Правовая основа Стратегии

Правовую основу для реализации настоящей Стратегии составляют:

· Международные конвенции – «О биологическом разнообразии», «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц» (Рамсарская конвенция), «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС), «О защите морской среды Каспия» (2003) и др.

· Европейские конвенции и соглашения, программы Европейского Союза в области сохранения ландшафтов, местообитаний, биоразнообразия и отдельных групп угрожаемых видов, в том числе - Общеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

· Конституция Российской Федерации.

· Федеральные Законы Российской Федерации: «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии», «Об экологической экспертизе», Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, действующие Постановления Верховного Совета и Государственной Думы, Указы президента РФ, Постановления и Распоряжения правительства РФ в сфере сохранения биоразнообразия, в т.ч. Постановление правительства РФ «О федеральной целевой программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

· Законы Волгоградской и Астраханской областей и Республики Калмыкия по охране животного мира, особо охраняемым природным территориям, использованию биологических ресурсов и пр., Постановления органов законодательной власти в сфере сохранения биоразнообразия Волгоградской и Астраханской областей и Республики Калмыкия, в т.ч. Стратегия и программа сохранения биоразнообразия Волгоградской областей (2001).

Стратегия сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий на объектах Стратегии опирается также на международные принципы, положенные в основу Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. В свое время они легли в основу региональных стратегий сохранения биоразнообразия в Российской Федерации:

Принцип обязательности использования научных знаний при принятии решений в области сохранения водно-болотных угодий.

Принцип осмотрительного принятия решений: решения должны приниматься на основе наиболее полной имеющейся информации; меры по сохранению биоразнообразия должны быть рациональными с социально-экономической точки зрения.

Принцип избежания: в случае реализации проектов, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, необходимо использовать систему прогнозной оценки воздействия на окружающую среду.

Принцип предосторожности: если какая-либо деятельность может повлечь за собой неблагоприятные последствия для биоразнообразия, следует заблаговременно принять меры, позволяющие избежать этих последствий.

Принцип перемещения: хозяйственная деятельность и проекты, оказывающие неизбежное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, должны перемещаться в районы, где их воздействие будет наносить наименьший ущерб.

Принцип экологической компенсации: вредные последствия для биоразнообразия, причиненные хозяйственной деятельностью, должны компенсироваться с помощью соответствующих природоохранных мероприятий.

Принцип экологической целостности: необходимо поддерживать естественные экологические процессы, направленные на выживание видов, а также места обитания, от которых это выживание зависит. "Природа знает лучше".

Принцип восстановления и воссоздания: биоразнообразие должно, по возможности, восстанавливаться после нарушения.

Принцип наилучшей имеющейся технологии и наилучших природоохранных методов: там, где это возможно, должны использоваться максимально эффективные и благоприятные для сохранения биоразнообразия методы и технологии.

Принцип «загрязнитель платит»: издержки на мероприятия по предотвращению, контролю и компенсации ущерба биоразнообразию, должна нести сторона, ответственная за нанесение ущерба.

Принцип участия общественности: должна быть обеспечена общественная поддержка мер по сохранению биоразнообразия путем привлечения к данной работе различных общественных слоев и обеспечения доступности и открытости информации в данной сфере.

Основные направления и механизмы реализации Стратегии и Плана действий сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги

 

Предлагаются следующие механизмы реализации Стратегии:

- эколого-географические, учитывающие региональные особенности реализации Стратегии и выделения ее приоритетов, а также систему действий в рамках основных приоритетов Стратегии, в том числе:

- - для предотвращения сокращения ландшафтного разнообразия и видового богатства водно-болотных угодий;

- - для восстановления утраченного биоразнообразия и повышения численности популяций охраняемых видов;

- - для сохранения биоразнообразия в процессе его устойчивого использования на аграрных и урбанизированных территориях;

а также традиционные:

- политические;

- правовые;

- институциональные;

- социально-экономические;

- экологические;

- финансирование;

- контроль и корректирование.

 

Среди подходов и методов реализации Стратегии предполагается использовать методологические и методические рекомендации и предложения Национальной стратегии сохранения биоразнообразия (2001) и региональных Стратегий и Планов действий, в первую очередь региональных стратегий по сохранению биоразнообразия Нижегородской и Волгоградской области (1998-2001), которые были приняты Законодательными собраниями этих областей. Рекомендуется также механизмы реализации, заложенные в Байкальскую стратегию сохранения биоразнообразия (2002), как документа межрегионального стратегического планирования и сотрудничества. Механизмы реализации перечисленных стратегий подробно описаны в публикациях проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Российской Федерации» и на сайте www.biodat.ru. Причем в Байкальской стратегии, как и в случае с водно-болотными угодьями Нижней Волги, несколько субъектов Федерации объединены одной задачей - сохранение крупного уникального водного объекта

 

Главным достижением принятия региональных стратегий в Нижегородской и Волгоградской областях и на Байкале можно считать механизм регионального стратегического планирования мер по сохранению биоразнообразия, который был запущен с принятием органами законодательной власти Стратегии. Он содействовал выделению финансирования на нужды сохранения биоразнообразия и на поддержку региональных ООПТ. Принимая во внимание этот позитивный опыт с принятием Стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги можно рассчитывать на создание своего рода региональной базы данных по мерам сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий, дифференцированным по степени приоритетности, срокам реализации и регионам.

 

Механизмы реализации Стратегии заложены также в действующую нормативную базу в сфере сохранения биоразнообразия и управления биоресурсами, в регламенты функционирования региональных ООПТ. Они касаются регулярности и тематики проведения отдельных мероприятий, источников финансирования и субъектов, для которых меры по сохранению биоразнообразия становятся частью обременений при землепользовании и землевладении, получении земель и акваторий в долгосрочную аренду и т.д.

После принятия Стратегии на уровне субъекта Федерации, прописанные в Стратегии механизмы ее реализации, автоматически приобретают нормативный характер и могут стать основой для разработки новых методических и нормативных документов на региональном уровне.

При необходимости изменения и дополнения Стратегии на региональном уровне, а тем более - на межрегиональном уровне, в нее могут быть внесены соответствующие дополнения и уточнения, в том числе и по механизмам реализации. Так происходит со стратегическими документами, содержание которых меняется при появлении новых законодательных актов или изменении характера имущественных отношений (изменения категории и природоохранного статуса земель, формы собственности на них, появление долгосрочной аренды в системе природопользования на отдельных водоемах и угодьях и т.д.). Поэтому механизмы реализации настоящей Стратегии включают вариантность долгосрочных мер и мероприятий на основе прогнозов и сценариев социально-экономического развития, изменений климата и стратегии природоохранного управления в регионе.

 

Методологической и идеологической основой реализации Стратегии должно стать также Комплексное Управление Экосистемами (КУЭ) - территориями, акваториями и биоразнообразием. При разработке настоящей Стратегии принимались во внимание руководящие документы, утвержденные конференциями Сторон Конвенции о биологическом разнообразии: Малавские принципы (экосистемного подхода) – решение V/6 КС КБР и Аддис-Абебские принципы по устойчивому использованию биоразнообразия – решение VII/12 КС КБР.

В соответствии с ними, в Стратегию и План действий по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги включены схемы КУЭ при стратегическом планировании мер по сохранению биоразнообразия (согласование, консультации с общественностью и органами власти, разрешение конфликтов, участие местного населения в принятии решений и пр.). Они наиболее адекватно отражают интересы всех секторов общества. В первую очередь это касается:

- Стратегии участия общественности в КУЭ водно-болотных угодий Нижней Волги. Сектора общества и общественные организации, представляющие их интересы в Астраханской и Волгоградской областях и Республике Калмыкия должны быть допущены к решению вопросов, связанных с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия водно-болотных угодий региона, на всех этапах принятия решений – от замысла до включения в стратегические планы развития и реализации. Инструменты участия общественности – общественная экспертиза и экологические слушания, сходы и митинги, вхождение представителей в общественные советы по КУЭ, волонтерская деятельность и пр.

- Механизмов проведения консультаций по КУЭ в региональных органах исполнительной и законодательной власти Астраханской, Волгоградской областях и в Республике Калмыкия. Помимо общественных советов и т.н. экономической координации, когда заинтересованные стороны пользователей (представителей бизнеса) и природоохранных организаций взаимодействуют в рамках согласования подходов к сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия конкретных объектов – водно-болотных угодий. Важно именно этот подход применить к решению перспектив сохранения региональных ООПТ и местообитаний редких видов, попадающих в сферу хозяйственных интересов отдельных групп бизнеса.

- Механизмов разрешения конфликтов природопользования на основе поиска альтернативных форм хозяйствования при стратегическом планировании развития территорий с ценными водно-болотными угодьями. Для Астраханской и Волгоградской области и Республики Калмыкия такими альтернативными формами может стать развитие предприятий промысловой рекреации и разных форм экологического и сельского туризма.

- Включения элементов КУЭ, их учет и внедрение при составлении Стратегии и Плана действий. Рекомендуется использование КУЭ в планировании природоохранной деятельности муниципальных образований, расположенных в границах Волго-Ахтубинской поймы и Дельты Волги. Главным стимулом здесь становится справедливое распределение выгод, получаемых при устойчивом использовании биоресурсов и экосистемных услуг водно-болотных угодий.

- С включением в Стратегию элементов КУЭ создается постоянно действующий региональный механизм общественного контроля сохранения биоразнообразия, в котором любые значимые изменения в состоянии биоты и экосистем становятся объектом внимания всех секторов общества и создаются сценарии для поведения лиц, принимающих решения (ЛПР), бизнеса, науки, СМИ, НПО.

 

Комплексная региональная стратегия по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий для Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги (Волгоградской, Астраханской области и Республики Калмыкия) подразумевает наличие региональных и межрегиональных частных стратегий сохранения отдельных компонентов биоразнообразия, вплоть до региональных стратегий сохранения отдельных редких видов и их уникальных популяций, находящихся под угрозой исчезновения. Так, вполне логичным для регионов Нижней Волги была разработка «видовых» стратегий:

- по сохранению и восстановлению осётра русского, белуги, севрюги, белорыбицы в водоемах Волгоградской и Астраханской областей и Республики Калмыкия;

-. по сохранению и восстановлению популяций редких видов водоплавающих птиц водно-болотных угодий Волгоградской и Астраханской областей и Республики Калмыкия;

- по сохранению и восстановлению популяций хищных птиц и др.

Объектами частных стратегий могут стать и отдельные водно-болотные угодья региона.

На основе Стратегии предусмотрено создание в формате Региональной Целевой Программы Плана действий реализации стратегии по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий, который включает в себя:

(1) стратегические меры по расширению и совершенствование системы охраняемых природных территорий:

- номинирование Дельты Волги как объекта Всемирного природного наследия;

- создание крупной межрегиональной ООПТ на территории Волгоградской и Астраханской областей (в перспективе - федерального уровня), способной обеспечить целостный подход при сохранение экосистем Волго-Ахтубинской поймы как уникального комплекса водно-болотных угодий международного значения;

- создание новых региональных ООПТ, повышение природоохранного статуса и расширение старых ООПТ регионального уровня, сохраняющих водно-болотные угодья;

(2) разработку и внедрение мер и экологических регламентов для изменения в системе регулирования стока Волги (оптимизация экологических попусков в нижний бьеф Волгоградского гидроузла)  в целях восстановления и сохранения биоты и природных экосистем водно-болотных угодий;

(3) меры и рекомендации по внедрению адаптивного управления ключевыми водно-болотными территориями для сохранения и устойчивого использования биоразнообразия и КУЭ для муниципального уровня, когда возможно вовлечение в него органов самоуправления;

(4) систему мер по сохранению редких видов флоры и фауны регионов в условиях активизации в регионе хозяйственной деятельности, в т.ч. отраслевые адресные меры и мероприятия:

- в нефтегазовом комплексе;

- в энергетическом комплексе;

- при развитии водного транспорта, включая строительство новых водных путей;

- в агропромышленном комплексе, в том числе охрану популяций редких видов агроландшафта при сохранении традиционного сельского хозяйства;

- в рыбохозяйственном комплексе;

- в сфере промыслового рекреации и рыболовного туризма;

- в охране видов в условиях «быстрых» изменений климата, включая их последствия (изменения гидрологического режима, антропогенное опустынивание);

(5) развитие альтернативного природопользования (экологического и промыслового туризма, рекреации, крупных природоохранных проектов, ориентированных на природоохранные инвестиции и компенсационные платежи за экосистемные услуги водно-болотных угодий и пр.);

(6) разработку конструктивных решений по смягчению воздействия отдельных видов экономической деятельности на охраняемые природные территории;

(7) разработку мер по адаптации природоохранного управления к «быстрым» региональным изменениям климата в случае подтверждения прогноза.

 

Стратегия и План Действий направлены на разработку конкретных мер в основном локального уровня. Важнейшим субъектом их реализации становятся местные органы самоуправления, на которые ложится значительная часть работ по реализации многих рекомендаций по совершенствованию системы землепользования и созданию эффективной региональной сети ООПТ, а также многие рекомендации, касающиеся КУЭ.

Наиболее важными механизмами реализации Стратегии и Плана действий являются:

· Правовые – совершенствование действующей и формирование новой законодательной и нормативной база.

· Экономические и эколого-экономический, основанный на экономической оценке биоразнообразия, экосистемных услуг и на сопоставлении выгод и ущерба, возникающих при том или ином виде природопользования на водно-болотных угодьях объектов Стратегии.

· Финансовые - оптимизация процессов формирования и расходования средств, выделяемых на сохранение биоразнообразия и механизмы самофинансирования.

· «Малых дел» на локальном уровне (действуй локально, вноси вклад в решение региональных проблем и думай о глобальных проблемах охраны природы).

· Межсекторального и межведомственного партнерства – сотрудничество и координация через участие в специально создаваемых координационных советах, комиссиях, программах и пр., а также через совместное участив в создании и деятельности межрегионального информационного Центра по мониторингу состояния биоразнообразия на водно-болотных угодьях объектов Стратегии.

· Ландшафтного планирования, используемого для определения функций целевого назначения каждого участка земель водно-болотных угодий на объектах Стратегии.

· Комплексного управления экосистемами на локальном уровне (муниципальном).

· Использования сценарной основы принятия решений в единой системе управления сохранением водно-болотных угодий и при контроле их состояния.

· Просветительские - повышение уровня экологической грамотности, пропаганда экологических знаний, формирование общественного мнения по вопросам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: