Религиозный туризм, его виды и формы

Религиозный туризм, который получил широкое распространение в последние годы, предполагает посещение различных мест, где туристы могут увидеть действующие религиозные объекты, культовые памятники, музеи, архитектуру и произведения искусства как современных, так и ушедших в прошлое религий. Привлекает туристов и участие в религиозных праздниках и церемониях в качестве зрителей. На туристском рынке предлагается множество туров на Рождество, Пасху и другие религиозные праздники.

Сегодня многие путешествия можно отнести к поездкам с религиозными целями - религиозному туризму. В настоящее время около 90 % объектов в мире, представляющих туристский интерес, так или иначе связаны с религией, хотя некоторая их часть и утратила своё первоначальное культовое значение.

Существует много концепций определения паломничества и религиозного туризма, иногда эти явления объединяются друг с другом. С точки зрения Всемирной туристской организации (ЮНВТО) «религиозный туризм» — это виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды и «паломничество» - «путь к святыням». При статистическом учете эти оба вида деятельности ЮНВТО относит к туризму.

Однако в мировой практике существует различные подходы к определению и содержанию религиозного туризма. Иностранные аналитики, а также некоторые российские эксперты (А.Бабкин, А.Александрова, Т.Христов), придерживаются точки зрения, что в религиозном туризме существуют два направления: паломническое и познавательно-экскурсионное. Такой подход базируется на экономических показателях. Естественно, что религиозный туризм и паломнические поездки связаны с расходами участников на транспорт, размещение и питание, но это не является главным критерием возможности их объединения.

Есть и другая точка зрения: религиозный туризм – это составляющая часть паломничества. Специалисты, отстаивающие такую точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике.

Управление пастырской заботы о туризме, спорте и отдыхе итальянской Епископальной конференции считает, что сегодня пилигрим является также туристом, который хочет объединить цель классического пилигримства с исторической, художественной и природной реальностью территории. В эпоху глобализации религиозный туризм, это не путешествие для пожилых людей, в сопровождении священника как духовного советника и гида, в нем доминируют новые фигуры пилигримов-туристов. Это любопытный христианин, который хочет путешествовать по определенному до отъезда, персонализированному маршруту. Он становится более молодым: в 2008 году в Сиднее на Всемирном дне христианской молодежи (проводятся по инициативе Папы Иоанна Павла II начиная с 1985 г.) присутствовало более 500 тыс. молодых путешественников со всего мира. К традиционным путешествиям на автобусах и поездах добавляются расстояния, которые преодолеваются пешком, на велосипеде, лошади и в автодомах.

«Мы живем в серьезный переходный период, который характеризуется изменениями, - объясняет представитель итальянской туристской компании Brevivet Джованни Сесана (Giovanni Sesana), работающий более 40 лет в области религиозных путешествий, - теперь верующие объединяют Библию, археологию и историю. А во время пилигримства хотят открыть для себя культурные аспекты, связанные с территорией и народами». Новое явление, которое связывает веру и культуру, историю и традиции.

Религиозный туризм следует определить как поездки с познавательными целями, вид познавательного туризма, а также деятельность по организации посещения туристами, расположенных вне обычной среды проживания (обитания), религиозных и достопримечательных мест, связанных с культурным и природным наследием.

Паломничество соприкасается с познавательным туризмом, но не совпадает с ним. Здесь знакомство с новой страной или городом строго целенаправленно и необходимо для выполнения религиозного долга верующего. Нередко паломник стремится получить новые сведения о стране или культовых объектах только с целью расширения своих религиозных представлений. Однако современное паломничество имеет и существенный познавательный аспект. Организацией различных видов паломничеств заняты туристические фирмы. Паломники в той или иной степени знакомятся с культовыми памятниками страны или города, а также одновременно с культурой и достопримечательностями страны в целом. Кроме того, нередко современный паломник - человек, совершающий путешествие, чтобы только прикоснуться к религиозным святыням, увидеть места, связанные с историей крупнейших религий, но не принимать участие в культовых действиях. Здесь познавательные цели вытесняют собственно религиозные[15]

Следовательно, с точки зрения человеческой деятельности паломничество и религиозный туризм существенно различаются - это два различных вида. Религиозный туризм является социально-экономической деятельностью, а паломничество – религиозной. Поэтому знака равенства между этими видами деятельности ставить нельзя.

Иностранные эксперты подразделяют религиозный туризм на:

· путешествия в религиозные дестинации,

· поездки на религиозные собрания,

· путешествия с миссионерскими и/или гуманитарными целями,

· поездки единомышленников.

Путешествие в места, связанные с важнейшими религиозными событиями, наследием, историей и народом (религиозная дестинация) это наиболее общепринятое и традиционное понятие «религиозная поездка». Данное понятие включает и поездки к местным и региональным святыням, а также посещение религиозных музеев и других религиозных достопримечательностей. Кроме того, сюда включается посещение монастырей, обителей и других аналогичных религиозных объектов. Паломничество и поездки в религиозные дестинации лежат в основе богословских и религиозных традиций основных религий, которые имеют богатую историю деятельности по организации и продвижения этой формы путешествий. Поэтому этот вид путешествий, вероятно, всегда будет оставаться главным в религиозных поездках и гостеприимстве.

Поездки на религиозные собрания и встречи являются второй наиболее распространенной формой религиозного туризма. С исторической точки зрения, верующие путешествовали и собирались вместе еще на заре человечества, особенно для отправления религиозных обрядов и праздников. Еще в египетской империи, люди из всей страны ездили на большие расстояния для участия в религиозных мероприятиях и церемониях. В настоящее время верующие продолжают собираться вместе в еще большем количестве. Некоторые из крупнейших ежегодных или регулярных собраний в мире имеют религиозный характер (например, Всемирный день христианской молодежи) и собирают до миллиона участников. Каждый день во всем мире можно встретить верующих людей, которые путешествуют и собираются с целью богослужения по поводу празднования, образования, бизнеса и многого другого.

Третьей формой религиозных поездок, которая начала развиваться в конце прошлого века и особенно активно в последние два десятилетия, являются путешествия с миссионерской целью и/или с гуманитарными целями. Людей совершающих миссионерские поездки сегодня можно встретить по всему миру. Миссионерские поездки могут принимать различные формы, но основной задачей является рассказ о своей вере другим народам или оказание помощи местному населению по удовлетворению их человеческих потребностей. Самые распространенные и популярные миссионерские поездки обычно длятся от семи до 14 дней. Число людей, участвующих в таких краткосрочных поездках за последние пять лет удвоилось, и, по мнению специалистов, путешествия такого рода в будущем имеют хорошую перспективу.

Считается, что одним из видов миссионерского путешествия является проведение отпуска или свободного времени для участия в волонтерских проектах. Используя свое свободное время, доброволец объединяет путешествие с выполнением определенной деятельности. Примерами целей таких поездок может быть строительство жилья, обучение детей, оказание медицинских услуг, посадка деревьев, помощь в сохранении природы, уборка национальных парков, обслуживание исторических мест, а также пособничество местному сообществу в надобностях бизнеса, юридических или технических услуг. Для обозначения этого вида путешествия иногда используется термин путешествие волонтеров или волонтуризм (voluntourism).

Четвертый и новейший вид религиозной поездки – это путешествие людей с общими интересами - единомышленников (землячеств, групп людей с одинаковыми интересами, дружеских объединений, по взаимному обмену опытом, деятельностью, интересами и т.д.). Сегодня такие поездки представляют самый быстрорастущий сегмент рынка религиозного туризма. Основной причиной религиозных людей осуществлять такого рода поездки является преимущество отдыха и дружеские объединения. Иными словами, хотя вера может быть объединяющим фактором после создания группы, досуг и аспекты единомыслия часто выступают в качестве основных мотивов для участия лица в особой поездке или событии. Например, многие люди будут участвовать в религиозной конференции или мероприятии, выездном семинаре, молодежном лагере или групповом отдыхе со своим приходом с целью общения, а также получения опыта преимущества отдыха, релаксации и рекреации. То же самое относится и к другим путешествиям групп людей, таких как круизы, лыжные походы, автобусные туры, посещения национальных парков и так далее.

Также за двадцать лет из относительно неизвестного сегмента в господствующий выбор для религиозных путешественников именно Соединенных Штатов превратились религиозные круизы, таким образом, мы можем выделить еще одну форму религиозного туризма, но характерную именно для США – религиозные круизы. Тем самым обратить внимание на возможность развития данной формы в других странах, в частности в России. Опираясь на западный опыт, мы видим, что христианские круизы, продолжительностью от 3 до 8 дней, являются одним из экономичных видов отдыха (стоимость от $ 399) - все услуги включены в единый пакет. Во время круиза проводятся обучающие семинары, выступают проповедники, организуются развлечения, повышающие духовность. Сотни религиозных групп каждый год принимают участие в круизах христианской музыки и тому подобных специализированных путешествиях. Предложения по организации христианских круизов разнообразны: для холостяков и пожилых людей, семейные, для проведения семинаров.

Религиозные круизы организуют наиболее известные круизные компании. Princess Cruises организует маршруты на Святую Землю. Royal Caribbean предоставляет свои суда операторам христианских путешествий для специализированных круизов, таких как круизы на Багамы с участием христианской поп-звезды Мэтью Вест, с возможностью осуществлять миссионерскую деятельность на берегу. Holland America Line проводя религиозные круизы на Аляску с участием христианских натуралистов, исполнителей церковных песнопений (Gospel Singers), вместо казино организует на борту работу религиозного книжного магазина.

Эксперты ЮНВТО выделяют религиозный туризм как одно из самых перспективных направлений туризма XXI века. Такая тенденция связана с растущими потребностями современного человека в более глубоком ознакомлении с мировыми религиями, с расширением знания об особенностях религиозной жизни отдельных стран и регионов, а также с желанием более полного духовного обогащения посредством подобных путешествий.

В статистике, публикуемой ЮНВТО, учитываются международные прибытия и поступления, но не учитываются показатели внутреннего туризма. По итогам 2008 года поездки с религиозными и оздоровительными целями, посещения родственников и знакомых, с прочим целями составили 27% от общего числа 922 млн прибытий ($ 944 млрд или 642 млрд евро – 30% от экспорта услуг).

Мировой рынок религиозного туризма оценивается на сегодняшний день в 18 млрд. долларов в год (2% от всех поступлений в туризме), из которых 4,5 млрд получает только одна Италия, где сосредоточены многие христианские святыни. Ежегодное количество туристов и паломников составляет 300-330 миллионов и с паломническими или религиозными целями совершаются около 3—3,5 млрд поездок.

К сожалению, официальная статистика по поводу количества религиозных туристов в различных странах отсутствует, однако не приходится сомневаться в том, что их число значительно. О значимости религиозного туризма в Италии свидетельствует то обстоятельство, что на сегодняшний день данному сегменту по приблизительным подсчетам принадлежит до 10% всего итальянского туристского рынка. Привлекают туристов и пилигримов 30 тысяч базилик и храмов, 700 епархиальных музеев, 220 святилищ, обителей, монастырей и других объектов, принадлежащих католической церкви (70% культурного достояния, существующего в Италии). В религиозных поездках участвуют более 40 млн человек в год, общее количество ночевок составляет приблизительно 19 млн и поступления от этого бизнеса составляют более 4 млрд евро. Расходы одного посетителя составляют в среднем 104 евро на человека. Согласно исследованиям Международного института туристских наук ( Istituto Internazionale di Scienze Turistiche—Istur) 53,68% путешественников участвуют в богослужениях, однако более одной трети (35,1%) проявляет интерес к углубленному познанию территории ее природы и ресурсов. С остав пилигримов по возрасту выглядит следующим образом: 20 – 30 лет -12,59%, между от 30 и 50 годами – 38,7%, люди в возрасте 50 – 70 летсоставляют 36,72%, старше 70 лет путешествуют только 7,8%.

При постоянном росте религиозного туризма за последние тридцать лет в США наиболее активное его развитие наблюдается в 90-е годы прошлого и, особенно, с начала этого века. Согласно исследованиям Всемирной религиозной туристской ассоциации (World Religious Travel Association – WRTA), существуют три основных причины такого активного роста. Во-первых, наблюдается увеличение общего числа путешествующих и отдыхающих американцев. Во-вторых, за последние десять лет, доля североамериканцев утверждающих свою принадлежность к верующим существенно возросла. Только численность христианского населения в течение этого периода возросла примерно на десять миллионов человек. Американская ассоциация индустрии путешествий (Travel Industry Association) в конце 2007 года сообщала, что примерно одна треть в каждой возрастной группе (18-34, 35-54, 55 и старше) выражает заинтересованность в духовном отпуске. В-третьих, верующие люди находят способы интегрировать свои убеждения в повседневную жизнь. Об этом свидетельствует поразительные успехи за последние пять лет религиозных фильмов, книг и музыки. Произошел серьезный отход от тысячелетней традиции религиозных путешествий. Рынок религиозного туризма трансформировался от менталитета «нищеты/покаяния» в менталитет путешествия по первому классу обслуживания - бюджетные поездки начинают исчезать. Наиболее заметным примером высококлассного религиозного путешествия, является предложение оператора TCS Expeditions за $45000 совершить кругосветный тур, получивший название «Великие религии». Во время поездки туристы посетят наиболее известные в мире религиозные достопримечательности, от индуистской святыни - священных вод Варанаси, до подземных церквей в Эфиопии. Переезд из одного города в другой туристы будут совершать на частных самолетах, а ночевать в роскошных отелях, таких как King David в Иерусалиме и Oberoi в Дели.

В Португалиитакже не существует официальной статистики по религиозному туризму, но эксперты оценили, что этот вид туризма привлекает ежегодно несколько миллионов туристов, которые приносят около 700 млн евро поступлений, и составляет 10 процентов от общего туризма в стране. Отсутствие официальных цифр объясняется тем, что религиозный туризм (посещение мест религиозного интереса) не классифицируются как таковой, но попадает в графу культурно-познавательного туризма. Исследователи и туроператоры, считают, что в стратегический план учета туризма в стране должна быть включена еще одна категория - религиозный туризм.

Сегодня многие страны изменяют свой подход к индустрии путешествий, уделяя особое внимание религиозному туризму. Например, правительство Ямайки официально заявило, что намеревается войти на рынок религиозного туризма и сделать остров более религиозно направленным в сфере туризма. Планируется строительство нового центра для собраний, который привлечет путешественников, желающих провести религиозные конференции вдали от родной страны. Это позволит вывести страну из экономического кризиса.

Религиозный туризм, приносит экономическую выгоду местному населению, государственным структурам и частным предприятиям (не только туристским), оказывает поддержку религиозным общинам и организациям. Но в тоже время, существует необходимость решения проблемы профессиональной подготовки специалистов в этой сфере. Для устойчивого и успешного ее развития требуются высококвалифицированные специалисты.

Как показало исследование предложений на рынке религиозного туризма, многие сотрудники этих компаний не могут объяснить разницу между паломничеством и религиозным туризмом, и не имеют соответствующей профессиональной подготовки.

Для того чтобы развивать религиозный туризм, нужны не только управленцы и организаторы, но в первую очередь нужны экскурсоводы, гиды, сопровождающие групп – специалисты, которые непосредственно работают с туристами. Однако в специализированных учебных заведениях нет программ профессиональной подготовки подобных специалистов. На ознакомление с направлением «религиозный туризм» за 5 лет обучения предусмотрено всего два лекционных часа.

Таким образом, существует известное противоречие между потребностями в высококвалифицированных кадрах в области религиозного туризма и отсутствием разработок научно-теоретических основ и прикладных аспектов подготовки специалистов этого туристского направления.

Для продвижения религиозного туризма на рынки мо многих странах мира религиозными организациями и ассоциациями, часто с участием туристских компаний, заинтересованных в развитии этого бизнеса, в последние годы регулярно проводятся специализированные выставки, биржи, конгрессы и конференции. Существует практика включения конференций и конгрессов в программу проведения выставок, а также тенденция роста количества мероприятий подобного рода, развития новых форм – фестивалей, театрализованных представлений, создание специализированных объектов показа.

Таким образом, бурное развитие религиозного туризма в современном мире, а в последние годы и в России и экономическая выгода данного направления, заставляет нас провести анализ российского рынка, выявить недочеты и, опираясь на западный опыт, предпринять меры по их устранению, а также обратить внимание на положительные аспекты и функции религиозно-познавательного туризма, как социально-значимые для современного общества нашей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: