Формирование казахстанской модели развития малого и среднего бизнеса

В настоящее время в Казахстане темпы развития малого и среднего бизнеса не соответствуют темпам роста экономики. Это обусловлено тем, что перспективы и задачи развития малого и среднего предпринимательства рассматриваются только в контексте его собственных проблем, без взаимосвязи с общей системой целей и приоритетов развития государства на среднесрочную перспективу.

В этом отношении для Казахстана показателен опыт таких стран, как КНР, Венгрия, Латвия, добившиеся за последнее десятилетие весомых экономических и социальных результатов благодаря углублению государственной политики развития малого и среднего предпринимательства в русле стратегических приоритетов государства. Инструментом реализации этой политики была разработка ими собственных, гибко адаптированных к местным условиям моделей развития малого и среднего предпринимательства.

Например, в Китае уже длительное время практикуется “многосубъектное управление”, т. е. созданы отраслевые органы управления и имеется специальный орган для согласования зарубежного сотрудничества малых и средних предприятий - Координационный центр зарубежного сотрудничества малых и средних предприятий Китая. Правительство КНР большое внимание уделяет подготовке управленческих кадров различных категорий для предприятий малого и среднего бизнеса, а также развитию системы технического новаторства через Фонд технологических инноваций для малых и средних предприятий. Специфика китайской модели заключается в развитии малого предпринимательства через государственные институты управления, при этом деятельность малых предприятий Китая направлена на решение задач государства.

В Венгрии был принят специальный Закон о развитии и поддержке малого бизнеса, который изначально определил различные малые формы хозяйствования: микро-, малые и средние предприятия. Такое многообразие форм позволяет более эффективно осуществлять отдельные меры содействия, определяя возможные ниши каждой из групп малых предприятий в развитии различных отраслей экономики. На малые и средние предприятия в Венгрии приходится 50% ВВП, 2/3 численности занятых в экономике, 20% экспорта и 99% общего числа предприятий.[5]

Политика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Венгрии опирается на мощную бюджетную “подпитку”. Венгерские предприниматели могут рассчитывать не только на целевые бюджетные субсидии, но и на значительные налоговые льготы. Действующие в стране законодательство выделяет 4 группы налоговых льгот: общие налоговые льготы, рассчитанные на стимулирование инвестиций; налоговые льготы, направленные на НИОКР; налоговые льготы, специально ориентированные на представителей малого и среднего бизнеса; региональные налоговые льготы. Малые предприятия могут воспользоваться как специальными, так и общими налоговыми льготами в области инвестиций и инноваций, что подчеркивает высокую степень интегрированности малых форм хозяйствования в общие процессы подъема экономики.

Важную роль предприятий в венгерской экономике обуславливает такой важный фактор, как разнообразные виды интеграции малого бизнеса в большие хозяйственно-кооперационные системы при лидерстве крупных предприятий высокого технологического уровня (“кластерная система”). Примером “кластерной системы” могут служить новые центры автомобильной промышленности в Венгрии, где ныне представлены многие мировые лидеры в этой отрасли, создающие на местах с участием венгерских предприятий достаточно крупные кооперационные вертикально интегрированные системы.

Специфика венгерской модели заключается в реализации принципа координации функций государственного управления экономикой. Это означает, что при внесении изменений в действующие механизмы экономического регулирования обязательно представление заключения о том, как эти изменения скажутся на экономических показателях малого и среднего бизнеса. Законом предусмотрено активное вовлечение малых и средних предприятий и их организаций в процесс принятия государственных решений в области экономического регулирования, для чего предполагается усиление функций национального Совета по развитию предприятий.

В Латвии достигнуты довольно высокие темпы развития малого и среднего бизнеса - более 50% ВВП. На основе предложений Ассоциации малых и средних предприятий был сформирован и утвержден базовый документ, регулирующий деятельность малого и среднего бизнеса - Коммерческий закон. Законом определены конкретные виды коммерческой деятельности, при этом не всякая предпринимательская деятельность является коммерческой (закон не распространяется на индивидуальное сельскохозяйственное производство и ремесленничество). Закон предусматривает, что физическое лицо обязано зарегистрироваться как индивидуальный коммерсант в случае, если годовой оборот от хозяйственной деятельности превышает 330 тыс. долларов США, или оборудовано постоянное место для оказания услуг или продажи товаров, или приняты на работу как минимум пять работников. В случае, если ни один из этих показателей не превышен, физическое лицо может самостоятельно решать -регистрироваться в качестве индивидуального коммерсанта или нет. Зарегистрировав свою фирму, коммерсант обладает правами на ее защиту. В отношении налогов также выгоднее регистрироваться. Это дает возможность уменьшить подоходный налог и платежи обязательного социального страхования.

Специфика латвийской модели заключается в том, что руководство Латвии стремится подготовить своих предпринимателей к новым условиям ведения бизнеса, заключающимся в законодательном урегулировании всего процесса предпринимательской деятельности.

В контексте приведенной зарубежной практики, для Казахстана также представляется актуальным разработка собственной адаптированной к казахстанским условиям модели развития малого и среднего предпринимательства.

Существующий в Казахстане сектор малого и среднего предпринимательства представляет неоднородную массу и в реальности выглядит следующим образом. Если по организационно-правовой структуре предприниматели разделяются на юридические лица (малые и средние предприятия) и физические лица (индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства), то с точки зрения условий, мотивации и целей их можно разделить на следующие группы.

Первая группа - это “микро” предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме физического лица, в своем большинстве это индивидуальные предприниматели и семейные или крестьянские хозяйства. Занимаются традиционными видами деятельности - мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, ремесленничество, розничная торговля. Проведенное обследование индивидуальных предпринимателей показало, что 90% выпущенной ими продукции приходится на производство продуктов питания, 3,5% - на производство текстильной и швейной продукции и 3,1% - на производство древесины и деревянных изделий. Отличительными особенностями индивидуальных предпринимателей является то, что они не склонны к перемещению капитала в другие виды деятельности или регионы, заинтересованы в стабильности и не охотно идут на изменения, у них свой определенный круг потребителей. Гарантией существования такого типа предпринимателей выступают местные природные ресурсы, покупательная способность местного населения, предпочтения потребителей, традиционная специализация. Данный вид предпринимательства будет существовать всегда: крупные производители не смогут его вытеснить, так как ресурсы и спрос носят локальный и часто специфический характер.

В то же время следует признать, что несмотря на постоянное наращивание этой категорией предпринимателей производства сельскохозяйственной продукции, эта категория предпринимателей не способна обеспечить стране продовольственное благополучие, так как производство ведется здесь практически вручную и по самым примитивным технологиям. Специфика производства личных подсобных хозяйств состоит в том, что их поведение не определяется только рыночными условиями. У значительного числа личных подсобных хозяйств затраты труда и средств на ведение подсобного хозяйства больше, чем рыночная стоимость производимых продуктов.

Вторая группа - это “малые” предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме юридического лица, их основная масса - это уже малые предприятия, занимающиеся одновременно разными видами деятельности (торговлей, производством различной продукции и др.). В условиях возрастающей конкуренции они вынуждены акцентировать свое внимание на диверсификации производства, заинтересованы в новшествах, использовании новых инструментов ведения бизнеса, совершенствовании маркетинговых технологий, но при этом они вкладывают капитал только в апробированный бизнес.

Третья группа - это “средние” предприниматели, осуществляющие свою деятельность в форме юридического лица, в большинстве своем это уже средние предприятия, у руководителей которых, как правило, высокие профессиональные навыки в сфере бизнеса. Это предприниматели новаторы, находящиеся в постоянном поиске инноваций и готовые рисковать. Они стремятся увеличить свои доходы за счет улучшения применяемых технологий и создания новых высокотехнологических производств.

Кроме того, существует категория предпринимателей “псевдомалого” бизнеса, имеющих место во всех вышеперечисленных группах. Мотивация деятельности предпринимателей “псевдомалого” бизнеса заключается в переводе активов на счета подставных “фирм однодневок” или существовании исключительно из соображенья минимизации налогов замаскированной материнской компании.

Также следует отметить, что все группы предпринимателей в большой степени подвержены переходу в “теневой бизнес”, что объясняется в основном несовершенством налоговой системы. Например, на предприятиях малого бизнеса распространено ведение двойной бухгалтерии, занижение численности работающих, что вызвано стремлением руководителей предприятий к уменьшению налогооблагаемой базы, для чего работники “выводятся за штат” и не попадают в данные официальной отчетности, а оплата труда производится за счет средств теневой экономики. Переходу предпринимателей в “теневой” бизнес также способствует наличие многочисленных административных барьеров, создаваемых со стороны государственных органов, обладающих контрольно-надзорными функциями. В сфере “теневой” экономики находится собственность большого количества индивидуальных предпринимателей, которая в основном нелегальна или полулегальна, надлежащим образом не оформлена. Основной причиной этого является то, что в случае образования долгов у индивидуального предпринимателя, под угрозой окажется его личная собственность. В настоящее время сложилась ситуация, когда она не может быть капитализирована, продана или отдана в залог. Она выпадает из системы легального учета, и новых экономических отношений.[6]

Специфика казахстанской модели заключается в следующем.

1. Учитывая разные условия, мотивации и цели предпринимателей, необходимо создание параллельно-последовательных уровней распределения государственной поддержки, через сегментацию сектора малого и среднего предпринимательства, при этом законодательно установив деление на микро-малые и средние предприятия, и определив соответственно систему мер по борьбе с “псевдомалым” и “теневым” бизнесом.

2. Создание системы мер (прямых и косвенных) по увеличению производительности труда и диверсификации производства индивидуального предпринимательства и переходу его в статус юридического лица.

3. Расширение практики применения принципов корпоративного управления с целью интегрирования малых и средних предприятий в хозяйственно-кооперационные системы при лидерстве крупных предприятий высокотехнологического уровня.

4. Государственная политика развития и поддержки малого и среднего предпринимательства направлена на осуществление отдельных мер поддержки для разных групп предпринимателей, определяя перспективы каждой из них в развитии различных отраслей экономики. Основное значение при этом уделяются активизации производственной и инновационной деятельности малых и средних предприятий.

5. Изменение действующего механизма экономического регулирования, который заключаться в обязательном представлении всеми центральными и местными исполнительными органами заключения о последствиях принимаемых ими решений для малого и среднего предпринимательства. Главным условием для всех государственных органов при осуществлении отраслевой, региональной и международной политики является учет конкретных потребностей малого и среднего предпринимательства.

6. Предприниматели и их общественные организации должны активно вовлекаться в процесс принятия государственных решений в области экономического регулирования. В связи с этим  отрадны следующие шаги государства: 6 апреля 2010 года Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен», форум предпринимателей Казахстана и торгово-промышленная палата (ТПП) утвердили единый координационный совет объединений предпринимателей.

На первом пленарном заседании совета предпринимателей при президенте РК 26 февраля 2010 года главой государства Назарбаевым Н.А. была озвучена необходимость образования в Казахстане единой организации предпринимателей. Эта организация должна выступить единой диалоговой площадкой, консолидирующей мнение практически всех предпринимателей республики.

В связи с заявлением президента РК, 31 марта был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, в рамках которого был утвержден единый координационный совет объединений предпринимателей. В качестве сторон, подписавших меморандум, выступили ОЮЛ «Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен», форум предпринимателей Казахстана и торгово-промышленная палата.

Координационный совет создан на основе сложившийся практики взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и управления и объединений предпринимателей. При этом он не является юридическим лицом. В рамках координационного совета будут организованы рабочие группы с участием правительства РК, а также привлеченных независимых экспертов.

В список членов координационного совета вошли 12 представителей предпринимательских объединений. Среди них председатель совета ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов, председатель форума предпринимателей Казахстана Райымбек Баталов, председатель попечительского совета ассоциации экономистов РК Ораз Жандосов, председатель совета учредителей союза мукомолов Казахстана Нурлан Смагулов, председатель ассоциации «KazEnergy» Тимур Кулибаев и т.д.

Также 12 марта 2010 года на совещании с акимами областей, городов Астаны и Алматы по вопросам реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2014 года  президент страны Назарбаев Н.А. заявил о необходимости развития вокруг проектов индустриального развития предприятий малого и среднего бизнеса.  Речь шла о проектах, ввод в эксплуатацию 144 из которых, планируется на конец 2010 года. При этом среди начинающих - 147 проектов на сумму свыше 3 трлн тенге. Финансирование указанных проектов будет осуществлено за счет  фонда "Самрук-Казына" и "КазАгро", большая часть финансирования -   китайские инвестиции. Однозначно, что при таком подходе, у предприятий малого и среднего бизнеса Казахстана есть шанс на перспективное будущее. 

При этом огромное значение в будущем будет иметь такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему предпринимательству расширить возможности занятости и повысить свою производительность, а в долговременной перспективе обеспечить увеличение доли малого предпринимательства в ВВП страны до уровня развитых стран.[7]


 2.1. СИСТЕМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.

Необходимость финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства на современном этапе обусловлена ростом потребности МСБ в инвестициях, активизацией производственного сектора экономики и ограниченностью доступа к финансовым ресурсам. Проблема доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на протяжении ряда последних лет неизменно занимает одно из лидирующих мест в списке проблем, препятствующих развитию сектора малого и среднего предпринимательства в Казахстане.

На сегодняшний день очевидна необходимость как финансирования малого предпринимательства за счет средств республиканского и местных бюджетов, как это было предусмотрено ст. 12 Закона Республики Казахстан от 19 июня 1997 года “О государственной поддержке малого предпринимательства”, так и создания финансовых технологий, обеспечивающих максимальную активизацию частных инвестиционных ресурсов.

Существующая в республике система негосударственного финансирования после всемирного финансового кризиса не может в нужной степени удовлетворить растущие потребности малого и среднего предпринимательства. Несмотря на высокий уровень развития банковского сектора, коммерческие банки предпочитают кредитование крупных клиентов, и не заинтересованы в кредитовании малого и среднего предпринимательства в особенности стартового бизнеса, относящегося к категории высокорискового.

В этих условиях существенную помощь в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства оказывает Фонд развития предпринимательства «Даму» осуществляющий программы кредитования через отечественные коммерческие банки.

Фонд развития предпринимательства «Даму» образован в 1997 году. С мая 2006 года акционером Фонда является АО «ФНБ «Самрук-Казына». Основная миссия Фонда - содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса, а также микрофинансовых организаций Казахстана в роли интегратора и оператора предоставления финансовых и консалтинговых услуг.

Согласно Постановления Правительства Республики Казахстан от 06.11.2007 года № 1039 «Об утверждении Плана первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан», с начала 2008 года Фонд является оператором по управлению государственными средствами по Программе обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.

Программа обусловленного размещения средств является одним из инструментов реализации государственной политики по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Она реализуется путем предоставления Фондом банкам второго уровня финансовых ресурсов (фондирования) на определенных (целевых и ограничительных) условиях для последующего кредитования субъектов МСП. При этом одним из основных принципов работы с банками-партнерами является политика невмешательства в их внутренние процедуры и кредитный процесс со стороны Фонда, а также их полная ответственность за риски принятых решений.

Программа разработана в целях повышения эффективности государственных мер по финансовой поддержке МСП.

Финансирование субъектов МСП Банками-партнерами по данной Программе осуществляется без ограничения видов деятельности, за исключением деятельности запрещенных законодательством Республики Казахстан.

С начала 2008 года Фондом «Даму» реализуются следующие программы по поддержке и развитию МСП:

«Стабилизационная Программа обусловленного размещения средств республиканского бюджета через банки второго уровня»,

«Программа софинансирования с местными исполнительными органами «Даму – Регионы»,

«Программа мер по развитию микрокредитных организаций в Республике Казахстан на 2008-2012 годы».

Для наглядности рассмотрим результаты Программы обусловленного размещения средств республиканского бюджета в банках второго уровня (1,2 транш) по состоянию на 22.04.2010 года.

Программа обусловленного размещения средств через банки второго уровня

1 - транш

Изначально в Программе участвовали 7 Банков-партнеров, в которых были размещены средства в сумме 48,8 млрд. тенге. Однако в августе 2008 года АО "Казкоммерцбанк" прекратил участие в реализации Программы. На настоящий момент в Программе участвуют 6 Банков-партнеров:

1. АО «БТА Банк»;

2. АО «Банк ЦентрКредит»;

3. АО «Kaspi bank»;

4. АО «Евразииский Банк»;

5. АО «Цесна Банк»;

6. АО «Альянс Банк».

Общая сумма средств Программы за минусом средств, выделенных АО "Казкоммерцбанк", составляет 37,7 млрд. тенге.

Средства 1 транша, выделенные БВУ для кредитования МСБ (с учетом перераспределения)

№ Банк Сумма,                                    млрд. тг.    Доля БВУ

1  АО "Казкоммерцбанк"                             11,5 24%

2  АО "БТА Банк "                                           10,0 20%

3  АО "Банк ЦентрКредит"                           8,3 17%

4  АО "Kaspi Bank"                                                 8,3 17%

5  АО "Евразийский Банк"                            4,2 9%

6  АО "Цесна Банк"                                                 4,2 9%

7  АО "Альянс Банк"                                      2,4 5%

    ИТОГО                                                      48,8 100%

 

По состоянию на 22.04.2010 года совокупный размер средств, выданных банками субъектам МСБ (с учетом средств, выданных на револьверной основе) составил 72,1 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 2585 заемщиков. Средняя сумма кредита составила 31,6 млн. тенге, средний срок кредита – 36 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 17% годовых. Создано и поддержано 2887 рабочих мест.

 

В соответствии с протоколом заседания Правительства Республики Казахстан №25 от 28 июня 2008 года было принято решение о выделении 2 транша средств в размере 50 млрд. тенге на поддержку субъектов МСБ. В дополнение к этим средствам Фондом «Даму» было выделено 4,7 млрд. тенге собственных средств.

Средства 2 транша, выделенные для кредитования МСБ (с учетом собственных средств БВУ)

 № Банк Сумма с учетом собственных средств БВУ, млрд. тг. Доля БВУ

1  АО "АТФБанк"                                                           26,0 24%

2  АО "Евразийский Банк"                                          19,9 18%

3  АО "Банк ЦентрКредит"                                              13,0 12%

4  АО "Астана Финанс"                                                   11,1 10%

5  АО "БТА Банк"                                                                10,0 9%

6  АО "НурБанк"                                                             10,0 9%

7  АО "Kaspi Bank"                                                           8,0 7%

8  АО "Казкоммерцбанк"                                                   5,4 5%

9  АО "Альянс Банк"                                                          4,0 4%

10 АО "Цесна банк"                                                                 2,0 2%

    ИТОГО                                                                    109,4 100%

 

По состоянию на 22.04.2010 года совокупный размер средств, выданных банками субъектам МСБ (с учетом средств, выданных на револьверной основе) составил 134,9 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 2485 заемщиков. Средняя сумма кредита составила 81,7 млн. тенге, средний срок кредита – 45 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 12% годовых. Создано и поддержано 3647 рабочих мест.

В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были выданы в Карагандинская область - 12,6 (370 заемщиков), г. Алматы - 10,8 (291 заемщиков), Восточно-Казахстанская область - 7,2 (328 заемщиков). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в Атырауская область - 1,7 (82 заемщиков), Жамбылская область - 1,7 (94 заемщиков), Южно-Казахстанская область - 2 (73 заемщиков).

В отраслевом разрезе наибольшее количество кредитов выдавалось на проекты в сфере Торговля. Общая сумма финансирования проектов в данной отрасли составила 61 от общей суммы освоенных средств. В наименьшем объеме финансировались проекты Сельское хозяйство, общая сумма финансирования по которым составила всего 3 от общей суммы освоенных средств.

В результате взаимодействия с Акиматами, общественными организациями (Ассоциация финансистов Казахстана, Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен», ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана», Агентство франчайзинга) и банками второго уровня (далее – БВУ), а также освещения в СМИ и на интернет-сайте Фонда условий Программы, с 01.07.2009 г. в Фонд обратилось  за консультациями до 300 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), от которых поступило на рассмотрение 143 проекта на общую сумму до 40 млрд. тенге, заключены договоры займа только по 10 проектам, которые отвечали следующим основным критериям:

- создание или модернизация перерабатывающих производств;

- развитие с использованием кластерного подхода и трансферта новых технологий;

 - производство конкурентоспособных, импортозамещающих и экспортоориентированных товаров и услуг;

- дублирование успешных отечественных и зарубежных моделей бизнеса (франчайзинг);

- формирование социально значимых направлений, создающих новые рабочие места.

По состоянию на 01.03.2010г. в рамках программы «Даму-Колдау» заключено 10 Договоров займа на общую сумму финансирования 3 000 000 тыс. тенге, из них профинансировано 9 проектов на сумму 2 139 110 тыс. тенге, по следующим Заемщикам:

- ТОО «Тагам-Регион»;

- ТОО «BRANDO»;

- ТОО "Raimbek-Vostok-Agro";

- ТОО "АЙТУМАР ИНВЕСТ";

- ТОО «Торговый дом «Союз»;

- ТОО "Казспецремонт-2000";

- ТОО «Компания «Аманат ЛТД»;

- ТОО «Мулен»;

- ТОО «Злак плюс М»

 

«ДАМУ-РЕГИОНЫ» - Программа софинансирования проектов малого бизнеса Фондом «Даму» с местными исполнительными органами на 22.04.2010

Программа «Даму-Регионы» реализуется Фондом «Даму» в соответствии с Постановлением Правительства №1039 от 06.11.2007 года, согласно которому Акиматы 14 областей Казахстана должны были выделить средства из местных бюджетов для софинансирования с Фондом «Даму» региональных проектов малого бизнеса.

 

В соответствии с Протоколом заседания Правительства №25 от 28.06.2008 г. Фонду «Даму» из Республиканского бюджета было выделены 28 млрд. тенге на Программу Даму-Регионы.

 

Помимо 14 областей к участию в Программе «Даму-Регионы» также присоединился Акимат г.Астана, который выделил 150 млн. тенге. Таким образом, всего Акиматами было выделено 6,7 млн. тенге, общий пул финансовых средств по Программе составил 34,9 млрд. тенге.

 

Средства Программы «Даму-Регионы», выделенные Акиматами и Фондом «Даму» для кредитования проектов малого бизнеса

№   Регион Выделенные средства, млн. тенге Доля региона Акиматы                                   Фонд        Всего

1  Акмолинская                          300  2 000    2   300   7%

2  Актюбинская                          870  2 000   2   870   8%

3  Алматинская                          500  2 000      2   500  7%

4  Атырауская                            250  2 000      2   250  6%

5  Восточно - Казахстанская 725  2 000      2   725  8%

6  Жамбылская                          579  2 000      2   579  7%

7  Западно - Казахстанская 42,6  2 000      2   043  6%

8  Карагандинская                          620  2 000      2   620  8%

9  Костанайская                           200 2 000      2   200  6%

10 Кызылординская                          500 2 000      2   500  7%

11 Мангистауская                           348,1 2 000      2   348  7%

12 Павлодарская                          800  2 000      2   800  8%

13 Северо - Казахстанская             833  2 000      2   833  8%

14 Южно – Казахстанская        0  2 000      2   000  6%

15 г. Астана                                    150 150           300  1%

    ИТОГО                        6 717,7 28 150   34 868   100%

 

По состоянию на 22.04.2010 года совокупный размер средств, выданных банками субъектам МСБ (с учетом средств, выданных на револьверной основе) составил 39,1 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 1235 заемщиков. Средняя сумма кредита составила 38,4 млн. тенге, средний срок кредита – 48 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 13% годовых. Создано и поддержано 2071 рабочих мест.

В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были выданы в Павлодарская область - 3,6 (148 заемщиков), Костанайская область - 3,5 (61 заемщиков), Актюбинская область - 3,4 (95 заемщиков). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в г. Астана - 0,3 (7 заемщиков), Мангистауская область - 2,2 (68 заемщиков), Алматинская область - 2,3 (175 заемщиков).

В отраслевом разрезе наибольшее количество кредитов выдавалось на проекты в сфере Торговля. Общая сумма финансирования проектов в данной отрасли составила 39 % от общей суммы освоенных средств. В наименьшем объеме финансировались проекты Транспорт и связь, общая сумма финансирования по которым составила всего 4 % от общей суммы освоенных средств.

Исходя из проведенного анализа результативности государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан можно вывести следующий вывод:

Политика финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства должна быть ориентирована на обеспечение роста абсолютного объема финансово-кредитных ресурсов, выделяемых предприятиям производственного сектора, увеличение доли долгосрочного и среднесрочного кредитования с применением льготных ставок вознаграждения. В связи с этим основные меры должны способствовать институциональному развитию инвестиционных механизмов, внедрению новых технологий финансирования, которые обеспечат максимально эффективное использование бюджетных ресурсов и привлеченных средств.

Необходимо также отметить, что на сегодняшний день проблема финансово-кредитного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства имеет свои отраслевые, региональные и прочие специфические особенности. Следовательно, развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства возможно только при диверсификации подходов к решению проблем малого и среднего предпринимательства в зависимости от их отраслевой, региональной принадлежности, срока существования, организационно-правовой формы, размера.

 


 ГЛАВА III. РОЛЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Несмотря на все проблемы и неудачи роль малого и среднего бизнеса в нашей стране постоянно и неуклонно возрастает.

Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

· -значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

· -создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

· -ускорить научно-технический прогресс;

· -составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности предпринимательство сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет предпринимательство в казахстанской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

 Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает поддержка малого предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших сфер экономики, где предприятия характеризуются малой численностью занятых, невысокой капиталоемкостью, несложным управлением.

И именно с развитием предпринимательства связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.

Государство должно усовершенствовать программы направленные на поддержку предпринимательства по следующим направлениям:

· создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;

· устранение правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;

· создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития малого предпринимательства;

· принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;

· предоставление преференций субъектов малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию малого и среднего предпринимательства, может дать огромный стимул для развития экономики в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года.  

Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти проблемы решаемы, и я думаю, что в скором будущем наша страна справится с поставленными перед ней задачами решения этих проблем. Именно за счет этих решений и будет развиваться экономика нашей страны в целом.  

Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за всеми нами и во многом будет опреде­ляться нашей способностью выработать эффективную концеп­цию бытоуложения. Но будущее Казахстана — и за предпринима­телями. Поэтому требуется профессиональный подход каждо­го, кто решил заняться этой формой экономической деятельно­сти, к исполнению своих предпринимательских функций.

Подводя итог вышесказанному следует отметить, что отличительная черта в развитии предпринимательства в Республики Казахстан то, что оно рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики, что не может не радовать нас рядовых граждан РК.

 

 

 

 



Список использованной литературы

 

1. Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.04.2010 г.).

2. Гамарник Г.И. Управление экономикой Казахстана. Алматы, 2002г.

3. Государственная программа развития малого и среднего предпринимательства в Республики Казахстан на 2003-2005 годы.

4. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. 1997. -№1.-С.15-21.

5. Добрынин А.И., Журавлев Г.Г. «Общая экономическая теория» С-Пб – 2002 г.

6. Дабаев А. Законы страны и развитие предпринимательства// Финансы Казахстана, 2000 г., № 5-6.

7. Кантарбаева А.К. Предпринимательство. Институционально-эволюционный подход. «Раритет», Алматы,2000г.

8. Кенжегузин М.Б. Экономика Казахстана на пути преобразований. Алматы, ИЭ МОН РК, 2001г.

9. Лапуста М.Г. Предпринимательство – М.: ИНФРА – М, 2001 г.

10. Малый бизнес сегодня // Финансы Казахстана, 2000г. №6

11. Мамыров Н.К. Основы предпринимательства. Алматы, Экономика, 2002г.

12. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения. // Экономика и статистика. 2000, №4. 

11.Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь. 1996. -№34. -С.1-3.

12. Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер.6, Экономика. 1996. - №2. -С.3-15.

13. Современное состояние малого бизнеса в РК. // Экономика и статистика. 2004, №4.

14. Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы

15. Международный деловой журнал KAZAKHSTAN №5/6, 2008 год.

16. Экспресс-информация№ 05-04/ 129 от 14 апреля 2010 года/ сайт «Агентства РК по статистике» www.stat.kz.

17. Информация с сайта Фонда развития предпринимательства «Даму».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

[5] Мамыров Н.К. Основы предпринимательства. Алматы, Экономика, 2002г. С. 118

 

 

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: