Виды интеллектуальных способностей

 

Очень просты различия между способностями интеллекта, причем так же, как и разница между ассоциативным научением и памятью, между наивысшими уровнями абстрактного мышления и рассуждением. Вероятнее всего, самая полезная формулировка этого измерения – классификация навыков на навыки I уровня и навыки II уровня, была предложена Дженсеном.

Навыки I и II уровней

 

В навыки I уровня входят выучивание наизусть и ассоциативное научение, которые в свою очередь включают в себя какие задачи, как передача нестандартного материала памяти, научение общаться на незнакомом иностранном языке. Такие задачи практически не требуют решения проблем, однако могут сознавать некое когнитивное напряжение, если нужно сильное напряжение внимания или памяти при их решении.

Навыки I уровня в основном используются при освоении основных умений, которые преподаются в младших классах или же при изучении фактической информации.

Если говорить о навыках II уровня, то они включают в себя информационно-обрабатывающие действия, которые участвуют в восприятии стимулов и в абстрактном мышлении, требуемом при решении ранее не встречавшихся проблем.

Навыки II уровня необходимы для того, чтобы понять прочитанное, справиться с математическими формулами или понять (и использовать) абстрактные принципы.

 

Кинетический и потенциальный интеллект

 

Знания, которые мы приобрели, сохраняются для дальнейшего использования. Грегори утверждает, что хорошим сравнением будет идея о кинетической энергии или же накоплении потенциальной энергии, которая в свою очередь может быть использована по-разному. Подобным образом, производство знаний можно обозначить как кинетический интеллект, а знание решения проблемы – как потенциальный. В данном случае, потенциальный интеллект – это те решения и ответы, которые были созданы кинетическим интеллектом.

Увеличение запаса потенциального интеллекта происходит в связи с тем, сколько опыта и знаний мы приобретаем.

Подвижный и кристаллизованный интеллект

 

Когда речь заходит о подвижном или кристаллизованном интеллекте (по-простому, знании), то возникают очень схожие споры.

Подвижный интеллект проявляется в способности как понимать выученное, так и применять его в каких-либо соответствующих ситуациях и применять новые знания творчески.

Спустя время, некоторые психологи начали воспринимать подвижность интеллекта как врожденный потенциал или же интеллект в общем.

Наш интеллект развивается по мере получения образования, соответственно, какое-либо определенное направление в образовании развивает определенную сторону интеллекта. Таким образом, подвижный интеллект возможно развить, если образование будет направлено на использование получаемых студентами знаний и их упорядочиванию.

 

Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга

 

Те, кто предлагает системные взгляды на интеллект, полагают, что он является сложной и целостной системой. Они предпринимают попытки понять обобщенное целое, состоящее из различных составных частей. Существует два удачных примера системного теоретизирования – это теории человеческого интеллекта, которые были созданы Гарднером и Штернбергом.

Виды интеллекта по Гарднеру

 

Гарднер говорил, что интеллект – не то явление, что состоит из различных способностей, а совсем наоборот: существует большое количество различных видов интеллекта, которые независимы друг от друга и каждый из них важен по-своему.

Гарднер выделил семь видов интеллекта:

· Логико-математический;

· Музыкальный;

· Лингвистически-вербальный;

· Интерперсональный (способность различать мотивы действия разных людей и знать как с ними работать);

· Кинестетический (способность решать проблемы, используя тело, для того, чтобы придать форму продукту);

· Простанственный (способность в уме представлять модель расположения предмета и использовать ее);

· Интраперсональный (способность создать правильную модель себя и использовать ее для того, чтобы успешно функционировать в обычной жизни).

Триумвират Штернберга

Штернберг выявил, что интеллект подразделяется на три основные части: контекстуальной, креативной и концептуальной. Концептуальная часть интеллекта включает те компоненты обработки информации, которые используются в мышлении. Она подразделяется на три вида процессов. Первый вид - руководящие процессы, которые используются для планирования действий, их контроля и последующей после его завершения оценки, второй – неруководящие процессы, которые используются для выполнения задач, третий – компоненты приобретения знания, то есть те процессы, которые помогают узнать, каким образом выполняется задание, перед тем, как к нему приступить.

Штернберг утверждал, что составляющие интеллекта находятся под влиянием практической задачи и человеческого опыта. Контекстуальная часть триумвирата заключается в применении интеллекта в обычной жизни.

Чаще всего люди обращаются к практическому интеллекту. Но IQ тесты все же занимаются не непосредственным изучением интеллекта. Штернберг заявляет, что необходимо отличать академический интеллект от практического, так как не исключено, что индивид может иметь высоко развитый академический интеллект и низко развитый практический, или наоборот.

Интеллект способность индивидуальный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: