Биографические предпосылки - метафизические основания - теологические основания
Биографические предпосылки синтеза Оригена
A.Образование
Ориген - рождённый Оросом, грек по рождению. Местом рождения его, по всей вероятности, была Александрия. Год рождения спорен: большинство ученых считает таковым 185 год.
Ориген происходит уже из христианской семьи 22, что само по себе показатель начала глубокого укоренения христианства в конгломерате империи. Отец Оригена не просто христианин, он был преподавателем начального христианского училища; его должность обозначалась как γραμματικός. Именно отец и был первым учителем сына. Но он смог не только привить ему любовь к христианской мудрости, но и дать личное свидетельство христианского мученичества, которое стало целью всей жизни Оригена. Начальное обучение Оригена состояло, как то и было принято в те времена, в заучивании наизусть известных текстов и в ответах на вопросы, причём Ориген изумлял своего отца углублением в текст Писания. Как замечает Евсевий, Ориген занимался изучением Писания более чем положено. Он очень хотел знать в чём смысл богодухновенной книги 23. Будучи по натуре увлекающимся и решительным, Ориген искал мученической смерти со своим отцом в 202 (203) году, от чего был искусно отклонён своей матерью, спрятавшей одежду сына. Стыд победил рвение и молодому Оригену осталось только написать отцу своё первое увещевание “Держись, не передумай ради нас” 24, первое свидетельство его искренней веры. Отец не передумал.
|
|
Всё имущество семьи было конфисковано. Мать осталась одна с семью детьми, из которых Ориген был старшим. Ему было 17 (20) лет. Сперва Оригена взяла к себе как приёмного сына одна богатая и известная женщина в Александрии. Но вместе с Оригеном она приютила у себя некоего Павла из еретиков валентиниан, что побудило Оригена отказаться от опеки этой женщины. Он ни в какую не хотел становиться на молитву с этим Павлом, собиравшим вокруг себя множество народа. Ревностность его ещё раз доказывает христианское воспитание Оригена. Как говорит Евсевий, он с детства хранил церковное правило 25.
Теперь он сам зарабатывает на жизнь уроками, при этом содержит свою мать с братьями. У него вошло в привычку сопровождать христианских мучеников до места казни, не боясь быть схваченным римскими солдатами или растерзанным беснующейся толпой. Всё это создало ему ещё в столь раннем возрасте огромную популярность в Александрии, которая подкреплялась его огромной образованностью в области философии и христианской апологетики. Отец продвинул его в науках эллинских; после его кончины он целиком отдался их изучению, достаточно подготовив себя к обязанностям грамматика; он вскоре после смерти отца занялся преподаванием и щедро обеспечил себя всем по своему возрасту необходимым 26.
|
|
В 202 г. знаменитый Климент Александрийский, начальник христианского огласительного училища, у которого некоторое время учился Ориген, покидает Александрию и отправляется на восток, после чего след его теряется. Тогда, в 203 г. именно Ориген приглашается в училище многочисленными поклонниками его проповедей и вскоре епископ Димитрий (189-231) утверждает его на посту начальника крупнейшего в христианском мире училища. Оригену было восемнадцать лет, когда он стал во главе училища для оглашаемых 27
К Оригену толпами приходили желавшие поучиться у него и толпами же приходили язычники, желавшие его наказания. Один из первых учеников и обращённых Оригеном был Иракл - будущий епископ Александрии. В это время Ориген ведёт строжайшую аскетическую жизнь, отказываясь принимать помощь от друзей. Такая жизнь привлекала к нему множество людей, но “в конце концов ему стала грозить тяжелая лёгочная болезнь” 28. Он не боясь опасности провожает мучеников до самого места казни и терпит за это всяческие оскорбления от язычников. Однажды в его жизни произошёл перелом. Решив, что он не сможет справиться с большим наплывом учеников, Ориген посчитал, что преподавание грамматики несовместимо с преподаванием слова Божия и продал все сочинения древних авторов, которые очень долгое время с любовью собирал.
Считается, что примерно в 18 - 19 лет, буквально поняв слова: “Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” 29, Ориген оскопил себя. В этом был и “практический” смысл: ему приходилось проповедовать и беседовать не только с мужчинами, но и с женщинами, что порождало различные нелицеприятные слухи и клевету со стороны язычников. Самооскопление считалось в Римской Империи смертным преступлением, а некоторые иудействующие, основываясь на ветхозаветной традиции, считали, что нельзя людей с подобным физическим недостатком посвящать в сан и в своё время недображелатели Оригена воспользуются этим проступком его молодости, но поначалу епископ похвалил Оригена за такое “усердие”. Следует отметить, что сам факт нормального отношения к Оригену в этот период и отсутствие претензий наводит на сомнения относительно действительности такой операции. Современные исследователи Оригена считают этот случай позднейшим вымыслом с целью компрометации Оригена.
Заключение. Мы рассмотрели некоторые аспекты жизненного пути Оригена, которые дают понимание специфики его учения как синтеза двух феноменов культуры - философии и религии. При написании этой главы автор исходит из того, что никакое культурологическое исследование невозможно без рассмотрения конкретного материала становления соответствующих культурных феноменов. Развиваемая человеком духовная деятельность тесно сопряжена до отражения с динамикой человеческой жизни, которая и полагает данную культуру. Ориген был погружён мир современной ему культуры и не боялся его, что было свойственно в то время ещё большинству христиан. Он без сомнений принимает то содержание античной культуры, которое может стать фактором, помогающим ему осмыслить христианское мировоззрение в терминах античной культуры. Он примиряет в себе оба мировоззрения, без чего невозможно было их полноценное взаимодействие.