Сельский обелиск

Дождь прошел. Погасли молний нити.

Гром грохочет где-то за рекой.

И встают солдаты на граните

В свой последний, поименный строй.

Александров...

Бесфамильный...

Волков...

(Сорок первый. Каждый жив-здоров.

Тридцать шесть ушло их из поселка,

А в поселке двадцать пять дворов).

Погорелов...

Иволгин...

Курбатов...

(Утро, пограничная река.

Танков пять. По одному на брата,

А верней сказать – на земляка.)

Кабушкин...

Сорокин...

Горехватов...

(Сорок первый. За спиной Москва.

И глотают русские солдаты

То ли кровь, то ль отчие слова...)

Нилин...

Нилин...

Нилин...

Трое рядом.

(Сорок третий. Курская дуга.

Братья в танке, пламенем объятом,

Катятся тараном на врага.)

Александров...

Иволгин...

Курбатов...

(Подросли сироты во дворах.

И ушли вихрастые солдаты

Тихим строем в тесных сапогах.)

Александров...

Александров...

Кашин...

(Сорок пятый. Май. Чужая речь.

И решай в последней рукопашной:

То ли совесть, то ль себя сберечь.)

Гром утих. Читаю снова, снова

Тридцать шесть фамилий земляков.

Над поселком радуги подкова,

А в поселке двадцать пять дворов.

С. Евгеньев

 

Хор исполняет песню «Москвичи»

(сл. Е. Винокурова, муз. А. Эшпая).

 

 

Ребенок-чтец

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни

Не потому ли я живу,

Что умерли они?..

Чем им обязан – знаю я

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

 

 

Хор вместе с залом поет песню «День Победы»

(сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).



ДЕТИ ВОЕННОЙ ПОРЫ

Сценарий праздника День Победы

 

Ребенок-чтец

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

– Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

 

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

 

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

 

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

 

Й ведущий

Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…

 

Й ведущий

Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка из Бреста в первый день войны или десятилетний мальчик из блокадного Ленинграда.

Ребенок-чтец

Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

   

Й ведущий

Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

 

Ребенок-чтец

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

 

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

 

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

 

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

 

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

 

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

 

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

                            К. Симонов

 

Й ведущий

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?

Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?

– Многое. Об этом смогут рассказать они сами.

 

Мальчик-рассказчик

Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии…

 

Мальчик-рассказчик

В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

 

Й ребенок-чтец

Мы – маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Нам до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

 

Й ребенок-чтец

Из теплой, полной снов постели,

Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и щели

Мы ночью с бабушками шли.

 

Й ребенок чтец

Мы слез тогда уже не лили,

Мы знали вкус полынь-травы.

И с вами всю беду делили,

Как с нами хлеб делили вы.

 

Й ребенок чтец

Но что же, мы, зато, узнали,

Что значит выжить в трудный год,

Что значит – Родина за нами

И что такое наш народ.

 

Й ведущий

900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. «Ленинградские дети»... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать.

 

Ребенок-чтец

Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,

И никуда нам от нее не деться.

Что, если вдруг опять придет война,

Вернется к нам расстрелянное детство...

Девочка-рассказчица

Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 сантиметров. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это – ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки... А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…

 

Й ведущий

«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. «Ленинградцы» – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны.

 

Й ведущий

Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

Ребенок-чтец (это стихотворение можно прочитать и по ролям)

Мы пришли к блокаднице,

Вынули тетрадку:

– Расскажите, бабушка,

Все нам по порядку –

Как вы голодали,

Как вы замерзали,

Как на вас фугасы

По ночам бросали...

 

Придвигает бабушка

В вазочке конфетки,

Предлагает бабушка:

– Угощайтесь, детки!

Здесь берите пряники,

А вот здесь – помадку...

Я на белой скатерти

Разложил тетрадку:

– Кто лечил вас, бабушка,

Если вы болели?

Как же вы работали,

Если вы не ели?..

 

Отвечает бабушка,

Угощая чаем:

– А пирог с капустою

Мы не покупаем,

Я сама пеку его –

Кушайте, касатки!..

Я вожу рассеянно

Ручкой по тетрадке:

– Правда ли, что воду

Из Невы носили?

Сколько же народу

Вы похоронили?..

 

Отвечает бабушка:

– Что ж вы не едите?

Может быть, оладушков

Вы еще хотите?

Ой, совсем забыла, –

Ешьте шоколадку!..

Мне девчонки шепчут:

– Закрывай тетрадку!..

 

Съели мы оладушки

И пирог с капустой...

– До свиданья, бабушка,

Было очень вкусно!

              М. Яснов

 

Й ведущий

Еще одна страница темы «Детство и война» – сыны полка…

 

Й ведущий

Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.

 

Й ребенок-чтец

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

 

Й ребенок-чтец

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

 

Й ребенок-чтец

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

 

Й ведущий

К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны.

Ребенок-чтец (стихотворение можно разделить на четверостишия и предложить для чтения нескольким детям)

В наш городок сибирский, дальний

Полк на постой пришел с войны.

В нем был особый взвод солдатский,

Наш брат бедовый – пацаны.

 

То были стреляные волки –

Сыны полка. Сойти с ума:

Их знали Сталинград и Волга,

Да и Германия сама.

 

Их записали в нашу школу.

И вот мы ждали в первый раз:

Придут отчаянные шкоды,

Куда отчаяннее нас.

 

Пришли. За парты сели сзади,

В зеленом с головы до пят,

Как будто ряд окопов занял

Замаскированный отряд.

 

И только празднично сверкали

Под жестким светом строгих лиц

Нам недоступные медали

За взятье западных столиц.

 

В нас зависть жалкая кричала.

И лишь спасало от тоски,

Что парни двойки получали

И по подсказке отвечали

Негромким эхом у доски…

 

И все ж, когда у стен затертых,

Средь коридорной полутьмы,

Они стояли в гимнастерках –

Тихи, подтянуты, прямы

 

И настораживали уши,

Кося в окошечный провал,

Как будто бы боясь прослушать

Приказ негромкий иль сигнал, –

 

То знали мы: до школы шумной

Они уже прошли одну,

Где учат быть готовым к штурму,

Не верить в эту тишину.

 

И мы их бережно толкали.

На кучу падая малу,

И только звякали медали

Под нашим братом на полу.

 

И тут они – куда им деться –

Кидались в гущу кутерьмы.

Ребята возвращались в детство,

К их славе приобщались мы.

А. Румянцев

 

Й ведущий

За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.

 

Й ведущий

Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.

 

Й ведущий

Имена не всех юных героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни.

 

Ребенок-чтец

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

 

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

 

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

 

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И черт его поймет, откуда бьет.

 

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

 

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

– Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

 

Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

 

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

 

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал...

 

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

А. Твардовский

 

Й ведущий

Вместе со взрослыми дети трудились для великой Победы. Как ликовали в день Победы детские сердца!!! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день!

 

Ребенок-чтец

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете –

В окнах свет и нет войны!

 

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

 

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут, едут, едут

Наши деды и отцы!

 

И смешались на платформах

С шумной радостной толпой

Сыновья в военных формах,

И мужья в военных формах,

И отцы в военных формах,

Что с войны пришли домой.

 

Здравствуй, воин-победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель –

Красной Армии солдат!

                       С. Михалков

 

Хор исполняет песню «Венский вальс»

(сл. Е. Долматовского, муз. А. Пахмутовой).

 

Й ребенок чтец

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

 

Й ребенок-чтец

Я не напрасно беспокоюсь, –

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

 



БИТВА ЗА МОСКВУ

Сценарий праздника День Победы

(При подготовке сценария использованы материалы литературно-исторической композиции «Час мужества пробил на наших часах» Е.Богомоловой)

Звучит «Вальс». Несколько пар танцуют на сцене.

Й ведущий

Летняя ночь была наполнена запахом трав, пением птиц и веселой музыкой. 22 июня – самая короткая ночь в году. 22 июня во всех школах страны отмечали последний выпускной бал.

Й ведущий

Под утро выпускники заполнили улицы городов. Они пели и смеялись, они надеялись и мечтали о будущем, они шли встречать рассвет. Это был рассвет 22 июня 1941 года.

 

Музыка вальса резко обрывается. Звучит сирена воздушной тревоги.

Под чтение стихотворения на экран проецируются слайды утреннего затишья перед началом войны.

Июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

 

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

 

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

 

Я о другом не пел бы ни о чем,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

Когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

С. Щипачев

Й ведущий

22-го июня в 4 часа утра войска гитлеровской Германии, перейдя границу на протяжении шестисот километров, вторглись на территорию СССР. Армия вторжения насчитывала пять миллионов пятьсот тысяч человек, четыре тысячи шестьсот самолетов, три тысяч восемьсот танков.

 

Звучит музыка из 7-й симфонии Д. Шостаковича. На экран проецируются кадры хроники фашистского наступления в первые дни войны.

Й ведущий

Согласно плану Барбаросса разгром Советской Армии должен был завершиться через десять недель. Удары наносились по трем основным направлениям: группа армий «Север» наступала на Ленинград, группа армий «Юг» наступала на Киев. Решающий удар наносила группа армий «Центр» – через Минск и Смоленск – на Москву.

 

Звучит первый куплет песни «Священная война».

 

Й ведущий

22-го июня была объявлена всеобщая мобилизация. Миллионы людей надели солдатские шинели. Из каждой сотни мужчин, ушедших в годы войны на фронт, в живых осталось трое. Всего три человека из ста дожили до Победы.

 

На экран проецируются кадры хроники первого периода войны.

 

Й ведущий

В первые дни войны Красная Армия терпела сокрушительное поражение. За три недели немцы захватили всю Прибалтику, Белоруссию, Правобережную Украину.

 

Й ведущий

Семьсот тысяч погибших, полтора миллиона пленных – таковы были наши потери. Войска приграничных округов были полностью разгромлены.

 

Й ведущий

Танковыми клиньями, врезаясь в оборону Красной Армии, немцы рвались к Москве. Но с каждым днем войны сопротивление возрастало.

 

Й ведущий

Советские войска, показывая чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: