Психологи, наблюдавшие за процессом пребывания детей в гостевых семьях отмечают такие особенности

Несмотря на то, что каждый ребенок будет по-своему реагировать на новые впечатления, из-за того, что ребенок жил какое-то (иногда достаточно длительное) время в сиротском учреждении, в его поведении отмечаются некоторые типичные проявления. Кто-то из них будет приспосабливаться к правилам жизни в семье, кто-то может закрыться и отказаться от гостей, кто-то будет колебаться и находиться посередине.

Мы хотели бы остановиться на том. какие поведение и эмоции следует ожидать от ребенка, выросшего в детском доме.

1. Перевозбуждение. Жизнь в детском доме размеренна и предсказуема. Один день почти не отличается от другого. Все процессы организованы по расписанию. И вот рутина и обыденность сменяется новыми запахами, звуками, впечатлениями. Это одновременно и захватывает, возбуждает и, одновременно подавляет. Его поведение может не соответствовать возрасту (катается вверх и вниз на лифте, постоянно крутит диск телефона, беспрестанно нажимает на кнопки пульта, выключателя, принюхивается ко всему, что попадает на глаза и т.п.). Для его органов чувств это перегрузка. А вы хотите, чтобы они, побывав в гостях, узнали и увидели как можно больше нового – это неизбежно приведет к срыву. Поэтому в первые дни постарайтесь свести к минимуму внешнюю активность, поездки и посещения новых мест. Дайте возможность приспособиться к новым условиям жизни в семье.

Жизнь в детском доме организована по расписанию, режиму, она предсказуема. При отсутствии же этого расписания, возможно, ожидать от детей состояний возбуждения, гиперактивности или, наоборот, угнетения и ухода в себя, чудачества. Поэтому во время пребывания ребенка в семье постарайтесь установить расписание близкое к тому, что есть в детском доме, и регулировать время принятия пищи и отдыха в соответствии с ним.

2. Эффект «рога изобилия». Представьте себе чувства ребенка, когда из дома, где все общее и ничего нет своего, он попадает в атмосферу семьи, где у каждого есть свои вещи, что еду можно брать из холодильника, когда проголодаешься. И одновременно осознавать, что это есть только сегодня, а завтра его не может быть, что это временно. Естественно хочется наесться впрок, собрать, спрятать про запас. Если вы в первый день как гостеприимные хозяева разрешите брать все, что хочется и есть сколько угодно в любое время, то он будет это делать всегда. А вы рискуете достаточно быстро закипеть от возмущения то того, что он просит все больше и больше. Многие дети поначалу переедают, поэтому необходимо устанавливать некоторые ограничения. Можно, например, поставить тарелку с фруктами, разрешить съесть все, но предупредить, что как только они закончатся, новых - не будет.

Иногда дети пытаются выпросить или присвоить себе понравившиеся им в вашем доме вещи. Не стесняйтесь сказать ребенку, что это не его, а ваши вещи и поэтому их брать нельзя. Когда вы скажете «нет», ответом быть недовольная гримаса, вспышка злобы или агрессии. Но нельзя формировать у ребенка ощущение вседозволенности, такова «профессия» родителя.

3.Трудности с переключением внимания. Сочетание новизны, восторга, перевозбуждения иногда мешает детям переключиться с одной деятельности на другую. Особенно, если ребенку нравится то, что он делает, и их не заботят последствия, что будет дальше. В таких случаях полезно предварительно предупредить ребенка, сколько он может этим заниматься, спланировать, обговорив с ним, какие дела нужно сделать за день, периодически напоминая о договоре. Нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся и не перевозбуждался, поэтому не планируйте много мероприятий, найдите время для отдыха.

Некоторые дети могут подумать, что на выходных, каникулах полагается ничего не делать и отказываться от помощи по дому. Поэтому лучше их заранее предупредить их об этом. Полезно вечером обговаривать, что успели сделать за день и что нужно будет сделать завтра.

Не бойтесь устанавливать ограничения. Детдомовцы не ждут полной свободы, они знакомы с запретами. Это позволяет им чувствовать себя в безопасности, а вам установление запретов необходимо, чтобы сохранить силы, имущество, уменьшить вероятность разочарования, обиды и недоумения. Прежде чем принять ребенка, осмотрите ваш дом, представьте себе, что у вас будет жить сверхактивный полуторагодовалый ребенок, даже если вы приглашаете ребенка старшего возраста. Продумайте, в каких случаях потребуется установить запрет, что убрать и спрятать от глаз ребенка. Попрактикуйтесь говорить «нет!», действительно имея это ввиду.

4. Переоценка своих сил.  Несмотря на имеющиеся в детском доме ограничения, дети довольно часто предоставлены сами себе. Им свойственно переоценивать свои силы и возможности и недооценивать окружающие опасности. Многие привыкли и нечувствительны к боли. Для этих детей нормально заявлять, что им ничего не страшно, что им ничего не стоит сделать то-то и то-то, в то время как они не имеют малейшего понятия о том, как это делать (например, плавать в бассейне, кататься на коньках, велосипеде). Вы можете их обнаружить на крыше дома, на верхней балке качелей, вершине дерева. Поэтому внимательно следите, чтобы они не попадали в опасные места одни. Эти дети могут обладать нечувствительностью к боли, не жаловаться и не показывать виду, что поранился или получил травму. Если ребенок упал и не плачет, это не значит, что ему не больно. Поэтому пока вы не научитесь его понимать, предвидеть поступки, «видеть насквозь» и не узнаете, на что он способен, следите за ним внимательно.

5. Личная гигиена. В сиротских учреждениях особые условия для поддержания чистоты тела, отличающиеся от домашних. Поэтому поначалу многие дети отказываются от душа, ванны. А другие, наоборот, от получаемого удовольствия устраивают в ванной морское сражение и наводнение. Пока вы убедитесь, что ребенок усвоил правила пользования, не оставляйте их в ванной одних. Если подросток стесняется. То пусть за ним последит взрослый того же пола.

Некоторые дети могут писать в постель по ночам (энурез) или страдать недержанием кала (энкопрез) и очень этого стыдятся. Чаще всего их стыдили за это, смеялись над ними, поэтому они стараются это скрывать, боятся говорить, прячут следы «преступления». Желательно ежедневно проверять постель, относясь с пониманием к проблеме ребенка. Объясните, что нужно делать с мокрой одеждой, а под простыню подкладывайте клеенку. Постарайтесь, чтобы никто кроме вас и ребенка не знал о произошедшем, чтобы не ставить его в неловкое положение.

Если вы столкнетесь с тем, что ребенок мочится мимо унитаза или специально на какие-то вещи, это означает что у него какие-то психологические или физиологические трудности, которые могут разрешить только специалисты.

6. Отход ко сну. В детском доме дети идут спать строго по расписанию без сказок и длительных уговоров. Поскольку в возбужденном состоянии ребенку трудно заснуть, постарайтесь, чтобы перед сном он расслабился, успокоился.

 Многие дети никогда не оставались на ночь одни и потому, если у вас есть ребенок того же пола, лучше положить их в одной комнате или побыть с ним до тех пор, пока не заснет. Дети часто боятся темноты, т.к. в темноте появляются страхи, которые забываются днем. В детском доме не редкость, когда ночью ребенок подвергается унижениям, побоям, психологическому насилию. Поэтому можно оставлять в комнате ночник, быть неподалеку от него. Иногда можно поставить его кровать в одной комнате с собой, но лучше не позволять спать в своей кровати. Лучше заранее показать ребенку расположение комнат в квартире и дать понять, что вы рядом.

7. Травматичный опыт. Дети, перенесшие в своей жизни травму, насилие могут проявлять беспокойство, испуг, гипербдительность, с трудом доверяют взрослым. Они с трудом контролируют свои чувства и могут неожиданно резко реагировать на вполне благоприятные обстоятельства. И наоборот, такие дети могут быть привязчивыми, беспокойными, требовательными, боятся потерять взрослых из виду. У них могут быть необъяснимые страхи, навязчивые мысли, ночные беспокойства и кошмары. Резкую реакцию могут вызвать те обстоятельства, звуки, запахи, которые напоминают о перенесенном стрессе.

Если у ребенка проявляются подобные признаки, важно не просить его рассказывать о событии, послужившем причиной травмы, а выяснить, что вызывает его беспокойство на данный момент. Помочь им может мягкость, теплота, доброта, терпения и забота. Попытайтесь понять, что его пугает и беспокоит, дайте понять, что вы его защитите.

Почти у всех детдомовских детей есть диагноз типа ЗПР – задержка психического развития. Это совсем не значит, что он дурак. Задержка происходит от того, что жизнь в учреждении бедна впечатлениями, эмоциями. Дети лишены возможности выходить за пределы отведенного пространства, контактировать с посторонними людьми. Просто ребенку в нужное время не уделяли достаточного внимания, поэтому некоторые психические, речевые, моторные и т.п. навыки у него развиты в меньшей, чем положено по возрасту, степени. При попадании в семью и должном обращении и внимании это компенсируется довольно быстро и даже при регулярном «гостевом режиме». Кроме того, у большинства из них был недостаток тактильных ощущений еще в раннем детстве. Поэтому по возможности (но тут важно не переборщить) не стесняйтесь – гладьте, обнимайте их, целуйте. Лучше, конечно, по поводу – за хорошо сделанное дело, например, за прочитанный до конца стишок. А можно и без повода – просто иногда прижать к себе.

Так в течение дня ребенку приходится выполнять много разнообразных действий, нет необходимости тренировать все навыки. Лучше уделить внимание сначала одному навыку, а в другой раз - другому, выбирая наиболее значимые.

Для успешного формирования навыка необходимо последовательно показать ребенку каждую стадию процесса, не забывая хвалить ребенка даже за самое маленькое достижение.

Например, во время умывания и принятия душа круг навыков: мыться чисто и вытираться насухо; чистить зубы, мыть голову по мере загрязнения; дезинфицировать ранки и прыщи, не трогая их руками; омывать половые органы; убирать за собой в туалете, душе; уметь правильно подобрать чистую одежду, грязную помещать в стирку.

Навыки во время еды: вымыть руки, накрывать на стол, пользоваться викой и ножом, следить за пережевыванием пищи, просить другого передать, то, что сам не можешь достать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, не переедать, поблагодарить, убрать со стола после еды, прополоскать рот после еды.

Очень важно сразу же установить принятые в семье «правила игры». Типа - у нас в доме не кричат, не ругаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», если что-то просят, без спросу ничего не берут, заботятся друг о друге и т.п. Важно акцентировать внимание и на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, о ценности ее для вашей семейной истории, «включите» его таким образом в свою семью, дайте ему тем самым понять, что вы его не считаете чужим и доверяете ему семейные «секреты» и традиции. Может, он, конечно, и забудет об этом тут же, а, с другой стороны, возможно, заигравшись, все-таки поосторожнее будет обходиться с этой вазой.

Не ленитесь повторять – убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки и т.д. и т.п. У многих детдомовцев и таких элементарных навыков нет. (Впрочем, чего греха таить, и домашние дети зачастую об этом с большим удовольствием «забывают»). Для этого и нужно все это повторять неоднократно, напоминать (но опять же, не превращаясь в домомучительницу). Главное – без надрыва и чтобы ребенок понимал, что это, конечно, проступок, но не преступление, за которое его сейчас отправят на каторгу.

Ребенка можно вовлекать в дела семьи, особенно если он сам изъявляет желание, не говорить, что тебе это рано или ты этого не сумеешь сделать. Пусть попробует, а в случае затруднений поддержать его, помочь справиться с трудностями. Очень хорошо сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка (типа «у нас в семье у каждого есть обязанности!»). Например:

· поручить ему вынос мусора или кормление рыбок в аквариуме,

· выгуливание собаки,

· ответственность за "младшего брата" или просто за младшего,

· приготовить подарок на день рождения,

· испечь пирожки или приготовить салат и т.д.

Но при этом многому детей надо учить – и стирать (часто они вещи просто сдают на прачечную), и зашивать (для этого в детдоме частенько есть швеи, к которым они бегают, чтобы им что-то починили), и гвозди забивать (для этого в детском доме плотник имеется)…

Делаете что-то по дому – привлекайте его ко всему: готовите обед – пусть он что-то поднесет, порежет, убираетесь в квартире – пусть протрет пыль на полочках и т.д. Не следует принуждать или заставлять обязательно сделать что-то. Новым навыкам обучать маленькими порциями, ежедневно напоминать о том, что нужно сделать.

Как подготовиться к приему ребенка?

К чему нужно быть внутренне готовым, становясь наставником (шефом) воспитаннику детского учреждения?

1. Прежде, чем вы заберете своего питомца в гости, помните – эти дети вам ничем не обязаны. Пока, по крайней мере. Сам факт того, что вы взяли их к себе домой, к долгосрочным и тесным отношениям с вами их еще не обязывает. Вы берете их к себе в гости потому, что У ВАС, в первую очередь, есть такая потребность (у них, разумеется, тоже, но не об этом сейчас речь). Поэтому ждать от них сиюминутных благодарностей, внимания к вашей персоне и к вашим домашним не стоит. И обижаться на это не стоит. У многих из них такой «навык» просто еще не сформировался. Многие из них даже «спасибо» и «пожалуйста» не научены говорить в должной мере.

2. Следующий важный момент – домашних тоже необходимо подготовить к визиту пока еще чужого ребенка. Перед прибытием ребенка поговорите со своими детьми, дайте возможность выразить им все свои чувства и отношение к этому событию. Постарайтесь, по возможности ответить на все их вопросы.  И у них, и у вас в отношении него могут быть чересчур завышенные ожидания (ах, вот мы сейчас играть будем, мы сейчас читать будем, пятое-десятое). А он придет, уставится в телевизор (или компьютер) на весь день, да к тому же еще и «пошлет» вдруг кого, капризничать начнет – эти дети тоже ведь переживают своеобразный «стресс» от попадания в новую среду, им надо адаптироваться. «Алешу заинтересовали в нашем доме только две вещи – компьютер с играми и кошка. Если удавалось оттащить от компа, тут же усаживался перед телевизором. Отвлекался только, если к нему походила кошка. Прогулки, игры со мной или дочкой, книжки, игрушки – все это только отвлекало и мешало играть на компьютере. Дочка из кожи вон лезла, чтобы угодить Алеше, развлечь. Он абсолютно не настроен идти с ней на контакт: «Отвали, дура!» Когда мы отвезли мальчика в интернат, Алена сказала: «Я не хочу, чтобы он к нам опять приезжал. Он мне физически не нравится!»

И если к вам они, возможно, более или менее привыкли уже, то к вашему супругу или детям – нет, для них они – чужаки. Их (этих ожиданий) не должно быть в принципе. Это немного другие дети, практически не имеющие опыта нормального обитания в семье. И этому опыту обучить должны его вы. Это будет долго, сложно, но если вы готовы взвалить на себя такую ношу – то держитесь до конца. Может, от такого ребенка и проще «юридически» отказаться, если что-то пойдет не так, но это чревато очень серьезными психологическими травмами. И для вас, в том числе.

Очень важно заранее выстроить 4доверительные отношения между ребенком и членами семьи, создать состояние радостного ожидания. Это можно сделать еще до прихода ребенка в дом. Ребенку стоит показать фотографии дома, членов семьи, имеющихся в доме животных, а домашним – фотографии будущего гостя.

Кроме это рекомендуем некоторые дела сделать заранее, а другие - можно сделать и в день прибытия ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: