Организация внеурочной воспитательной деятельности

Класс

Классному руководителя рекомендуется познакомиться с программой 8-го года обучения, рассчитанной на детей 10-11-летнего возраста. Следует учесть, что часть тем изучаются в учебном процессе: на уроках естествознания, истории, литературы (I, IV, V блоки). Количество классных часов на оставшиеся темы по блокам классный руководитель может определить сам в зависимости от степени своей подготовленности, наличии психолога в школе (или его отсутствия), специфики классного коллектива, воспитательных задач, поставленных на учебных год.

На темы второго психологического бока можно отвести 2-3 часа:

- «Я подросток. Кто я? Какой я? Зачем я? Какой я среди людей? (1-2 часа)

- «Женственность. Мужественность» (1 час). (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр.33)

На темы правового бока можно отвести 1 час:

- «Мои права и обязанности в повседневной жизни» (Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 36)

Класс

Классному руководителю необходимо познакомиться с программой 9-го года обучения, рассчитанной на детей 11-12-летнего возраста.

Первый и пятый блоки изучаются в курсах предметов естественнонаучного цикла (в 6-8 классах), четвертый блок – на уроках истории.

Психологический (II блок) и правовой (III блок) изучаются в системе классных часов.

Темы классных часов психологического блока:

- «Познай самого себя» - 3 часа. (Смотри Программа «основы здорового образа жизни. Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 48).

Темы классных часов правового блока:

- «Закон и я. Принуждения. Что это такое? Ответственность за принуждение. Способы противостояния принуждениям» - 1-2 часа. (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 57).

Класс

Рекомендации.

Классному руководителю необходимо познакомиться с программой 10-го года обучения, рассчитанной на детей 12-13-летнего возраста.

Отдельные темы первого – мировоззренческого блока изучаются на уроках истории в 6 классе, на уроках ОБЖ и литературы в 7 классе

На классных часах рекомендуется обсудить следующие темы:

- «Последствия наших поступков для жизни общества, планеты, Вселенной вообще» - 1 час;

- «Нравственные категории: честь, совесть, порядочность. Понятие добра и зла» - 1 час.

Темы второго – психологического блока полностью изучаются на классных часах:

- «Способности человека» - 1 час;

- «Одаренность – талант – гениальность» - 1 час;

- «Творческие возможности и их развитие» - 1 час. (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 68).

Темы третьего – правового блока изучаются на классных часах:

- «Преступление против морали. Воровство, бродяжничество, наркомания, проституция» - 1 час;

- Ролевая игра «Как сказать НЕТ». (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 78).

Темы четвертого – семьеведческого блока изучаются на классных часах:

- «Труд в семье. Труд. Деньги. Профессия. Что я умею делать сам?» (Смотри Сборник 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательных школ, стр. 83).

8-9 классы

Обществознание.

Класс.

При изучении предмета «Обществознание», в частности ч. I, главы III «Человек среди людей» возможно включение в материал урока информации из этического, психологического и семъеведческого блоков программы «Основы здорового образа жизни»

Литература:

1. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Матвеев, Л.В.Иванова, Л.Н.Боголюбов и др.; Под. ред. Л.Н.Боголюбова.-2-е изд. – М.: Просвещение, 1997 -239 с. § 13, 14, 17, 18,19.

Класс.

    При изучении предмета «Обществознание», в частности ч.II, главы V «Личность и мораль», VI «Гражданин. Государство. Право.», VII «Права человека и гражданина» возможно включение информации из этического, психологического, правового и семьеведческого блоков программы «Основы здорового образа жизни».

Литература:

1. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Матвеев, Л.В.Иванова, Л.Н.Боголюбов и др.; Под. ред. Л.Н.Боголюбова.-2-е изд. – М.: Просвещение, 1997 -239 с. § 35-36, § 42-49

Биология.

В основу данных методических рекомендаций легла примерная программа по биологии для основной школы.

Класс.

    При изучении предмета биологии, а именно курса «Человек», в теме «Размножение и развитие» необходимо включение в материал уроков информации из этического блока (Понятие любви. Любовь как этическое понятие). Также нужно использовать материал из медико-биологического блока (Биология пола и половое влечение. Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юношей и девушек. Половые отношения и стиль жизни.)

    При подготовке к урокам по теме «Гигиенические основы умственного и физического труда, процессов жизнедеятельности» возможно использование материала медико-биологического блока (Ранние половые связи и их влияние на здоровье. Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации. Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.)

Литература:

1. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» учебник для 8 класса. М.: «Дрофа» 2000 г.

2. А.С.Батушев «Биология.Человек.» учебник для 9 классов. М.: «Дрофа» 2000 г.

3. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка. Подросток. Девушка. М., 1981г.

4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик. Подросток. Юноша. М., 1982 г.

5. КольченкоЕ.И. «Гигиеническое обучение и воспитание школьников». Книга для учителя., М., 1984 г.

Класс.

    При изучении курса «Биологические закономерности» в теме «Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов.» можно использовать материал из медико-биологического блока (Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний. Венерические заболевания, их симптомы, особенности заражения, лечения и профилактика.).

    При изучении темы «Клетка – единица размножения и развития организмов.»можно включать материал из медико-биологического блока «Аборт и контрацепция». 

Литература:

1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1978 г.

2. Андреев Ю.А. Откровенный разговор или беседа о жизни с сыном – старшеклассником на пределе возможности откровенности: Книга для учащихся. -4-е издание, дополненное – М.: Просвещение, 1990 г.

3. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина, 1988.

Экология

    Жизнь человека – единственного разумного существа – не вечна. Каждый человек неизбежно умирает: один – раньше. другой – позже. Сроки жизни для человека не определены. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу как ничем не заменимую среду жизни и колыбель человечества.

    Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому важно со школьной скамьи важно осваивать научную и духовную культуру своего народа, других народов планеты. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

    Чтобы беречь здоровье смолоду, нужны знания, поэтому темы: «Болезнь как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражения заболеваниями», можно изучить при знакомстве с разделами: «Природная среда и здоровье человека., Среда обитания человека» курса «Экология человека» (8 класс). Изучив данный материал, учащиеся смогут объяснять необходимость знаний о здоровье для себя и каждого культурного человека. Применять знания о факторах здоровья и риска болезни для объяснения реальных ситуаций. Определять связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Называть причины инфекционных и неинфекционных эпидемических заболеваний.

    При знакомстве с медико-гигиеническим блоком (9 класс) учитель может воспользоваться знаниями учащихся, полученными при изучении темы «Здоровый образ жизни» в курсе «Экология человека» (8 класс). Изучив данную тему, учащиеся узнают, в чем состоит опасность заболевания СПИДом, как распространяется это заболевание. Чем опасно пристрастие к алкоголю и курению.

    Полученные знания в ходе изучения данного предмета, научат учащихся анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный. Объяснять связь образа жизни и здоровья на примерах жизни выдающихся людей разных исторических эпох. Подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента здорового образа жизни. Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления его здоровье.

Литература:

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Носов С.Д. Детские инфекционные болезни. М.: Медицина, 1982.

3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. «Экология: учебное пособие для 9-11 кл.» _ М.: Школа-пресс, 1996.

4. Основы экологии и экологической безопасности. Учебное пособие/под ред. В.В.Шкарина, И.Ф.Колпащиковой – Н. Новгород: изд-во НГМА, 1998.

5. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Здоровье и среда в которой мы живем. М.: Мир, 1995.

География

    При изучении в курсе экономической географии России раздела «Население России» особое внимание необходимо уделить теме «Демографические проблемы России». Следует обратить внимание на депопуляционный «взрыв» в России, его причины. Раскрыть факторы, влияющие на здоровье населения:

1. природные условия;

2. образ жизни и социально-экономические условия;

3. загрязнение и деградация окружающей среды;

4. производственные условия;

5. уровень здравоохранения.

Необходимо решить вопросы:

1. увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни;

2. снижение преждевременной смертности, в первую очередь, младенческой, сокращение заболеваемости, травматизма и инвалидности.

3. охрана здоровья – один из важнейших факторов сохранения безопасности страны;

4. пропагандировать национальные традиции. где не утрачены такие ценности как семья. дети.

Литература:

1. В.П.Дронов, И.Ч.Баринова, Р.Я.Ром, О.А.Лобжанидзе. География России. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для 8 го класса. М.: Дрофа 2001.

2. Ю.Н.Голубчиков. Население земного шара.//География в школе. – 2000 - №2.

3. В.П.Максаковский. Охрана и укрепление здоровья населения мира.//География в школе. – 2001 - №5.

4. Б.С.Хоров. Депопуляционный «взрыв» в России.//География в школе. – 2002 -№1.

Физическая культура

При изучении темы «Физические качества» из раздела «Основы знаний о физкультурной деятельности» с учащимися 8-го класса возможна интеграция с темой «Гигиена физического развития подростков» по программе «Основы здорового образа жизни». Необходимо:

· показать учащимся на примерах взаимосвязь показателей физического развития человека (морфологические и функциональные показатели организма) с уровнем развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации);

· познакомить подростков с уровнями показателей физического развития учащихся 13-15 лет (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

Отработка практических навыков по данной теме реальна в процессе освоения раздела «Способы физкультурной деятельности», тема «Тестирование физической работоспособности». Дальнейшее развитие этот учебный материал может получить в 9 классе при интегрированном подходе к изучению курсов «Биология» и «Физическая культура»: определение уровня физического развития, типа телосложения; в 10-11 х классах – при прохождении материала «Физкультурная деятельность с оздоровительно-корригирующей направленностью».

При изучении учебного материала в 8-9 классах по теме «Массаж и самомассаж» возможно совмещение с темами «Утомление и переутомление», «Профилактика переутомления» (8 класс). «Профилактика переутомления при подготовке и сдаче экзаменов» (9 класс) из медико-гигиенического блока программы «Основы здорового образа жизни».

Кроме основ знаний в рамках этой темы необходимо изучение приемов массажа с целью снятия умственного и физического утомления.

Тема «Приемы массажа» является частью раздела «Способы физкультурной деятельности» в программе по физической культуре 8 и 9 классов. Учащимся 9-го класса можно использовать практические навыки при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы и минутки).

Для поддержания интереса подростков и с целью оздоровления и психофизического совершенствования лучше предложить учащимся нетрадиционные комплексы физических упражнений из восточных систем физического воспитания: точечный массаж БАТ, даосская оздоровительная система, индийская йога и т.д. Данные упражнения учащиеся могут использовать как в режиме учебного дня, так и в домашних условиях.

Учебный материал по основам знаний и способам физкультурной деятельности целесообразно включать в уроки физкультуры с образовательной и обучающей направленностью, интегрированные уроки физкультуры и биологии, самостоятельные формы занятий.

Литература:

1. Холодов М.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». – Москва: Академия, 2001.

2. Погадаев Г.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – Москва: «Физкультура и спорт», 1998.

3. Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. и др. «Физическая культура. 8-9 классы.» учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2001.

4. Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. и др. «Физическая культура. 10-11 классы.» учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2001.

5. Матвеев А.П., Петрова Т.В. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре.» - Москва: Дрофа, 2000.

6. Шиширин В.А. «Дидактический материал для учителей физической культуры. 9-ый класс.» - Саратов: Лицей 2001.

7. Шиширин В.А. «Физическая культура. 9-ый класс. Подготовка к экзамену.» - Саратов: Лицей 2001.

Английский язык

При изучении тем по «Основам здорового образа жизни» можно использовать весь потенциал уроков иностранного языка для формирования знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни. В частности при изучении темы «Здоровый образ жизни» по учебнику В.П.Кузовлева «Английский язык» для 9 класса возможно включение материала из программы «Основы здорового образа жизни» о режиме дня и его особенностях.

Организация внеурочной воспитательной деятельности

Класс.

         Классному руководителю (воспитателю) рекомендуется ознакомиться с программой «ОЗОЖ» и с Программой развития, рассчитанной на детей 13-14 летнего возраста. Следует учесть, что часть тем изучалась в учебном процессе: на уроках естествознания, ОБЖ, истории, литературы, физической культуры и т.д. Количество классных часов на оставшиеся темы по блокам классный руководитель (воспитатель) может определить сам в зависимости от степени своей компетентности, наличии (или отсутствия) социального педагога и психолога в школе, специфики классного коллектива, воспитательных задач, поставленных на учебных год.

На темы второго психологическогобока можно отвести 3-4 часа:

· «Я и люди вокруг меня. Мотивы и проблемы межличностных взаимоотношений.»

· «Эмоции человека. Как ими управлять?»

На темы правового блока можно отвести 1 ч.

· «Если срочно нужна помощь.»

На темы семьеведческого блока можно отвести 2 ч.

· «Семейные конфликты – их особенности.

· «Как выйти из семейного конфликта.»

(См. методические рекомендации к программе.)

Класс.

Классному руководителю (воспитателю) необходимо познакомиться с программой, рассчитанной на детей 14-15-летнего возраста.

Первый блок изучается в курсе обществознания, пятый – в курсе предметов естествознания.

Рекомендации:

На темы II психологического блока можно отвести 2 часа.

· «Я – уникален. (Возможности и пути проявления индивидуальности)». – 1 час.

· «Как я отношусь к людям?» - 1 час.

Темы III и IV блоков изучаются на классных часах:

· «Мои права и обязанности как личности и гражданина России.» - 2 часа.

· «Правонарушения и ответственность за них (УК РФ» - 1 час.

· «Ты в этом мире не одинок.» - 1 час.

· «Общие интересы семьи.» - 1 час.

· «Семейный бюджет.» - 1час.

Классы

Организация внеурочной воспитательной деятельности

10 класс

Классному руководителю (воспитателю) необходимо внимательно познакомиться с программой, рассчитанной на старших школьников. Темы не вошедшие при интеграции программы в предметы гуманитарного и естественно-научного направления рассматриваются во время воспитательной внеурочной деятельности.

Рекомендации:

Классные часы:

· Мир. Любовь. Добро.;

· Ответственность перед будущими поколениями;

· Понятие о смысле жизни: смысл труда, любви, счастья и здоровья как реализации себя;

· Выбор супруга, критерии выбора.

 

11 класс

Классные часы:

· Понятие жизненного пути личности;

· Понятие перспективы;

· Жизненный цикл и его стадии;

· Искусство жизни, жизненные сценарии.

Физическая культура

Цель образования в области физической культуры в средней (полной) школе – формирование физической культуры личности посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной и личностно-ориентированной оздоровительной направленностью.

Данная цель ориентирует педагогический процесс на подготовку выпускников средней школы к предстоящей жизнедеятельности, к организации и проведению на основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими упражнениями способных удовлетворить потребности в крепком здоровье и ведении здорового образа жизни.

Примерная программа по физической культуре для учащихся средней (полной) школы, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора А.П.Матвеева, представляет возможность интеграции разделов «Основы знаний о физкультурной деятельности» с темами медико-гигиенического блока региональной программы «Основы здорового образа жизни». В разделе «Основы знаний» программы по физической культуре в рамках тем «Поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры» и «Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений» (10 класс) рекомендуем обратить внимание на физиологию и гигиену юношеского возраста, на физиологические основы тренированности (программа «ОЗОЖ» 10 класс).

Практическое применение данных знаний возможно отработать при прохождении раздела «Способы физкультурной деятельности» в рамках следующих тем

· «Оценка самочувствия, по внешним показателям и внутренним ощущениям» (10 кл);

· «Диагностирование функционального состояния организма по функциональным пробам» (10-11 кл);

· «Измерение и оценка индивидуальной физической работоспособности и физического развития» (11 кл);

При прохождении темы «Профилактика вредных привычек средствами физической культуры» (10 кл) возможно взаимодействие с темой «Молодежь и наркотики» программы «ОЗОЖ».

Рекомендованная интеграция позволит более качественно реализовать цель образования в области физической культуры за курс средней (полной) школы и позволит учащимся использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья.

Литература:

1. Холодов М.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». – Москва: Академия, 2001.

2. Погадаев Г.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – Москва: «Физкультура и спорт», 1998.

3. Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. и др. «Физическая культура. 10-11 классы.» учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2001.

4. Матвеев А.П., Петрова Т.В. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре.» - Москва: Дрофа, 2000.

Основы безопасности жизнедеятельности

10 класс

    В программу ОБЖ, раздел 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включить:

1. В тему 4.1 – тему «Техника безопасного общения».

2. В тему 2.3 – темы – «Преступление и наказание»;

- «Преступление против личности»;

- «Преступление против собственности»;

- «Как защитить себя и других».

11 класс

1. В тему 1.5 – темы:

- «Семья как основа психической стабильности»;

- «Семья как система».

2. В тему 2.3 – темы:

- «Понятие планирования семьи»;

- «Аборт»;

- «Роль матери и отца в планировании, зачатии и дальнейшем развитии ребенка».

3.Тему «Подготовленные роды. Процесс родов. Период новорожденности» подробнее изучить на занятиях для девушек в 11 классе.

Литература

1. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.И.Ижевский «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». М.: Просвещение. 2001.

2. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев. «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Просвещение. 2002.

3. В.В. Марков, В.А.Латчук, С.К. Миронов, С.А. Вангородский. Основы безопасности жизнедеятельности. М. Дрофа. 2002.

Литература

10 класс

1. Тема «Понятие о смысле жизни: смысл труда, любви, счастья и здоровья как реализации себя» изучается на таких произведениях, как Л.Н. Толстой «Война и мир»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»;

Н.Г. Чернышевский «Что делать».

2. Тема «Преступление и наказание» рассматривается при изучении романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

3. Тема «Выбор супруга» рассматривается при изучении следующих произведений: Л.Н. Толстой «Война и мир»; Н.Г. Чернышевский «Что делать»; А.П. Чехов Рассказы.

11 класс

1. Тема «Понятие жизненного пути личности» изучается на таких произведениях, как Бунин И.А. Рассказы, «Поединок»; Л.Андреев Рассказы; М.Булгаков «Мастер и Маргарита»; Б.Пастернак «Доктор Живаго»; А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и др.

2. Тема «Семья» рассматривается при изучении следующих произведений: Л.Петрушевская «Свой круг»; В.Астафьев «Людочка»; М.Шолохов «Тихий Дон».

Экология

10 класс

Здоровье человека – физическое, психическое, духовное – важнейшее личное и общественное богатство, определяемое наследственностью, окружающей средой, образом жизни и качеством здравоохранения.

На протяжении многовековой эволюции важнейшие системы жизнеобеспечения организма человека формировались под влиянием тяжелого физического труда и недоедания. Ныне в жизни человека все более значимую роль играют факторы противоположного характера – недостаточная мускульная и двигательная активность (гиподинамия), нерациональное питание, психоэмоциональные перегрузки, алкоголизм и наркомания. Каждой исторической эпохе присущ свой образ жизни. Как мы видим, образ жизни современного человека резко отличается от образа жизни далеких предков.

Работая по программе рекомендуется особое внимание уделить такому разделу, как «Молодежь и наркотики». Педагог должен разъяснить школьникам понятие уровней патологической наркозависимости: физиологического, психического, социального, материального; рассказать о видах наркотических веществ, мотивах употребления наркотиков.

Учащиеся, в ходе изучения данной темы, должны понять, что наркомания наносит огромный вред обществу, непосредственному социальному окружению и личности. Искоренение наркомании как одного из опаснейших социальных зол требует долговременной и последовательной работы, направленной на создание для всех членов общества, особенно молодежи, возможностей для адекватной реализации своих способностей и энергии в различных сферах социальной жизни: производстве, управлении, семейной жизни и т.д.

Человек должен организовать свой образ жизни, научится быть здоровым и счастливым.

Обществознание

    Согласно Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства». Уголовное и семейное право, охраняя особым образом права человека, регулируют правовое положение ребенка в семье и в сфере преступлений. Цель правового блока программы «Основы здорового образа жизни» имеет несколько аспектов:

1. Изучение правового поля личности в рамках уголовного и семейного кодексов, рассмотрение механизмов правовой защиты детей;

2. Развитие правового мышления;

3. Воспитание законопослушных, юридически грамотных граждан, обладающих высокой правовой культурой, занимающих активную гражданскую позицию.

    Интеграция правового блока в курс «Обществознание» 10-11 классов имеет определенную специфику:

· Преемственность между правовыми блоками внутри самой программы «Основы здорового образа жизни»;

· Расширение правовых знаний, умений и навыков как в сфере публичного, так и в области частного права;

· Активизация и систематизация правовых знаний юношей и девушек 15-17 лет;

· Практическое применение правовых норм учащимися в семье и в сфере общественно опасных деяний при решении конкретных задач.

    В качестве образца для внедрения курса «Основы здорового образа жизни» можно использовать примерные программы по обществознанию под редакцией А.Ф. Киселева (Обществознание. Примерная программа// Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию/ Сост. Л.Н. Боголюбов; под ред. А.Ф. Киселева. – М.: Дрофа, 2000), где на раздел «Право» в целом приходится 24 учебных часа. Правовой блок дополняет содержание Примерной программы в части уголовного права и вводит семейное право, как дополнение в предлагаемому варианту. Введение последнего обусловлено сложностью социального положения молодежи и часто встречающимися правовыми коллизиями при выстраивании семейных отношений.

    Таким образом, сочетание курса «Обществознание» и правового блока программы «Основы здорового образа жизни» способствует формированию ценностного отношения у юношей и девушек к правам и свободам человека и гражданина.

Литература

Конституция РФ. М., 1995

Уголовный кодекс. М., 1996

Семейный кодекс. М., 1996

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: