Элементами бюджетного учета являются:
- объекты бюджетного учета (имущество бюджетных учреждений, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые учреждениями в процессе их деятельности);
- счета бюджетного учета, на которых фиксируется стоимостная оценка объектов учета и порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы российской Федерации на счетах бюджетного учета;
- первичные учетные документы;
- регистры бюджетного учета, которые предназначены для группировки информации, отраженной на счетах бюджетного учета;
- организационные аспекты ведения бюджетного учета.
Каждый субъект бюджетного учета и отчетности работает с определенными группами объектов и соответственно счетов бюджетного учета.
Объекты бюджетного учета
Практически каждая организация государственного сектора экономики является субъектом бюджетного учета и отчетности - получателем средств бюджета.
Для ПСБ объекты бюджетного учета систематизированы по 5 группам: "Нефинансовые активы", "Финансовые активы", "Обязательства", "Финансовый результат", "Санкционирование расходов бюджета".
К объектам "Нефинансовые активы" отнесены материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд - основные средства и предметы труда. А также объекты, предназначение которых - отражать стоимостную оценку затрат по поступлению этих средств в учреждение до момента готовности их к эксплуатации и стоимостную оценку признания снижения первоначальной стоимости в результате эксплуатации.
К объектам "Финансовые активы" отнесены объекты Денежных средств, Финансовых вложений, Расчетов с дебиторами учреждения.
К объектам "Обязательства" отнесены расчеты с кредиторами учреждения.
К объектам "Финансовый результат" отнесены объекты, формирующие финансовый результат текущей деятельности учреждения, и объект, характеризующий источник финансирования за прошедшие отчетные периоды.
К объектам "Санкционирование расходов бюджета" отнесены объекты, регламентирующие объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.
Счета бюджетного учета
Инструкцией N 25н установлен План счетов бюджетного учета и описан порядок отнесения объектов к отражению на счетах бюджетного учета.
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов.
Номер счета состоит из двух структурных групп:
- 1 группа - 1-17 разряды номера счета - Код бюджетной классификации (закодированный признак направленности исполнения бюджетов Российской Федерации: код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов);
- 2 группа - 18-26 разряды номера счета - Код счета бюджетного учета, в котором 19, 20, 21, 22, 23 разряды (синтетический счет, аналитический счет) идентичны объекту бюджетного учета, 18 разряд - код (признак) деятельности; 24-26 разряды - код Классификации операций сектора государственного управления (операций с объектами бюджетного учета).
Корреспонденция счетов бюджетного учета, приводимая Инструкцией N 25н, оперирует Кодами счетов бюджетного учета без ссылки на вид деятельности (без рекомендаций допустимости финансово-хозяйственных операций по тому или иному виду деятельности).
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям (п. 9 Инструкции N 25н).
Получателям средств бюджета разрешено вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения управленческого учета (п. 236 Инструкции N 25н).
Первичные учетные документы
Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными учетными документами. Перечень форм документов класса 03 ОКУД "Унифицированная система первичной учетной документации", а также Перечень и формы первичных учетных документов класса 05 ОКУД "Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации" приведены в Приложении N 2 Инструкции N 25н.
Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" организации Российской Федерации (в том числе и субъекты бюджетного учета) имеют право на введение дополнительных первичных учетных документов. Требование к их введению: отсутствие документов в Альбомах унифицированных форм первичных учетных документов, присутствие обязательных реквизитов, перечисленных в законе, утверждение распорядительным документом руководителя организации.
В первичных учетных документах, принимаемых к учету бухгалтерской службой, должны быть обязательно заполнены все реквизиты.