Глава 4 практика применения и проблемы использования информационных технологий в системе социального страхования

 

Информационно-коммуникационная структура Фонда базируется на телекоммуникационной сети Фонда. Все оборудование принадлежит Фонду, используются лишь каналы связи «Белтелекома».

Центральный аппарат Фонда соединен с Минским городским управлением и его районными отделами, а также Минским областным управлением по оптоволоконному каналу со скоростью 1 Мбит/с, который также является собственностью Фонда.

Все остальные областные управления Фонда соединены с центральным аппаратом по арендуемому у «Белтелекома» цифровому каналу связи со скоростью 2 Мбит/с.

Основной вид каналов, соединяющих районные отделы с областными управлениями, это цифровые каналы, арендуемые у «Белтелеком», со скоростью 64 Кбит/с. В этом году пропускная способность этих каналов будет увеличена до 512 Кбит/с.

В процессе своей деятельности Фонд формирует и использует информационные ресурсы, содержащие ряд сведений, подлежащих защитес целью обеспечения их конфиденциальности, целостности и достоверности.

Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» органы Фонда обязаны обеспечить конфиденциальность информации, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного гражданина.

В этом направлении, Фондом совместно с Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь ведется планомерная работа по созданию Комплексной системы безопасности информации Фонда.

Разработаны ряд документов, в том числе Концепция безопасности информации Фонда и План ее реализации. Разработан ряд организационно-распорядительных документов, основные из которых:

· инструкция о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения;

· перечень сведений ограниченного распространения;

· политика корпоративной электронной почты Фонда;

· политика использования ресурсов сети Интернет;

· политика парольной защиты.

Завершена работа по созданию службы каталогов, а именно централизованной доменной структуры всех объектов корпоративной системы Фонда (Active Directory). Это позволило решить задачи применения единых в рамках системы политик, развертывания инфраструктуры открытых ключей, создания системы корпоративной электронной почты и организации централизованного доступа к ресурсам сети Интернет сотрудников Фонда.

На сегодняшний день в Фонде совместно с ЗАО «Авест» разработаны средства криптографической защиты информации, позволившие организовать и начать промышленную эксплуатацию в Фонде системы приема электронных документов персонифицированного учета с использованием технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП). Для управления открытыми ключами ЭЦП в областных, Минском городском управлениях и районах отделах Фонда созданы независимые удостоверяющие центры, осуществляющие управление открытыми ключами для своих абонентов.

Разработанные средства позволяют создать в Фонде единую иерархическую структуру управления открытыми ключами ЭЦП и шифрования.

В 2007 году завершены работы по развертыванию инфраструктуры открытых ключей корпоративной системы Фонда, обеспечивающей все необходимые сервисы для использования в системе Фонда технологии открытых ключей.

Сегодня с целью создания этой инфраструктуры осуществляется переход от существующей структуры с многими корневыми удостоверяющими центрами к иерархической инфраструктуре с одним корневым удостоверяющим центром и несколькими подчиненными удостоверяющими центрами.

Для этого выполняются работы по:

· по созданию корневого удостоверяющего центра;

· по созданию подчиненных удостоверяющих центров;

· по созданию регистрационных центров и обеспечению их взаимодействия с удостоверяющими центрами;

· по разработке структуры информационных баз данных удостоверяющих и регистрационных центров, порядка санкционирования доступа к данным базам;

· а также по разработке политики применения сертификатов отрытых ключей шифрования и электронно-цифровой подписи для всех систем Фонда.

Внедрение в Фонде указанной инфраструктуры позволит существенно расширить применение разработанных средств криптографической защиты информации, а именно:

· позволит обеспечить прием электронных документов персонифицированного учета от плательщиков по открытым каналам связи с применением шифрования;

· позволит организовать систему защищенной корпоративной электронной почты Фонда;

· позволит внедрить ЭЦП в систему электронного документооборота Фонда;

· позволит обеспечить функционирование автоматизированной системы управления архивом электронных документов;

· позволит организовать идентификацию и аутентификацию внутренних и внешних пользователей корпоративной системы Фонда с использованием цифровых сертификатов.

В 2007 году в Фонде совместно с ООО «Новаком групп» начаты работы по созданию корпоративного портала Фонда. Первой подсистемой, которая реализована в 2007 года, является система передачи, приема и обработки информации персонифицированного учета с использованием Интернет-технологий и ЭЦП с выходом на уровень электронного представительства. Это практически позволит исключить визиты в Фонд плательщиков, а также исключить работу с бумажными документами персонифицированного учета.

Портал Фонда в дальнейшем позволит решить следующие задачи:

· обеспечение гибкой и расширяемой среды, позволяющей с максимальной эффективностью внедрять решения по автоматизации процессов обработки информации поступающей, исходящей и хранящейся в Фонде;

· интеграция различных информационных систем Фонда с целью создания единого представления данных персонифицированного учёта;

· создание электронного представительства Фонда в сети Интернет для его клиентов с гарантированно безопасным каналом доступа.

В основу построения портала Фонда положено использование сервис-ориентированной архитектуры SOA (Service Oriented Architecture) как «основного принципа организации и использования распределенного множества функциональных возможностей, которые могут контролироваться различными владельцами».

Портал Фонда имеет трехуровневую структуру:

нижний уровень – SOA-платформа;

средний уровень – базовые прикладные сервисы;

верхний уровень – конкретные задачи информационного взаимодействия.

Другие перспективные направления, реализуемые в Фонде.

1) Перевод системы персонифицированного учета на Интернет-технологии (или технологии «тонкого клиента») на базе телекоммуникационной сети Фонда. Схема функционирования АСУ ПУ Интернет предполагает отказ от баз данных районного и областного уровней. Работа пользователей будет осуществляться с единой базой данных, расположенной на уровне центрального аппарата Фонда. Так же отпадет необходимость в настройке и поддержке прикладного программного обеспечения на районном и областном уровнях, поскольку оно размещено на сервере приложений в центральном аппарате Фонда. Разработка такой системы была продиктована необходимостью обеспечения постоянно растущих требований к надёжности, скорости и удобству работы с системой, а также минимизацией затрат на сопровождение, модернизацию, администрирование и техническую поддержку.

2) Создание архива электронных документов. Основной целью создания архива электронных документов является создание условий для надежного и долговременного хранения электронных документов и информационных ресурсов Фонда, обеспечения их целостности и доступности. Но для этого необходимо, в первую очередь, решить проблему перевода бумажных документов персонифицированного учета в электронный вид.В 2008 году будут разработаны нормативные документы Фонда, определяющие правовой статус электронного документа и информационного ресурса при его создании, копировании, преобразовании, а также предъявлении в качестве доказательства при рассмотрении возникающих разногласий между Фондом и потребителями документированной информации. Это стандарты предприятия:

· Правила удостоверения формы внешнего представления электронных документов на бумажном носителе;

· Электронные документы на выходе оптических читающих устройств на правах подлинника. Порядок создания, применения и учета.

В 2009 году на базе этих стандартов необходимо разработать два технических кодекса, и дополнительно еще один, а именно обеспечения аутентичности электронного документа и информационного ресурса при долговременном хранении.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наиболее существенные «стартовые позиции» современного этапа информатизации кратко можно охарактеризовать следующим образом.

1) Организационное управление в целом и в Фонде в частности получило на каждом рабочем месте мощный инструмент обработки информации в виде персональных ЭВМ, широкого набора периферийных устройств, а также программного обеспечения. С их помощью появилась возможность оформления информации в кратчайшие сроки (насколько это позволяют возможности человека) и в разнообразных удобных для восприятия формах, а также возможность автоматизировать ряд рутинных операций.

2) Компьютерные сети создали чрезвычайно полезную физическую среду для очень быстрого перемещения информации, а также создали беспрецедентные возможности для ее тиражирования.

На всех уровнях управления появилась возможность создания и эффективного использования электронных хранилищ информации. По сравнению с традиционными хранилищами, такими как архивы, электронные имеют два важнейших преимущества:

· электронное хранилище позволяет значительно упростить и ускорить доступ к информации;

· при правильной организации формы хранения информации можно автоматизировать многие операции по ее обработке; например, электронный массив детализированных данных (не просто массив документов, а совокупность разделенных элементов данных, снабженных определенными атрибутами) позволяет автоматически или полуавтоматически структурировать их нужным образом (выбрать нужный «информационный срез»), чтобы решить конкретную аналитическую задачу.

На основе использования преимуществ электронных хранилищ информации появилась возможность использовать большие объемы информации не только для целей (долгосрочного или сравнительно долгосрочного) планирования, но и для целей оперативного управления. Ранее использование больших массивов данных сдерживалось высокой трудоемкостью их анализа.

Кроме того, в современных корпоративных хранилищах может регистрироваться и накапливаться информация не только об объекте управления и управленческих воздействиях, но и том, как функционировала сама система управления. Другими словами, возможно детально фиксировать в документальных и числовых структурах «технологический опыт» системы, который сегодня накапливается, главным образом, в памяти и профессиональных навыках работников этой системы. Это могут быть сведения о реальных информационных связях, маршрутах прохождения документов, хронометражи технологических операций и многие другие данные. Исследования показывают, что оптимизация технологии функционирования многих систем управления на основе новых научных методов (в том числе количественных) зачастую сдерживается не отсутствием формального аппарата и программ анализа и оптимизации, а сложностью и трудоемкостью получения реальных данных о функционировании системы (сегодня это возможно, и то не всегда, только через опрос сотрудников и анализ документов). Накапливаемую в электронных хранилищах технологическую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс для повышения эффективности технологических процессов и процессов управления в ФСЗН и их оптимизации.

Как уже отмечалось, внедрение в управление технических средств автоматизации и новых технологических приемов – процесс перманентный. В нем можно отмечать только определенные «волны», вызванные появлением новых классов техники и сформированных под эту технику технологических моделей.

Волна последнего десятилетия опирается, прежде всего, на мощные персональные компьютеры и сети таких компьютеров. В ее движении можно выделить этапы с характерной расстановкой акцентов.

Как правило, на начальном этапе наибольшее внимание уделяется технике. Так, появление ПЭВМ, их новые возможности, быстрый рост вычислительной мощности при одновременном снижении стоимости, расширение ассортимента программных средств вызвали стремление большинства предприятий и организаций заменить парк имеющихся у них компьютеров и оснастить персональными компьютерами рабочие места, а не только вычислительные центры. В это вкладывалась основная часть финансовых средств. На этом первом этапе обновление информационной технологии происходило, главным образом, за счет внедрения нового оборудования – в основном компьютеров и локальных сетей. Основными задачами этого этапа были автоматизация рутинных операций, массовый переход к электронной обработке и хранению информации.

К настоящему времени начальный этап технического оснащения в основном завершен. Подразделения и рабочие места Фонда оснащены персональными компьютерами и другой оргтехникой, большая часть вычислительной техники закупается сегодня для замены и модернизации устаревшей. Результаты данного этапа, безусловно, положительны, одним из важнейших из них является возросшая компетентность персонала в вопросах применения вычислительной техники для решения задач Фонда и задач управления.

Вместе с тем, практика показала уже не только специалистам, но и широкому кругу работников сферы управления сложность и не тривиальность задач информатизации этой сферы. Сегодня мало кто станет отрицать, что компьютерное оснащение рабочих мест само по себе не способно существенно повысить эффективность управления и эффективность деятельности организации в целом. Но с другой стороны, оно создает для этого необходимую основу.

Сегодня главный акцент в процессах автоматизации управления делается уже не на технику, а на технологические аспекты. Прежде всего, это частные технологии, связанные с документационным обеспечением управления на всех его уровнях. Другое важное направление – технологии коллективной работы с документами. Необходимый информационный базис для этих технологий закладывается путем создания информационных хранилищ, в которых концентрируется информация, которая на первом этапе была рассредоточена на рабочих местах. Как правило, эти технологии внедряются путем создания интегрированных информационно-технологических систем, для обозначения которых часто используют термин «корпоративная система».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ

 

1) Гринберг, А.С., Король, И.А. Информационный менеджмент: учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 2005 с.

2) Король, И. А. Интеграция информационных систем Фонда социальной защиты населения с использованием современных информационных технологий [Электронный ресурс] – 1 февраля 2008. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications/. – Дата доступа: 21.09.2008.

3) Теоретические основы информатизации систем социальной защиты [Электронный ресурс] – 1 февраля 2008. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications/. – Дата доступа: 21.09.2008.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: