В изучении морального развития подростка, проявляющегося в нравственном поведении, выделяется деятельностный подход (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Отечественные психологи рассматривают нравственное развитие подростка как присвоение моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные инстанции», реализуемые в нравственном поведении.
В исследовании Н. А. Хазалии было установлено, важнейшим качеством личности является честность. Она выступает основным фактором развития, определяющим условием становления самосознания, самоопределения десяти-пятнадцатилетнего подростка.
В исследованиях Л. Колберга выделяются три основных уровня развития
моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный (Приложение Б).
В начале подросткового возраста ребенку присущ конвенциональный уровень развития моральных суждений, т. е. уровень, который достигается тогда, когда ребенок некритично принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса и т. д.
|
|
Постконвенциональный уровень развития моральных суждений достигается достаточно редко даже взрослыми людьми, но доступен, начиная с подросткового возраста. Это уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать или отличаться от норм референтной группы.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б. Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.»[10].
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцовнравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.