«Православные Святыни Смоленщины»
(Вязьма – Смоленск – Дорогобуж)
День | Движение по маршруту |
1. | Отправление из Москвы. Прибытие в город Вязьма. Экскурсия по городу. Посещение Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Обед в монастырской трапезной. Прибытие в Смоленск. Обзорная экскурсия с посещением храмов и монастырей, в том числе храмов во имя апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова и Архангела Михаила. Вечернее богослужение в Успенском кафедральном соборе для верующих. Размещение в гостинице «Патриот», ужин. |
2. | Завтрак в кафе гостиницы. Экскурсии «Катынский лес» и «Гнёздовский археологический комплекс». Возвращение в гостиницу, обед. Свободное время. Ужин. |
3. | Завтрак в кафе гостиницы. Выезд с вещами. Поездка в село Болдино Дорогобужского района. Посещение Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря. Обед в г. Дорогобуже. Посещение Димитриевского женского монастыря. Отъезд в Москву. Прибытие в Москву около 22.30. |
Составление технологической документации к
|
|
Религиозному туру выходного дня
«Православные Святыни Смоленщины»
(Вязьма – Смоленск – Дорогобуж)
1. Технологическая карта туристского путешествия по маршруту «ПравославныеСвятыни Смоленщины» (Вязьма – Смоленск – Дорогобуж) на 2010г.
Основные показатели маршрута
Вид маршрута _______________________________________линейный_____________
Продолжительность путешествия (сут.) _________________3_____________________
Число туристов в группе_______________________________15___________________
Число туристских групп ______________________________51____________________________17XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX____________________
Всего туристов по маршруту__________________________765____________________
Всего человеко-дней обслуживания ____________________6000___________________
Начало обслуживания на маршруте первой группы ______01.01.2010_______________
Конец обслуживания на маршруте последней группы _____26.12.2010______________
Стоимость путевки ___________________________________6 179,5_______________
График заезда туристских групп.
месяц | число туристов в месяц | график заезда туристов | число групп | ||
ЯНВАРЬ | 60 | 1) 01.01.2010 -03.01.2010 | 5 | ||
2) 08.01.2010 10.01.2010 | |||||
3) 15.01.2010 – 17.01.2010 | |||||
4) 22.01.2010 – 24.01.2010 | |||||
5) 29.01.2010 – 31.01.2010 | |||||
ФЕВРАЛЬ –
| 60 | 6) 05.02.2010 - 07.02.2010 | 4 | ||
7) 12.02.2010 – 14.02.2010 | |||||
8) 19.02.2010 – 21.02.2010 | |||||
9) 26.02.2010 – 28.02.2010 | |||||
МАРТ-
| 60 | 10) 05.03.2010 – 07.03.2010 | 4 | ||
11)12.03.2010 – 14.03.2010 | |||||
12) 19.03.2010 – 21.03.2010 | |||||
13) 26.03.2010 – 28.03.2010 | |||||
АПРЕЛЬ- МАЙ | 75 | 14) 02.04.2010 – 04.04.2010 | 5 | ||
15) 09.04.2010 – 11.04.2010 | |||||
16) 16.04.2010 – 18.04.2010 | |||||
17) 23.04.2010 – 25.04.2010 | |||||
18) 30.04.2010 – 02.05.2010 | |||||
МАЙ | 60 | 19) 07.05.2010 - 09.05.2010 | 4 | ||
20) 14.05.2010- 16.05.2010 | |||||
21) 21.05.2010-23.05.2010 | |||||
22) 28.05.2010-30.05.2010 | |||||
ИЮНЬ
| 60 | 23) 04.06.2010-06.06.2010 | 4 | ||
24) 11.06.2010-13.06.2010 | |||||
25) 18.06.2010-20.06.2010 | |||||
26) 25.06.2010-27.07.2010 | |||||
ИЮЛЬ - АВГУСТ | 60 | 27) 02.07.2010-04.07.2010 | 4 | ||
28) 09.07.2010-11.07.2010 | |||||
29) 16.07.2010-18.07.2010 | |||||
30) 23.07.2010-25.07.2010 | |||||
АВГУСТ | 75 | 31) 30.07.2010-01.08.2010 | 5 | ||
32) 06.08.2010-08.08.2010 | |||||
33) 13.08.2010-15.08.2010 | |||||
34) 20.08.2010-22.08.2010 | |||||
35) 27.08.2010-29.08.2010 | |||||
СЕНТЯБРЬ | 60 | 36) 03.09.2010 – 05.12.2010 | 4 | ||
37) 10.09.2010 -12.09.2010 | |||||
38)17.09.2010 – 19.09.2010 | |||||
39) 24.09.2010 – 26.10.2010 | |||||
ОКТЯБРЬ | 75 | 40) 01.10.2010 – 03.10.2010 | 5 | ||
41) 08.10.2010 – 10.10.2010 | |||||
42) 15.10.2010 – 17.10.2010 | |||||
43) 22.10.2010 – 24.10.2010 | |||||
44) 29.10.2010 – 31.10.2010 | |||||
НОЯБРЬ | 60 | 45) 05.11.2010 – 07.11.2010 | 4 | ||
46) 12.11.2010 – 14.11.2010 | |||||
47) 19.11.2010 – 21.11.2010 | |||||
48) 26.11.2010 – 28.11.2010 | |||||
ДЕКАБРЬ | 60 | 49) 03.12.2010 – 05.12.2010 | 4 | ||
50) 10.12.2010 – 12.12.2010 | |||||
51) 17.12.2010 – 19.12.2010 | |||||
52) 24.12.2010 – 26.12.2010 | |||||
Всего в год: | 765 | 52 |
Программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту
НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ. ВРЕМЯ ПРИБЫТИЯ. ВРЕМЯ ОТЪЕЗДА. | НАИМЕНОВАНИЕ ГОСТИНИЦЫ. УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ. | ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ТУР.УСЛУГИ. НАИМЕНОВАНИЕ ЭКСКУРСИЙ. | ВНУТРИМАРШРУТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. |
11.00-прибытие в г. Вязьма | 1.Обзорная автобусная экскурсия по городу «Старинный русский город Вязьма» 2. Посещение Иоанно-Предтеченского женского монастыря. | Автобус. 600 руб. Пешеходная 50 руб. | |
17.00 прибытие в г. Смоленск | Гостиница «Патриот» 2-х местные и 1-местные номера первой категории (телевизор, холодильник, душ, туалет). | 1 Обзорная автобусная экскурсия по г.Смоленску 2. Посещение церквей во имя апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова и Архангела Михаила 3.Посещение Успенского кафедрального собора. 4. Экскурсия «Катынский лес» 5. Экскурсия «Гнёздовский археологический комплекс» | Автобус. 300 руб. Микроавтобус. 180 руб. Микроавтобус. 180 руб. Автобус. 300 руб Автобус. 100 руб |
Отъезд в село Болдино | 1. Посещение Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря. 2. Посещение Димитриевского женского монастыря | Автобус. 300 руб Автобус. 100 руб | |
Отъезд в Москву | Автобус. 600 руб |
IV. Руководитель туристского предприятия обслуживающего маршрут
Расчет стоимости тура
Калькуляция на группу 15 человек на 3 дня/2 ночи по маршруту религиозно-познавательный тур выходного дня «Вязьма – Смоленск – Дорогобуж».
№ п/п | Наименование статьи расходов | в % | Показатели в стоимостном выражении | |
на группу | на 1 человека | |||
1 | Расходы на проживание | 27000 | 1800 | |
2 | Расходы на питание | 22 500 | 1500 | |
3 | Транспортные расходы | 2700 | 180 | |
4 | Расходы на экскурсионную программу | 15900 | 1060 | |
5 | Страховка | 1500 | 100 | |
Итого прямых затрат: | 69600 | 6990 | ||
7. | Косвенные расходы тур. оператора | 10 | 6 960 | |
Полная себестоимость: | 76 560 | |||
Налоги: | ||||
НДС | 13 | 13836,17 | ||
На пользователей автодорог | 1 | 765 | ||
Прибыль: | 20 | 1 531,2 | ||
Продажная цена: | 92 692,37 | 6 179,5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ исторического развития, состояния международного и российского рынка и перспектив развития религиозного туризма позволяет сделать следующие выводы.
1.Сегодня многие путешествия можно отнести к поездкам с религиозными целями - религиозному туризму. В настоящее время около 90 % объектов в мире, представляющих туристский интерес, связаны с религией. Ежегодное количество туристов и паломников в мире составляет 300-330 миллионов, ими с паломническими или религиозными целями совершаются около 3—3,5 млрд поездок.
Религиозный туризм следует определить как поездки с познавательными целями, вид познавательного туризма, а также деятельность по организации посещения туристами, расположенных вне обычной среды проживания (обитания), религиозных и достопримечательных мест, связанных с культурным и природным наследием.
|
|
2.Идеологической составляющей религиозного туризма является смягчение общей социальной напряженности, а не разделение общества на враждебные стороны; установление диалога и мира между конфессиями: религиозный туризм не должен вызывать столкновений или обид на религиозной и социальной почве.
3.Религиозный туризм есть одно из направлений работы по духовно-патриотическому воспитанию населения, а особенно молодежи, приобщению людей к нравственным ценностям, духовному и культурно-историческому наследию русского народа. Это комплексная задача, в решении которой должны принять участие государственные, частные, общественные и религиозные институты. Формирование условий для реализации религиозного туризма предполагает тесную координацию деятельности органов власти, учреждений культуры, охраны здоровья граждан, физической культуры и спорта, туристских компаний, образовательных учреждений, общественных объединений и религиозных организаций.
4.Религиозный туризм приносит не только экономическую выгоду местному населению, государственным структурам и частным предприятиям (не только туристским), религиозным организациям - главным результатом является создание климата взаимопонимания между участниками поездок и местным населением по совместному преодолению имеющихся проблем и напряженностей в обществе.
5.Развитие религиозного туризма диктует необходимость регулирования туристских потоков с учетом пропускного потенциала территории, поскольку хаотичное и бесконтрольное посещение достопримечательных мест и памятников не позволяет обеспечить их сохранность и приводит к недовольству верующих и возникновению социально-экономических проблем у местного населения.
6.Положительную роль в развитии религиозного туризма мог бы сыграть частный бизнес путем поддержки и организации поездок с религиозно-просветительскими целями для некоторых социальных групп населения (прежде всего школьников и молодежи).
7.В современном мире с его многочисленными проблемами становится особенно очевидным, что вопросы подбора и подготовки кадров для организации религиозного туризма, с учетом понимания характера объектов показа и этики общения организаторов с представителями конфессий, а также разработка соответствующих методик, образуют комплекс важнейших задач, которые требуют неотложного, серьёзного и взвешенного решения.
|
|
8.Организация религиозного туризма требует серьезных схем подготовки, как программ пребывания, так и самих участников поездок, для положительного восприятия атмосферы посещаемых достопримечательных мест. В практической деятельности следует также учитывать новые явления (например, поездки религиозных людей не с религиозными целями, но с соблюдением религиозных обрядов) и новые информационные возможности, которые появляются с развитием новейших технических достижений.
9.Религиозный туризм будет способствовать снижению социальной напряженности, положительную роль в диалоге между культурами, религиями и цивилизациями, если он будет базироваться на тесном сотрудничестве туристских, государственных, религиозных организаций с местным населением посещаемых туристами территорий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянов Л. Я. Социология: что она знает и может.- М.: 1993
2. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник для студентов высших учебных заведений – М.: «Аспект Пресс», 2001.464с.
3. Александрова А. Ю. и др. География туризма: учебник для студентов высших учебных заведений – М.: «КноРус», 2008. - 592 с.: ил., табл.; 24 см. // Глава 14. Паломнмчество и религиозный туризм.
4. Алексеев В.В. Свет Андроникова монастыря. – М.: «Глобус», 2003.170с.
5. Аломар Г. Памятники и культурный туризм. – 1978.
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Совет. спорт, 2008.206с., 22 см. // Глава 2. Религиозный туризм.
7. Биржаков М.Б., Риш А.М. Методологические особенности составления программы паломнического тура.// «Туристские фирмы», 2000. Выпуск 20.
8. Биржаков М.Б. Православный храм // Туристские Фирмы. 2003. Выпуск 29.
9. Биржаков М.Б. Правовые основы и методы регулирования паломнического туризма. // «Туристские фирмы», 2003. Выпуск 30.
10. Биржаков М. Б., Житенев С. Ю. Туризм и католическая церковь. Новые отношения и формы сотрудничества. Комментарий к материалам пасторального конгресса по туризму // Туристские Фирмы. 2004 Выпуск 34(2).
11. Биржаков М.Б. Правовое регулирование паломничества: исторический аспект и современность // Туристские Фирмы.2005 Выпуск 35(3).
12. Биржаков М.Б. Введение в туризм: путешествия, туризм и турист, туристская деятельность, туристская индустрия, туристский продукт, туристские услуги, работы, товары, виды и разновидности туризма, законодательство о туризме/ Карельский ин-т туризма, Ленинградский обл. ун-т им. А. С. Пушкина. - Изд. 9-е, доп. и перераб. – С.-П.: Невский фонд: «Герда», 2008. - 576 с.: ил., табл.; 24 см. // Глава 1. Путешествия и путешественник. 1.3. Паломничество; Глава 11. Особенные вопросы туристской деятельности. 11.2. Паломничество.
13. Большой Глоссарий терминов международного туризма. Издание третье. 2005. // Часть IX. Туризм и религии. - Глава I. Христианство.
14. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Паломничество// Энциклопедический словарь: расширенное описание истории паломничества, обширный список «паломнических» путеводителей прошлого.
15. Государственный музей истории религии – пространство диалога //Туристские Фирмы. 2008 Выпуск 45(13).
16. Гулиев Н.А. История путешествий, туризма и туристических организаций: учеб. пособие/ М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. ин-т сервиса, Каф. соц.-культур. сервиса и туризма. - Омск: Ом. гос. ин-т сервиса, 2004. 294 с.: табл.; 20 см.
17. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. // Иностранная литература. 1993. № 4.
18. Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха Крестовых походов. - Пг., 1918, 2с.
19. Емельянов А.С. Монастыри России: паломничество, религиозный туризм./ учебное пособие.- Ярославль: «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2009.- 275с.: картосхемы, фото.
20. Житенев С.Ю. Русское православное паломничество. Современное состояние и развитие // Труды Академии туризма. Выпуск 6 (2005).
21. Житенев С.Ю. Доклад «Православное паломничество и религиозный туризм: основные понятия и опыт взаимодействия в России» // 1-й Черноморский туристский форум, Варна, 16–18 октября 2008 г.
22. Житенев С.Ю. История православного паломничества в X-XVII веках.- М.: «Идрис», 2007.
23. Ж. Ле Гофф.Цивилизация средневекового Запада. Перев. с франц. - М.: «Прогресс-Академия», 1992, 108 с.
24. Заявление Межрелигиозного совета России о культуре межрелигиозных отношений в России и мире // Туристские Фирмы. 2008 Выпуск 46(14).
25. Иванов С.И. Все, что вы хотели знать о паломничествах: паломничество и религиозный туризм, святые места России и христианского мира, основы безопасного паломничества, правила поведения в святых местах / - Москва: «Эксмо», 2008. - 317 с.; 21 см. - (Религия. Путеводители).
26. Ильюнина Л. Туризм и паломничество. Православное обозрение -“Радонеж” № 17-18, 2001.
27. Иерусалимский Ю.Ю. История отечества (IX-XVII вв.)/ учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм/ - 2007.
28. История русского православия и вопросы паломнического туризма //Туристские Фирмы. 1998 Выпуск 17.
29. Информационные материалы к рабочему совещанию НИПа «Динамика общественного мнения: методология и методы изучения» и НИПа «Динамика позиций социальных групп и общностей и социальная напряженность». М., 1989.
30. Каценельсон М.Е. Святая земля ждет паломников и туристов // Туристские Фирмы. 1999 Выпуск 19
31. Кирилл (Гундяев В.М.; Патриарх; 1946-). Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог» // Туристские Фирмы. 2007 Выпуск 43(11).
32. Конституция РФ, раздел Первый, Глава1;2.
33. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории / - М., 1989. – 17 с.
34. Кузнецова Е. А. Оптина Пустынь - средоточие русского православного старчества. - Б.м.. - 82 – 89 с. // Актуальные проблемы туризма'99. Проблемы и перспективы развития туризма малых и средних городов Центральной России - Сб. докл. и тез. сообщ. науч.- практ. конф., 14-16 окт. 1999 г., г.Калуга / - Москва: Из-во Российской международной академии туризма, 1999. - граф., табл.; 20 см.
35. Михайлов Г. Крестовый турпоход // - Огонёк. 2007 № 38. 34-40 с.
36. Михельсон А.Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. – 1865.
37. Мосолкина Т.В. От средневековых паломничество к современному туризму // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Саратов, 2003.
38. Монастыри – культурные и духовные центры России и Европы. История и современность: Международная монография./М-во Культуры РФ и др., Отв. Ред. О. Г. Севан. – М., 2003. – 176 с.: 200 илл.
39. Мониторинг состояния туризма в Российской Федерации./ Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, Международная Туристская Академия. – Тверь, 2007. – 62 с.
40. Мясникова Л.А. и др. Религиозное и светское паломничество: ритуал и практика: монография / - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2008. – 187с.: цв. ил., табл.; 21 см.
41. Орехов Д. Святые места России.- С.-П., 2002.
42. Осауленко Б.И. Туризм и пропаганда памятников истории и культуры. - М.: «Профиздат», 1984. - 56 с.; 16 см.
43. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины.- М.: издание Сретенского монастыря, 2003. Издание 5-е, исправленное и дополненное.
44. Платонов Ю.В. Социальный конфликт на производстве// Социологические исследования. 1991. № 11. 20—25 с.
45. Прокопенко Т.А. Экономико-географический и исторический аспекты развития религиозного туризма: на примере Русской Православной Церкви/ автореферат дис. кандидата географических наук: 25.00.24/ - Краснодар, 2007. - 26 с.
46. Путрик Ю.С. Историческая ретроспектива концептуальных представлений о туризме в СССР и России (60 - е гг. XX в. - начало XXI в.)./ - Вестник Российского университета Дружбы Народов. Серия: История России: Научный журнал N. 5-, 2008.. - 150 – 154 с.
47. Паломнический и религиозный туризм// Туристские Фирмы.1997 Выпуск 14.
48. Паломничество: История и Современность. Церковный вестник. №9 (май) 2004.
49. Потенциал культурно-религиозного туризма в России // Туристские Фирмы. 2008 Выпуск 46(14).
50. Рапов О. М. Официальное крещение князя Владимира Святославовича и киевлян/ Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: «Высшая школа», 1988. 208—254 с.; 397с.
51. Рапов О. М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами. - 1984, № 6, с. 44-45.
52. Религиозный туризм – один из самых древних и традиционных видов туризма // Туристские Фирмы.1997 Выпуск 13 «Русское православие: вехи истории» / Науч ред. д.и.н. А. И. Клибанов. - М., 1989. - 17с.
53. Рождественский Н.П. Христианская апологетика: В 2 т. - СПб., 1884. Т. 1. 136с.
54. Рукавишников В. О. Социальная напряженность – М.: Диалог, 1990, №8.
55. Рязанов А.М. и др. Проблемы взаимодействия церковных и светских организаций в области религиозного туризма // Троицкие чтения. 2003-2004 гг.; Материалы VII-VIII Троицких чтений / Государственный литературно-мемориальный музей- заповедник А.С. Пушкина (с. Большие Вяземы (Московская обл.)); - с. Большие Вяземы: Б/и, 2004. - 342 – 364с., 375 с.: ил.; 20 см.
56. Сенин В.С. Организация международного туризма: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент" /Изд. 2-е, перераб. и доп./ - М.: «Финансы и статистика», 2004. - 397с.: ил., табл.; 25 см.
57. Соколова М.В. Виды и направления российского туризма и путешествий в XVIII веке. / - Исторические науки N. 5-, (17-)/- 2006. 36 – 46с.
58. Социологические исследования.- 1992. № 7. 94с.
59. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники - М.: "Московский лицей", 1997. 328 с.
60. Тезисы докладов научно-практической конференции: «Туризм — путь достижения Целей Тысячелетия». ч. I. 28 февраля 2008 г. (Санкт- Петербург). – СПб.: «Невский Фонд», 2008. 152 с.
61. Христов Т. Религиозный туризм./ учебник /- М. 2003.
62. Центр православных программ «София» // Туристские Фирмы. 2006 Выпуск 39(7).
63. Чернобай П.Д. Социальна я напряженность: опыт измерения // Социологические исследования, 1992, № 7, 94-98 с.
64. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - 1910.
65. Шафранов-Куцев Г.Ф. Вестник Тюменского государственного университета / Тюменский гос. ун-т/- Тюмень: «Тюмен», 1998. №2, 2005. - 268 с.: a-ил.
66. Щербакова В.Е. Уникальная паломница // Туристские Фирмы. 2007 Выпуск 42(10).
67. Щербакова В.Е. Записки неопытной паломницы. Псково-Печерский монастырь // Туристские Фирмы. 2008 Выпуск 46(14).
68. Щербакова В.Е. Паломница поневоле // Туристские Фирмы. 2006 Выпуск 39(7).
69. Щученко, В.А.. Православие в русской культуре: сборник трудов Русского историко-культурного общества/ – С.- П.: «Вести», 1998. 154с.; 20см.
70. 4-й Европейский Конгресс по Паломничеству и поездкам по святым местам 20–23 сентября 2004, Германия // Туристские Фирмы. 2006 Выпуск 39(7).
71. www.i-u.ru\biblio
72. http://admin.smolensk.ru/
73. http://www.patriarchia.ru/
74. http://polit.mezhdunarodnik.ru/
75. http://smoleparh.ru/
76. http://www.smolensk-travel.ru/
77. http://society.polbu.ru/averianov_sociology/ch29_i.html
78. http://ru.wikipedia.org/
[1] Проректор Царицынского православного университета прп. Сергия Радонежского протоиерей Александр Половинкин. Всероссийская конференция «Человек в условиях мирового экономического кризиса: духовная составляющая» 01 октября 2009г. www.patriarchia.ru
[2] Рождественский Н.П. Христианская апологетика: В 2 т. СПб., 1884. Т. 1. 136с.
[3] Осипов А.И. - профессор, доктор богословия, преподаватель Московской Духовной Академии, фигура широко известна в церковных и около церковных кругах.
[4] Осипов А.И. Путь разума в поисках истины.- М.: издание Сретенского монастыря, 2003. Издание 5-е, исправленное и дополненное.
[5]Конституция РФ Раздел Первый. Глава 1 Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В России отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями (каковым в СССР был Совет по делам религий при Совете Министров СССР).
[6] Конституция РФ Раздел Первый. Глава 2 Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
[7] Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Паломничество// Энциклопедический словарь: расширенное описание истории паломничества, обширный список «паломнических» путеводителей прошлого
[8] Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха Крестовых походов. Пг., 1918, с. 2.
[9] Ж. Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада./ Перев. с франц. М.: «Прогресс-Академия», 1992.108с.
[10] Епитимья́ (др.-греч. ἐπιτιμία, «наказание») — исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры. Епитимия назначается разная, по степени грехов, по возрасту, положению и по мере раскаяния. Обычно назначаемые священником для совершения добродетели выбираются противоположными содеянным грехам. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Епитимия)
[11] Ж. Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада/. Перев. с франц. М.: «Прогресс-Академия», 1992. 128с.
[12] Пилигримство – от слова пилигрим. Путешествие, хождение к святым местам. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910; "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865.
[13] Ультрамонта́нство (от выражения итал. papa ultramontano — «папа из-за гор» (Альп) < лат. ultra — «далее», «за пределами» + лат. montis — «горы») — идеология и течение в Римско-Католической Церкви, выступавшие за жёсткое подчинение национальных католических Церквей папе римскому, а также защищавшие верховную светскую власть пап над светскими государями Европы. Сам термин возник не позднее XIII века и первоначально обозначал папу, избранного не из итальянцев, а из иной страны — papa ultramontano.
[14] Более подробно в монографии. Житенева С.Ю. История православного паломничества в X-XVII веках. – М.: «Идрис», 2007.
[15] Биржаков М.Б. Введение в туризм – М, 1999.
[16] Монастыри Русской православной церкви. Справочник-путеводитель., М.: «Московской патриархии», 2001.
[17] Монастыри Русской православной церкви. Справочник-путеводитель.- М.: «Московской патриархии», 2001.
[18] Орехов Д. Святые места России.- С.-П., 2002.
[19] Информационные материалы к рабочему совещанию НИПа «Динамика общественного мнения: методология и методы изучения» и НИПа «Динамика позиций социальных групп и общностей и социальная напряженность». М., 1989.
[20] Социологические исследования. 1992. № 7. 94 с.; а также Платонов Ю.В. Социальный конфликт на производстве//Социологические исследования. 1991. № 11. 20-25 с.
[21] Некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже, а именно в 990.
Русское православие: вехи истории / Науч ред. д.и.н. А. И. Клибанов. — М., 1989. 17 с.
Рапов О. М. Официальное крещение князя Владимира Святославовича и киевлян / Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: Высш. шк., 1988. 208—254 с.; 397с.
Рапов О. М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами. / Вопросы истории/ - 1984, № 6, 44-45 с.
[22]В кельях монастыря, построенных в 1583 году, более шести лет жили изгнанные Годуновым Михаил Фёдорович Романов со своей матерью монахиней Марфой. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. По указу царя Михаила Романова строится Новый город. Он был обнесён высокими стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром, была заложена в месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель.
[23]Статья из РИА Новости. http://rusk.ru/
28 июня 2008г, в Москве в Государственном Кремлевском дворце состоялся торжественный акт по случаю 1020-летия Крещения Руси.
[24] На месте древнего Смоленска (12 километров западнее современного города) расположен Гнездовский археологический комплекс (Гнездовские курганы). Известен благодаря уникальным археологическим находкам, которые доказывают о существовании в древнем Смоленске христианской общины уже в конце IX – начале Х века. Более 30% от числа захоронений – христианские, о чем свидетельствуют особенности трупоположений в курганах (язычники сжигали тела умерших), нательные крестики и молитвенные свечи. Гнездовские курганы являются объектом туристского показа, включены в туристские маршруты, имеются дальнейшие планы их обустройства.
[25] С 1999 года национальный парк включен в список Ключевых орнитологических территорий международного значения, а в 2002 году национальному парку присвоен статус Биосферного резервата под эгидой ЮНЕСКО. В 2007 году национальный парк «Смоленское Поозерье» посетило более 27 000 туристов.