостях рассматривает как более тщательное знакомство с ребенком, с целью дальнейшего принятия в семью на постоянной основе (опека, усыновление или патронатное воспитание);

2) те, кто в принципе не рассматривает возможность усыновления ребенка или взятия его под опеку; для них единственно возможной формой является кратковременный гостевой режим или шефство;

3) те, кто заинтересован в усыновлении, установлении опеки, но не может это сделать по тем или иным причинам. «Нет достаточного времени, чтобы заниматься ребенком; боюсь, что не смогу полюбить его, так как собственного ребенка».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: