Согласно Положению о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденному постановлением Правительства РФ, он осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и охраны окружающей среды и его территориальными органами. Они взаимодействуют на основе соглашений с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и их органами.
Задачами государственного контроля за охраной атмосферного воздуха являются:
- соблюдение условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Федерации;
- иных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздух осуществляют специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством РФ.[5]
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Они назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, представляются в территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством в области охраны окружающей природной среды и законодательством об общественных объединениях.
Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, вправе:
- беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
- проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
- аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;
- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
- проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
- давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства, в том числе об ограничении, о приостановлении или о прекращении
- выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
- привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
- осуществлять иные не противоречащие законодательству действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.
II. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА.