Организация и деятельность школьного музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:

- музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

- музейная экспозиция;

- устав (положение) музея, утверждённый руководителем образовательного учреждения.

3.5.Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

- документирование памятников природы, истории и культуры родного края;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

- развитие детского самоуправления.

Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1.  Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. д.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

Руководство деятельностью школьного музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом но образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его кол­лекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАСПОРТИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

Паспортизация школьных музеев проводится в Российской Федерации с 1974 года Целями и задачами паспортизации являются:

- выявление сети музеев и присвоение им звания «Школьный музей» с вручением паспорта и свидетельства;

- упорядочение сети школьных музеев;

- укрепление контактов школьных музеев с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими учреждениями и организациями;

- выявление в школьных музеях материалов, представляющих научную, историческую и иную ценность;

- обобщение и пропаганда опыта работы школьных музеев.

Деятельность музеев образовательных учреждений в крае координирует краевая комиссия по смотру и паспортизации школьных музеев, созданная при Хабаровском краевом центре детско-юношеского туризма и экскурсий, в районах, городах - районные (городские) музейные комиссии, которые создаются при органах управления образованием или центрах детско-юношеского туризма, внешкольной работы (детского творчества).

В их состав входят представители органов управления образованием и культуры, специалисты государственных музеев, архивов, библиотек, образовательных учреждений, общественных объединений и организаций, краеведы.

Комиссии оказывают помощь в выборе профиля школьного музея, оформлении, оснащении музейным оборудованием, подготовке музейной документации к паспортизации школьного музея, организуют постановку на учет в государственные музеи наиболее ценных экспонатов, хранящихся в школьных музеях, или передачу их на хранение в государственные музеи, архивы своей территории.

Как правило, они принимают решение об открытии и паспортизации новых школьных музеев. От их компетенции, заинтересованности и активности во многом зависит паспортизация школьных музеев и их развитие.

Большую методическую помощь в организации деятельности музея, размещении экспозиций, учете и хранении фондов оказывают государственные музеи.

Звание «Школьный музей» присваивается тем музеям, работа которых соответствует требованиям, изложенным в примерном Положении о музее образовательного учреждения (школьном музее): приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16.

Обязательные условия для создания школьного музея:

- музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

- помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

- музейная экспозиция;

- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

По итогам обследования деятельности музея комиссия оформляет паспорт, две учетные карточки, акт обследования музейной экспозиции (памятка прилагается).

После этого районная комиссия направляет в адрес краевой вышеуказанную документацию, фотографии экспозиции общего плана в целом и отдельных разделов, а также подтверждающие массовую работу музея.

Администрация ОУ ставит вопрос о паспортизации музея через определенный период после его открытия, когда будут наработаны объемные показатели: количество экскурсий, бесед, массовых и других мероприятий охват учащихся всеми формами.

Краевая комиссия рассматривает присланные документы и решение о паспортизации. Учетная карточка и протокол заседания краевой комиссии по паспортизации направляется в республиканскую комиссию по паспортизации, где музей регистрируется и ему выдается номерное свидетельство о присвоении звания «Школьный музей».

В музее хранятся документы: паспорт, учетная карточка, свидетельство.

Школьные музеи подлежат учету в органах образования и культуры. Каждые 5 лет школьный музей должен проходить переаттестацию, сверку фондов, в результате которой в краевую комиссию присылается акт о ее проведении, новые учетные карточки.

Все школьные музеи края находятся на учете в Хабаровском краевом центре детско-юношеского туризма и экскурсий, а также в реестре школьных музеев России.

 

АКТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: