Место парламента в системе органов государственной власти и прекращение деятельности парламента

                              

Как известно из курса тории государства и права, органы государства можно разделить на первичные и вторичные. К производным (или вторичным) государственным органам относятся органы, образуемые органами государственной власти. Таковы, например, органы исполнительной власти (правительства, министерства и т.д.). Круг их полномочий, как правило, четко определен и закреплен в нормативных правовых актах об этих органах (статутных законах, положениях), а деятельность носит в основном подотчетный характер. К этой же категории можно причислить органы правосудия. К первичным органам государства относятся представительные учреждения (учредительное собрание, парламент), образуемые непосредственно в результате выборов. Сюда же может быть отнесен и глава государства (президент), если он избирается непосредственно населением[33]. В Российской Федерации Парламент, как и президент относится к первичным органам государства. По принципу разделения властей как конституционному принципу организации и осуществления государственной власти, закрепленному Конституцией Российской Федерации в системе государственных органов на федеральном и региональном уровне различаются законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Парламент является высшим законодательным органом государства. Только ему как общенациональному представительному учреждению принадлежит право обсуждать и принимать законы государства, утверждать основной финансовый документ страны — государственный бюджет.

 

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих предусмотренных случаях:

1.После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы[34].

2. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов[35].

 

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации[36].

 

Заключение

Приближается пятнадцатилетний юбилей Конституции Российской Федерации 1993 года, предполагающий осмысление и оценку пройденного пути. Эта Конституция стала результатом крушения тоталитарного режима и последовавшего за этим столкновения противоборствующих политических сил уже новой, демократической России. Гарантируя широкий круг международно-признанных прав и свобод человека и гражданина, периодическое проведение свободных выборов, реализацию принципов разделения властей и федерализма, создание и развитие системы местного самоуправления, она призвана обеспечить правовые предпосылки для дальнейшего развития подлинно демократического, основанного на господстве права конституционного строя в России. Она действительно Основной закон жизни общества, фундамент всей его государственной и правовой системы. В этом заключается ее огромный созидательный потенциал, который еще предстоит в полной мере реализовать и который, возможно, еще не вполне осознан.

Прошедшие пятнадцать лет явились периодом восприятия всем российским обществом ценностей подлинного конституционализма, практического воплощения - порой, болезненного, драматического - всех без исключения конституционных положений. Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.

Следует отметить при этом, что российская Конституция - не застывший на бумаге текст, а живой, развивающийся организм, приобретающий с течением времени более глубокое собственное содержание и одновременно раскрывающийся в реальной жизни через текущее законодательство и правоприменительные акты. В то же время - при условии разумного и бережного обращения с нею - Конституция выступает важнейшим фактором стабильности правовой системы, всей государственной и общественной жизни. С этой точки зрения следует подходить и к проблеме возможного несовершенства отдельных положений Конституции и поправок к ней. Никто не считает действующую Конституцию верхом совершенства.

У каждой страны свой исторический путь, и Россия в этом плане - не исключение. Но, сохраняя специфику своего национального государственно-правового развития, важно не упустить то главное, родовое, что присуще всем правовым государствам современности и что нашло отражение в Российской Федерации.

 

Список используемой литературы

1. Конституция РФ

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 №10-П

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 №1-П

4. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

5. ФЗ «О счетной палате»

6. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

7. ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

8. ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

9. Блинов А.В. Конституционное право России: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002.

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: учебник – М.:Юрист, 2002.

11. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. М.: Городец – 2003.

 


[1] Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. М.: Городец – 2003, с.60-61.

[2] Конституция РФ. ст.94

[3] Конституция РФ. ст.95

[4] ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». ст.1

[5] ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». ст.2

[6] ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». ст.3

 

[7] ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». ст.4

[8] ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». ст.5

[9] ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». ст.7

[10] ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». ст.9

[11] ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ст.4

[12] Конституция РФ. ст.95

[13] Конституция РФ. ст.96

[14] Конституция РФ. ст.97

[15] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» ст.3

[16] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» ст.5

 

[17] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» ст.6

 

[18] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» ст.83

[19] Конституция РФ. ст.98

[20] Конституция РФ. ст.99

[21] Конституция РФ. ст.100

[22] Конституция РФ. ст.101

[23] ФЗ «О Счетной палате РФ». ст.2

[24] ФЗ «О Счетной палате РФ». ст.9

[25] Конституция РФ ст.105

[26] Конституция РФ ст.106

[27] Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 N 1-П.

[28] Конституция РФ ст.107

[29] Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П

[30] Конституция РФ ст.108

[31] Конституция РФ ст.102

[32] Конституция РФ ст.103

[33] Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. М.: Городец – 2003, с.60.

[34] Конституция РФ ст.111

[35] Конституция РФ ст.117

[36] Конституция РФ ст.109



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: