Субъекты информационных избирательных отношений

 

Особенности информационных избирательных правоотношений находят свое выражение в составе их участников (субъектов), в содержании и в объектах этих правоотношений.

Специфическим признаком субъектов избирательных информационных правоотношений является то, что они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с распространением и получением информации о выборах в период избирательного процесса. Соглашаясь с выводом о том, что субъекты избирательных правоотношений могут быть отнесены к нескольким основным группам, следует констатировать, что вступая в избирательные отношения информационного характера, они становятся субъектами избирательных информационных правоотношений.

Индивидуальными субъектами избирательных информационных правоотношений являются избиратели - граждане, обладающие активным и пассивным избирательным правом. Часть избирателей по своему усмотрению и в соответствии с законами о выборах приобретают в избирательном процессе различные правовые статусы: кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей по финансовым вопросам, наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса и т.д.

Избиратели, выступая стороной избирательного информационного правоотношения, могут быть получателями или распространителями информации.

В сфере распространения информации избиратели в статусе зарегистрированных кандидатов, например, обладают, по сравнению с другими избирателями, иными правами и обязанностями. При этом распространители информации могут быть представителями СМИ, лицами, замещающими государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, государственными или муниципальными служащими, военнослужащими, членами избирательных комиссий, наблюдателями и т.д.

В свою очередь распространители информации, являющиеся представителями СМИ, могут быть их собственниками, акционерами, должностными лицами, журналистами и т.д. В совокупности перечисленные и иные юридически значимые с точки зрения законодательства о выборах особенности определяют специфику правового статуса каждого индивидуального субъекта избирательных информационных правоотношений.

К числу коллективных субъектов избирательных информационных правоотношений могут быть отнесены органы государственной власти и органы местного самоуправления, политические партии, избирательные объединения, избирательные блоки, избирательные комиссии, редакции периодических печатных изданий, организации телерадиовещания и т.д. При этом отличительной чертой их статуса в рамках избирательного информационного правоотношения является то, что они, как правило, реализуют принадлежащие им права на распространение информации о выборах опосредованно - через должностных и доверенных лиц, через иных уполномоченных представителей.

В содержание избирательных информационных правоотношений входят субъективные юридические права и обязанности их участников - субъектов этих правоотношений.

К субъективным правам избирателей следует отнести, например, право на своевременное получение достоверной информации о назначении выборов, о дне и порядке голосования на соответствующих выборах (п. п. 1, 3 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), о сроках выдвижения и регистрации кандидатов, о сроках, порядке и правилах участия в предвыборной агитации, о политических программах зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, о результатах выборов, о расходовании бюджетных средств на проведение избирательной кампании и др. Субъективные права зарегистрированных кандидатов в рамках избирательных информационных правоотношений включают право на проведение в допускаемых законом формах и законными методами предвыборной агитации, в том числе через СМИ, а также иные права, например, право на своевременное получение информации о дате, месте и порядке проведения организующей выборы избирательной комиссией жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени для предвыборной агитации на каналах соответствующих организаций телерадиовещания.

Российское законодательство о выборах наделяет коллективных субъектов избирательного процесса, таких, как политические партии, избирательные объединения и избирательные блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов, государственные организации телерадиовещания, и других, многочисленными юридическими правами и обязанностями. В связи с этим уместно предположить, что избирательное право, являясь подотраслью конституционного и частью публичного права, содержит, в отличие от конституционного права, понятие правосубъектности перечисленных и других коллективных субъектов избирательного процесса, фактически приобретающих в ходе выборов статус юридических лиц публичного права. В таком случае появляются основания говорить о субъективных юридических правах не только индивидуальных, но и коллективных субъектов избирательных информационных правоотношений.

Субъективные права политических партий, избирательных объединений и избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, государственных организаций телерадиовещания включают, в частности, право на своевременное получение информации о дате, месте и порядке проведения организующей выборы избирательной комиссией жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени для предвыборной агитации.

К субъективным правам избирательных комиссий следует отнести, например, право на получение в установленные федеральными законами, законами субъектов Федерации о выборах сроки ответов на обращения в общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, в том числе осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (п. 16 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав...").




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: