Медико-биологические методы коррекции

Важное место среди методов коррекции, повышающих работоспособность организма, а также защищающих от возникновения всевозможных негативных явлений, связанных с производственной и физкультурно-спортивной деятельностью, занимают медико-биологические методы,указанные в таблице 1.

В медико-биологических методах к первому уровню относятся постоянно используемые методы, а ко второму – применяемые по необходимости.

К постоянно используемым методам относятся двигательная активность, режим труда и отдыха, сна и питания и другие являющиеся главными факторами восстановления организма, способствующие ускорению реабилитационных процессов и преодоления утомления.

Множество причин, которые влияют на работоспособность, означают комплексный подход к профилактике вопросов коррекции в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе и производственной деятельности.

Они включают в себя физиотерапевтические и медико-климатологические методы профессиональной реабилитации, определяющие решение следующих проблем:

-состояние здоровья и общей трудовой деятельности, учет изменения функционального состояния студента на уровне функциональных систем организма;

-прогнозирование и выявление негативной динамики, выявление взаимосвязи динамики изменений функционального состояния студента в зависимости от изменения внешней среды;

-изменения функционального организма студента, предупреждение его негативной динамики.

Второй этап медико-биологических методов коррекции применяется по необходимости. В коррекционно-восстановительных мероприятиях успешно применяются разного вида терапии (физиотерапия, мануальная и др.)

В качестве приемов коррекции функционального состояния студентов эффективным является физиотерапия. Тут успешнее всего могут быть применены электрофорез и микроэлектрофорез веществ-регуляторов разнообразных функций, объемные температурные воздействия, электростимуляция, УВЧ, ультразвук и др.

 

Таблица 1. Медико-биологические методы коррекции

уровень

Двигательная активность

Питание,

Витамины

Режим труда и отдыха

Закаливание

Очищение организма

Виды спорта

Системы физических упражнений

2 уровень

Лечебная физическая культура

Фитотерапия Физиотерапия Фармакология

Терапия

Массаж

При заболеваниях сердечнососудистой системы, органов дыхания, нервной системы, неврозах, опорнодвигательного аппарата, органов грудной клетки и брюшной полости, пищеварения, заболеваниях обмена веществ.

Фитонциды, успокаивающие, обезболивающие, возбуждающие и др. в виде отваров, настоев, чаев, ингаляций. Электрофорез, Фоногенез, магнито, лазеро, парафино, электро, аудио, спелео,. Галогрязе, УВЧ, ультрафиолетовое излучение. Тонизирующие, транквилизаторы, Противогипоксийные, Адаптогены.

Мануальная,

Иглорефлексо

баро

цвето

аэро

гидро

эрго

гелио

биотермо

тейпы, анестезия, блокады.

Лечебный, спортивный, медицинский, косметический, (ручной, аппаратный, комбинированный).
               

 

Для восстановления мышц и связок после травм, а также лечения опорно-двигательного аппарата широко применяются гели, кремы и мази.

Тонизирующим средством восстановления и увеличения работоспособности организма человека являются массаж и самомассаж. Эти процедуры улучшают кровообращение, ускоряется ток крови и лимфы, увеличивается подвижность в суставах, улучшается эластичность и прочность мышечных сухожилий и связок, повышается работоспособность мышц, они обильнее снабжаются кислородом и необходимыми питательными веществами, скорее происходит освобождение от продуктов распада.

Студенты должны осваивать основные приемы классического (восстановительного) массажа и самомассажа, в ВУЗах на методико-практических занятиях по физической подготовке.

После больших физических нагрузок и психически нервных напряжений используются транквилизаторы и седативные средства (амизил, мебикар, седуксен, тауремигин, мозепам и др.), для снятия невротического состояния.

Физические упражнения занимают преимущественное место в комплексе медико-биологических методов коррекции и восстановления работоспособности. Рациональное применение физических упражнений как педагогических и медико-биологических приемов коррекции помогает эффективному восстановлению различных органов и организма в целом после напряженной трудовой и физкультурно-спортивной деятельности.

Силовые и скоростно-силовые упражнения применяются для улучшения кровообращения, ускорения обмена веществ, компенсации ухудшенной силы и скорости сокращения мышц, положительно воздействуют на укрепление сердечно-сосудистую и дыхательные системы.

Изометрические упражнения оказывают положительное воздействие на предупреждение атрофии мышц.

Упражнения на координацию движений применяются для создания нужного настроя на профессиональную и физкультурно-спортивную деятельности, восстановление и совершенствование нарушенного ритма дыхания в результате утомления.

Корригирующие упражнения применяются для укрепления и восстановления грудной клетки, стоп, позвоночника и других опорных частей тела до нормального состояния после травм и различных повреждений. В таких упражнениях направленного действия, выполняемых из конкретных исходных положений, используются силовое напряжение с растягиванием. Исправлению сутулости помогает выполнение круговых вращений в суставах, укрепление мышц спины и упражнений на растягивание грудных мышц.

Психологические методы коррекции в профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности отражены в таблице 2.

Согласно таблице 2, рассмотрим психопрофилактические средства, как наиболее эффективные и доступные.

Аутогенная психорегулирующая тренировка – это метод психологической коррекции, одно из средств психической саморегуляции, когда человек внушает самому себе при помощи мысленных образов, словесных формул, самовнушения, это благотворно воздействует на организм человека, на его системы и отдельные органы, повышая их деятельность и восстанавливая после усталости или других негативных состояний. Воздействие А.Т. осуществляется посредством самовнушения и самогипноза.

Психическая саморегуляция может проходить в специально предназначенном для этого помещении или на занятиях по физической подготовке, а также в домашних условиях.

Одним из методов гипнотизации и самогипнотизации является психорегулирующая аутогенная тренировка. Этим методом, основу которого составляет современная физиология, может овладеть практически каждый обучающийся, верящий в действенность аутотренинга и имеющий некоторый запас терпения.

В физкультурно-спортивной деятельности используются новые приемы аутотренинга, представляющие собой определенные разработки методов для психокоррекции с применением приемов мышечного расслабления и дыхательных упражнений с удлиненной фазой выдоха, которые были использованы в некоторых тестах с участием спортсменов из различных видов спорта.

 

Таблица 2. Психологические методы коррекции

Психогигиена Профилактика Психотерапия
-Наличие и формирование целевых установок. -Сохранение и укрепление психического здоровья благодаря соблюдению здорового стиля жизни. -Культура межличностного общения и поведения в семье, коллективе. - Создание условий для предупреждения психического перенапряжения и отрицательных хронических эмоций. -Самоуправление, самоорганизация. э- Самоконтроль. -Мотивация деятельности. -Формирование ценностных ориентаций. -Профессиональная ориентация. -Профессиональный отбор. -Специальные психологические мероприятия по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. -Использование специальных физических упражнений. -Врачебно-педагогические наблюдения и контроль. 1.Коррекция жизнен-ных установок и ценностных ориентаций. 2.Психическая саморегуляция. -самовнушение; -аутогенная тренировка; -мышечная релаксация; -дыхательная гимнастика; -тренинг социальных умений. 3.Специальная психо- терапия с помощью: -врачебных консультаций; -специальной психи-ческой тренировки; -логического мышления; -компьютерных игр; -социально-психологического тренинга.

 

По окончании учебно-тренировочных занятий или спортивных соревнований используются 12-15 минутные приемы аутотренинга с общим расслаблением по окончании кратковременного напряжения мышц. Он выполняется вместе с дыхательными упражнениями в сочетании с удлиненным расслабленным выдохом с концентрацией на нем внимания и самовнушением восстановительного отдыха.

Нарастающие стрессы и перегрузки в современной физкультурно-спортивной, бытовой, производственно-трудовой деятельности, политико-экономическая нестабильность, конфликтные ситуации, высокая социальная напряженность дают основание на необходимость для разработки проблем коррекции.

Проблема коррекции может рассматриваться весьма объемно и многообразно в комплексности имеющихся методик.

В последние годы для психофизиологической профилактики и гигиены обеспечения физического здоровья широко применяют нетрадиционные (не медикаментозные) методы, основывающиеся на богатом, многовековом опыте восточных гимнастик.

Восстановление работоспособности и использование имеющихся в настоящее время методов коррекции ПВК носит преимущественно узконаправленный характер. Есть основание для создания оптимальной научно-обоснованной программы коррекции. Такая программа обязана учитывать специфику профессии, увлечения различными видами спорта и комплексами физических упражнений; факторы риска заболеваний, наличие отклонений в здоровье, снижение функциональных резервов организма, наличие хронических заболеваний, физическое состояние здоровья. Необходимо учитывать убедительность проводимых мероприятий в зависимости от контингента; периодичность и системность воздействия средств и методов коррекции и реабилитации – семестр, курс, весь период обучения; научное обоснование целесообразности и эффективности использования тех или иных средств и методов.

На данном этапе интенсивности профессиональной трудовой деятельности, а также повышение требований к психофизиологической готовности без применения различных восстановительных средств нельзя улучшить показатель профессиональной работоспособности человека.

Главной проблемой педагогического эксперимента, достигнутого в процессе второго этапа этого исследования, было обоснование эффективности использования в учебном процессе по физическому воспитанию методов коррекции профессионально важных качеств. Намечалось, что применение таких методов в учебном процессе может проявиться с наибольшим эффектом в пределах определенного курса. Эксперимент проводился в нескольких учебных группах студентов, отнесенных к экспериментальной и контрольной группе.

У студентов экспериментальной группы для коррекции ПВК из педагогических методов достаточно широко применялись релаксационные упражнения и системы дыхательных упражнений, различные средства и методы физического воспитания, четко контролировалось соответствие тренировочной нагрузки с функциональной и физической подготовленностью.

В системе медико-биологических методов коррекции ПВК студентов опытной группы применялись: контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, оптимальные режимы труда и отдыха, питания и сна. Применение такого вида спорта, как плавание, имело эффект закаливания студентов и нуждалось в дополнительных средствах.В некоторых случаях для достижения оптимальной работоспособности, а также при различных заболеваниях, и травмах применялись некоторые медико-биологические методы второго уровня: врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль, лечебная физкультура, некоторые виды терапии, массаж.

С применением психологических приемов на первом и втором курсах проводились занятия с учетом сохранения и укрепления психического здоровья студентов, использование условий для предупреждения нервно-эмоционального, психофизиологического утомления, с использованием для этого плавания и специальных физических упражнений, формирование четких жизненных установок, соблюдение культуры учебного труда и культуры человеческого общения и поведения.

Методы психического воздействия на третьем курсе были сосредоточены на формирование профессиональной ориентации, самоорганизации, самоуправления студентов с применением психической саморегуляции (самовнушение, аутогенная тренировка) и мотивацию профессиональной деятельности.

Вывод

 

Актуальность ППФП представителей различных профессий обуславливается местом и ролью этих профессий в народном хозяйстве, высокими темпами развития отрасли, в которой работает или предстоит работать специалисту, большой долей личного фактора в обеспечении эффективности производства и повышения производительности труда, а также высокими требованиями к физической и психической подготовленности работников. Понятно, что поскольку ППФП непосредственно связывается с какой-либо профессиональной деятельностью работающих или готовящихся к производительному труду, то направлений ППФП может быть столько, сколько видов профессий определяется потребностями общественной жизни. Многообразие таких условий требует разработки специальных программ по физической подготовке работников всех отраслей производства, в том числе машиностроительной сферы. По нашему мнению, это будет способствовать более эффективной производственной деятельности, повышению общей работоспособности и улучшению состояния здоровья, особенно профилактики профессиональных заболеваний. Поэтому курс ППФП предусматривает формирование соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности специалистов. Для ВУЗа основная задача профилированного физического воспитания состоит в том, чтобы студенты уже на стадии поступления в ВУЗ более осознанно подходили к процессу физического воспитания, проявляли больше самостоятельности и активности в процессе обучения. Рассмотренные мною требования являются наиболее подходящими для специальности коммерция.

 

Использованная литература

1. Агаджанян Н.А., Чернякова В.Н. Динамика циркадных ритмов в условиях изменения газовой среды и гипоксии. Физиология человека. – М.: Мысль, 1982. - Т. 2. -С.179-191.

2. Актуальные направления и методы научных исследований по физической культуре в вузе: Методическое пособие под общ. ред. В.А. Щеголева, В.Г. Щербакова. - СПб., 1999. - 128 с.

3. Андреев В.И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технтческих училищ МВД Росии: Дис. … канд. пед. наук. – М.,1995. – 153 с.

4. Апанасенко Г.Л., Волков В.В., Науменко Р.Г. Распределение студентов на медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях физическими упражнениями // Первая всесоюзная учеб.-метод. конф. «Физическое воспитание студентов медицинских и фармакологических институтов в системе подготовки специалистов здравоохранения». - Харьков, 1985. - С. 32.

5. Атрощенко В.А. и др. Профессионально-прикладная физическая подготовка в академии гражданской авиации //Физическая культура в современном образовании. - СПб., 1993. - С. 92.

6. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. – М.: Медицина, 1990. – 191 с.

7. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие.- Л., 1993.-152с.

8. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1990. - 286 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: